САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 11.06.2013 N 25-293
О Программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" на 2013-2015 годы
В соответствии со статьей 24 Устава муниципального образования "Город Саратов" Саратовская городская Дума
РЕШИЛА:
1. Принять Программу комплексного социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" на 2013-2015 годы (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава муниципального
образования "Город Саратов"
О.В. Грищенко
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" на 2013-2015 годы
Наименование Программы | Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" на 2013-2015 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; |
Муниципальный заказчик Программы | Администрация муниципального образования "Город Саратов" |
Основные разработчики Программы | Комитет по экономике, структурные подразделения администрации муниципального образования "Город Саратов" |
Цель Программы | Создание условий для стабильного улучшения качества жизни горожан, динамичного развития экономики и привлечения инвестиций |
Задачи Программы | - развитие социального потенциала, повышение доступности и качества муниципальных услуг; - развитие городской среды, создание комфортных и безопасных условий для жизни населения; - развитие экономической базы для реализации полномочий органов местного самоуправления. |
Срок реализации Программы | 2013 - 2015 годы |
Исполнители Программы | Структурные подразделения администрации муниципального образования "Город Саратов" |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | В результате выполнения Программы: - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу предприятий к 2015 году увеличится до 173,1 млрд. руб.; - индекс промышленного производства составит 104,2%; - оборот розничной торговли достигнет 148,9 млрд. руб., оборот общественного питания - 6,1 млрд. руб., объем платных услуг - 60,9 млрд. руб.; - размер среднемесячной заработной платы составит 32,3 тыс. руб.; - средняя продолжительность жизни населения возрастет до 71 года; - объем инвестиций в основной капитал возрастет до 45,6 млрд. руб.; - прогнозируется увеличение объема налоговых и неналоговых доходов бюджета города до 8,9 млрд. руб.; - ввод жилой площади увеличится до 790 тыс. кв.м. в год; - улучшится материально-техническая база и методическое обеспечение деятельности учреждений социальной сферы с соответствующим повышением доступности и качества предоставляемых населению услуг в области образования, культуры, спорта, здравоохранения; - увеличится количество мест в учреждениях дошкольного образования до 28263 ед.; - ожидается улучшение потребительских свойств дорожно-уличной сети города, увеличение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, до 71,4%; - будет обеспечена ежегодная посадка не менее 2100 деревьев; - предотвращены оползневые процессы, ведущие к угрозе чрезвычайных ситуаций на территории города на 498 га; - эксплуатирующим организациям будут переданы не менее 1020 объектов инженерной инфраструктуры; - доля земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, будет доведена до 100%. - будут повышены качество предоставления жилищно-коммунальных услуг и эффективность использования коммунальных ресурсов; - будут последовательно реализованы проектные решения Генерального плана города и обеспечены условия жизни горожан и уровень комфортности среды, соответствующие градостроительным регламентам и требованиям нормативных документов. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляют: 1. Саратовская городская Дума - путем рассмотрения и утверждения итогового отчета об исполнении Программы. 2. Администрация муниципального образования "Город Саратов" - путем рассмотрения отчетов структурных подразделений о ходе реализации Программы на коллегии, постоянно действующих совещаниях при главе администрации муниципального образования "Город Саратов". 3. Структурные подразделения администрации муниципального образования "Город Саратов" - путем проведения в рамках своих полномочий мониторинга степени достижения целевых ориентиров Программы, анализа отклонений с выяснением причин. |
Вопросы местного значения, полномочия органов муниципальных органов управления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Эффективно реализовать возложенные данным законом полномочия, обеспечить динамичное и всестороннее развитие Саратова невозможно без установления системы приоритетов, достижения согласованности действий всех органов управления, населения, предприятий и общественных организаций. Как показывает мировой и общероссийский опыт, достичь этого можно путем среднесрочного планирования социально-экономического развития муниципальных образований.
При разработке Программы учитывались приоритеты Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основные положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа, Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, Программы социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года, федеральные инициативы по модернизации образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.
В качестве основных принципов построения Программы приняты:
1. Приоритет развития человеческого капитала;
2. Вовлечение населения в процесс формирования и реализации Программы, максимальная информационная открытость;
3. Установление взаимовыгодных партнерских отношений общества, бизнеса, науки и власти;
4. Системность - совокупность целенаправленных действий по созданию условий социально-экономического развития города в среднесрочной перспективе;
5. Нацеленность на повышение конкурентоспособности города;
6. Ежегодный мониторинг хода реализации Программы и ее периодическая актуализация.
При формировании Программы:
- проведена оценка достигнутого уровня развития экономики и социальной сферы города Саратова;
- сформулированы цели, задачи социально-экономического развития, основные направления и способы их достижения с учетом потенциальных возможностей бюджета муниципального образования в среднесрочной перспективе и приоритетностью направлений;
- определены целевые индикаторы исполнения Программы.
В качестве основного механизма реализации Программы предложен программно-целевой метод планирования и расходования бюджетных средств.
Рисунок 1 - Формирование и реализация Программы социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" на 2013-2015 годы
Саратов является динамично развивающимся городом с диверсифицированной экономикой, обладающим широкими инвестиционными возможностями. Одним из подтверждений этого является результат рейтинга "ТОП-100 лучших городов России", по методике которого по 14 показателям, объединенным в пять индексов, оценивались 153 муниципальных округа с населением от 100 тыс. человек. Город Саратов с итоговым индексом рейтинга 36,17 занял в нем 21-е место, переместившись за год с 32 места.
Общая численность постоянного населения в городе Саратове на 1 января 2013 года составила 839,8 тыс. человек.
Распределение численности населения по районам города представлено в следующей диаграмме.
Рисунок 2 - Численность населения в разрезе районов города, в процентах
Ленинский район наиболее крупный по численности населения, по состоянию на 1 января 2013 года в нем проживает 270,8 тыс. чел.
Основные показатели демографических процессов
Показатели | Ед. изм. | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Численность населения | чел. | 830953 | 827193 | 836892 | 839755 |
Число родившихся | чел. | 8145 | 8403 | 8429 | 9021 |
на 1000 чел. населения | ‰ | 9,8 | 10,2 | 10,1 | 10,8 |
Число умерших | чел. | 12103 | 12856 | 11354 | 11275 |
на 1000 чел. населения | ‰ | 14,6 | 15,6 | 13,6 | 13,5 |
Естественный прирост | чел. | -3958 | -4453 | -2925 | -2254 |
на 1000 чел. населения | ‰ | -4,8 | -5,4 | -3,5 | -2,7 |
За период 2009-2012 годы рождаемость (в расчете на 1000 населения) увеличилась на 10,2%, смертность снизилась на 7,5%, естественная убыль населения сократилась на 43,8%.
Основными причинами смертности населения в городе являются: болезни системы кровообращения, новообразования, несчастные случаи, отравления, травмы.
Миграционные процессы за период 2009-2010 гг. обеспечили нулевой сальдированный результат, в 2011-2012 гг. отмечена позитивная тенденция к миграционному приросту - 6,1 чел. на 1000 населения.
Показатели миграции населения
Наименование показателя | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Миграционный прирост, убыль, чел. | -14 | 10 | 2311 | 5098 |
Миграционный прирост (на 1000 населения) | 0 | 0 | 2,8 | 6,1 |
Несмотря на постепенное улучшение показателей рождаемости, снижение смертности, миграционный прирост, демографическая ситуация в городе не обеспечивает сохранение и увеличение численности населения.
Средняя номинальная заработная плата (без выплат социального характера) по городу, начисленная работникам крупных, средних и малых организаций в 2012 году составила 20713,3 руб., темп роста 115,1%. Соотношение размера средней заработной платы по городу с общероссийским и региональными показателями представлено на рисунке N 3.
Рисунок 3 - Динамика среднемесячной заработной платы за 2009-2012 гг. в России, Приволжском Федеральном округе, Саратовской области и г. Саратове, руб.
Заработная плата по крупным и средним организациям в 2012 году сложилась в размере 23307,2 руб. В 2009 году, 2010 году, 2011 году и 2012 году темпы роста средней заработной платы работников крупных и средних предприятиях составляли 110,5 %, 111,1 %, 110,4 % и 116,7 % соответственно.
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций города
руб.
Виды экономической деятельности | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Средняя заработная плата работников крупных и средних организаций | 16210,0 | 18020,1 | 19938,2 | 23307,2 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 13667,6 | 14351,0 | 17679,0 | 17925,1 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 11783,7 | 13148,4 | 14353,7 | 16806,8 |
Образование | 11756,4 | 12037,4 | 12854,3 | 14971,8 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 13180,3 | 13818,6 | 14897,3 | 17246,9 |
Гостиницы и рестораны | 10751,2 | 11652,6 | 12857,0 | 16268,1 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 12264,9 | 13471,0 | 14590,8 | 15489,8 |
Обрабатывающие производства | 13241,1 | 15732,5 | 17759,6 | 22199,4 |
Строительство | 15761,0 | 17946,6 | 19437,1 | 20781,8 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 21295,7 | 24281,4 | 27519,5 | 31337,3 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 17240,0 | 20018,9 | 21846,3 | 23970,7 |
Транспорт и связь | 19661,9 | 22191,6 | 24583,0 | 26991,8 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 21242,6 | 21686,5 | 24214,2 | 32541,1 |
Финансовая деятельность | 28947,4 | 34046,0 | 36323,3 | 38239,0 |
Добыча полезных ископаемых | 30720,7 | 33267,6 | 36055,0 | 40504,9 |
Как видно из представленной таблицы, наиболее высокую заработную плату получают работники, занятые в сферах добычи полезных ископаемых, финансовой деятельности, операций с недвижимым имуществом. Размер заработной платы в организациях, осуществляющих добычу полезных ископаемых, превышает среднюю заработную плату по городу в 1,7 раза. Относительно низкий уровень заработной платы остается в образовании, оптовой и розничной торговле, в сфере деятельности гостиниц и ресторанов, предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, здравоохранении.