САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 11.06.2013 N 25-293


О Программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" на 2013-2015 годы


В соответствии со статьей 24 Устава муниципального образования "Город Саратов" Саратовская городская Дума

     РЕШИЛА:


1. Принять Программу комплексного социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" на 2013-2015 годы (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава муниципального
образования "Город Саратов"
 О.В. Грищенко


Приложение
к решению Саратовской
городской Думы
от 11.06.2013 N 25-293

     
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" на 2013-2015 годы

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" на 2013-2015 годы (далее - Программа)

Основание для  разработки Программы

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Решение Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649 "Об Уставе муниципального образования "Город Саратов"

Муниципальный заказчик Программы

Администрация муниципального образования "Город Саратов"

Основные разработчики Программы

Комитет по экономике, структурные подразделения администрации муниципального образования "Город Саратов"

Цель Программы

Создание условий для стабильного улучшения качества жизни горожан, динамичного развития экономики и привлечения инвестиций

Задачи Программы

- развитие социального потенциала, повышение доступности и качества муниципальных услуг;

- развитие городской среды, создание комфортных и безопасных условий для жизни населения;

- развитие экономической базы для реализации полномочий органов местного самоуправления.

Срок реализации Программы

2013 - 2015 годы

Исполнители Программы

Структурные подразделения администрации муниципального образования "Город Саратов"

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В результате выполнения Программы:

- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу предприятий к 2015 году увеличится до 173,1 млрд. руб.;

- индекс промышленного производства составит 104,2%;

- оборот розничной торговли достигнет 148,9 млрд. руб., оборот общественного питания - 6,1 млрд. руб., объем платных услуг - 60,9 млрд. руб.;

- размер среднемесячной заработной платы составит 32,3 тыс. руб.;

- средняя продолжительность жизни населения возрастет до 71 года;

- объем инвестиций в основной капитал возрастет до 45,6 млрд. руб.;

- прогнозируется увеличение объема налоговых и неналоговых доходов бюджета города до 8,9 млрд. руб.;

- ввод жилой площади увеличится до 790 тыс. кв.м. в год;

- улучшится материально-техническая база и методическое обеспечение деятельности учреждений социальной сферы с соответствующим повышением доступности и качества предоставляемых населению услуг в области образования, культуры, спорта, здравоохранения;

- увеличится количество мест в учреждениях дошкольного образования до 28263 ед.;

- ожидается улучшение потребительских свойств дорожно-уличной сети города, увеличение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, до 71,4%;

- будет обеспечена ежегодная посадка не менее 2100 деревьев;

- предотвращены оползневые процессы, ведущие к угрозе чрезвычайных ситуаций на территории города на 498 га;

- эксплуатирующим организациям будут переданы не менее 1020 объектов инженерной инфраструктуры;

- доля земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, будет доведена до 100%.

- будут повышены качество предоставления жилищно-коммунальных услуг и эффективность использования коммунальных ресурсов;

- будут последовательно реализованы проектные решения Генерального плана города и обеспечены условия жизни горожан и уровень комфортности среды, соответствующие градостроительным регламентам и требованиям нормативных документов.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляют:

1. Саратовская городская Дума - путем рассмотрения и утверждения итогового отчета об исполнении Программы.

2. Администрация муниципального образования "Город Саратов" - путем рассмотрения отчетов структурных подразделений о ходе реализации Программы на коллегии, постоянно действующих совещаниях при главе администрации муниципального образования "Город Саратов".

3. Структурные подразделения администрации муниципального образования "Город Саратов" - путем проведения в рамках своих полномочий мониторинга степени достижения целевых ориентиров Программы, анализа отклонений с выяснением причин.


Введение


Вопросы местного значения, полномочия органов муниципальных органов управления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Эффективно реализовать возложенные данным законом полномочия, обеспечить динамичное и всестороннее развитие Саратова невозможно без установления системы приоритетов, достижения согласованности действий всех органов управления, населения, предприятий и общественных организаций. Как показывает мировой и общероссийский опыт, достичь этого можно путем среднесрочного планирования социально-экономического развития муниципальных образований.

При разработке Программы учитывались приоритеты Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основные положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа, Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, Программы социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года, федеральные инициативы по модернизации образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.

В качестве основных принципов построения Программы приняты:

1. Приоритет развития человеческого капитала;

2. Вовлечение населения в процесс формирования и реализации Программы, максимальная информационная открытость;

3. Установление взаимовыгодных партнерских отношений общества, бизнеса, науки и власти;

4. Системность - совокупность целенаправленных действий по созданию условий социально-экономического развития города в среднесрочной перспективе;

5. Нацеленность на повышение конкурентоспособности города;

6. Ежегодный мониторинг хода реализации Программы и ее периодическая актуализация.

При формировании Программы:

- проведена оценка достигнутого уровня развития экономики и социальной сферы города Саратова;

- сформулированы цели, задачи социально-экономического развития, основные направления и способы их достижения с учетом потенциальных возможностей бюджета муниципального образования в среднесрочной перспективе и приоритетностью направлений;

- определены целевые индикаторы исполнения Программы.

В качестве основного механизма реализации Программы предложен программно-целевой метод планирования и расходования бюджетных средств.

Рисунок 1 - Формирование и реализация Программы социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" на 2013-2015 годы

     

1. Социально-экономическое положение города Саратова в 2009-2012 гг. (основные показатели)


Саратов является динамично развивающимся городом с диверсифицированной экономикой, обладающим широкими инвестиционными возможностями. Одним из подтверждений этого является результат рейтинга "ТОП-100 лучших городов России", по методике которого по 14 показателям, объединенным в пять индексов, оценивались 153 муниципальных округа с населением от 100 тыс. человек. Город Саратов с итоговым индексом рейтинга 36,17 занял в нем 21-е место, переместившись за год с 32 места.

1.1. Демография


Общая численность постоянного населения в городе Саратове на 1 января 2013 года составила 839,8 тыс. человек.

Распределение численности населения по районам города представлено в следующей диаграмме.

Рисунок 2 - Численность населения в разрезе районов города, в процентах


Ленинский район наиболее крупный по численности населения, по состоянию на 1 января 2013 года в нем проживает 270,8 тыс. чел.

Основные показатели демографических процессов

Показатели

Ед. изм.

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Численность населения

чел.

830953

827193

836892

839755

Число родившихся

чел.

8145

8403

8429

9021

на 1000 чел. населения

9,8

10,2

10,1

10,8

Число умерших

чел.

12103

12856

11354

11275

на 1000 чел. населения

14,6

15,6

13,6

13,5

Естественный прирост

чел.

-3958

-4453

-2925

-2254

на 1000 чел. населения

-4,8

-5,4

-3,5

-2,7


За период 2009-2012 годы рождаемость (в расчете на 1000 населения) увеличилась на 10,2%, смертность снизилась на 7,5%, естественная убыль населения сократилась на 43,8%.

Основными причинами смертности населения в городе являются: болезни системы кровообращения, новообразования, несчастные случаи, отравления, травмы.

Миграционные процессы за период 2009-2010 гг. обеспечили нулевой сальдированный результат, в 2011-2012 гг. отмечена позитивная тенденция к миграционному приросту - 6,1 чел. на 1000 населения.

Показатели миграции населения

Наименование показателя

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Миграционный прирост, убыль, чел.

-14

10

2311

5098

Миграционный прирост (на 1000 населения)

0

0

2,8

6,1


Несмотря на постепенное улучшение показателей рождаемости, снижение смертности, миграционный прирост, демографическая ситуация в городе не обеспечивает сохранение и увеличение численности населения.

1.2. Доходы населения


Средняя номинальная заработная плата (без выплат социального характера) по городу, начисленная работникам крупных, средних и малых организаций в 2012 году составила 20713,3 руб., темп роста 115,1%. Соотношение размера средней заработной платы по городу с общероссийским и региональными показателями представлено на рисунке N 3.

Рисунок 3 - Динамика среднемесячной заработной платы за 2009-2012 гг. в России, Приволжском Федеральном округе, Саратовской области и г. Саратове, руб.


Заработная плата по крупным и средним организациям в 2012 году сложилась в размере 23307,2 руб. В 2009 году, 2010 году, 2011 году и 2012 году темпы роста средней заработной платы работников крупных и средних предприятиях составляли 110,5 %, 111,1 %, 110,4 % и 116,7 % соответственно.

Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций города

     
руб.

Виды экономической деятельности

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Средняя заработная плата работников крупных и средних организаций

16210,0

18020,1

19938,2

23307,2

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

13667,6

14351,0

17679,0

17925,1

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

11783,7

13148,4

14353,7

16806,8

Образование

11756,4

12037,4

12854,3

14971,8

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

13180,3

13818,6

14897,3

17246,9

Гостиницы и рестораны

10751,2

11652,6

12857,0

16268,1

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

12264,9

13471,0

14590,8

15489,8

Обрабатывающие производства

13241,1

15732,5

17759,6

22199,4

Строительство

15761,0

17946,6

19437,1

20781,8

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

21295,7

24281,4

27519,5

31337,3

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

17240,0

20018,9

21846,3

23970,7

Транспорт и связь

19661,9

22191,6

24583,0

26991,8

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

21242,6

21686,5

24214,2

32541,1

Финансовая деятельность

28947,4

34046,0

36323,3

38239,0

Добыча полезных ископаемых

30720,7

33267,6

36055,0

40504,9


Как видно из представленной таблицы, наиболее высокую заработную плату получают работники, занятые в сферах добычи полезных ископаемых, финансовой деятельности, операций с недвижимым имуществом. Размер заработной платы в организациях, осуществляющих добычу полезных ископаемых, превышает среднюю заработную плату по городу в 1,7 раза. Относительно низкий уровень заработной платы остается в образовании, оптовой и розничной торговле, в сфере деятельности гостиниц и ресторанов, предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, здравоохранении.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»