Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года

Таблица 3.2.

"Дорожная карта" по развитию РИС Тамбовской области

Состав мероприятия

Срок

Ответственные

Результат

Формирование административно- правовой инфраструктуры (нормативно-правовой базы и органов управления инновационным процессом)

4 кв. 2013 -
1 - 2 кв. 2014 г.

Областная Дума.

Управление инновационного развития, международного и межрегионального сотрудничества области,

управление экономической политики администрации области,

управление по развитию промышленности и предпринимательства области,

управление образования и науки области

Принятие областного закона "Об инновационной деятельности в Тамбовской области".

Создание постоянно действующего органа - Совета по научно- технической и инновационной политике Тамбовской области (Инновационный совет)

Выработка механизма по обеспечению взаимодействия руководящих органов управления с участниками инновационного процесса: государственными
органами власти, бизнесом, организациями научно- исследовательской и образовательной сфер

1 кв. 2014 г.

Инновационный совет

Создание площадки взаимодействия.

Формирование консенсуса по  вопросам развития РИС области.

Разработка регламентов взаимодействия элементов инновационной инфраструктуры

Поддержка, координация существующих и создание новых элементов организационно- технологической инфраструктуры

2013 - 2014 гг.

Инновационный совет.

Управление инновационного развития, международного и межрегионального сотрудничества области,

управление по развитию промышленности и предпринимательства
области

Координация деятельности существующих бизнес-инкубаторов и
центров трансфера технологий.

Создание промышленных зон и площадок, центра кластерного развития, центров прототипирования и промышленного дизайна, развитие региональных инновационных инжиниринговых центров

Развитие финансовой инфраструктуры.

Развитие системы преференций и субсидий для малого инновационного бизнеса.

Создание фонда поддержки научной и научно-технической деятельности

1 - 2 кв. 2014 г.

Инновационный совет.

Управление инновационного развития, международного и межрегионального сотрудничества области,

управление экономической политики администрации области,

финансовое управление области.

Корпорация развития

Система преференций и субсидий для малого инновационного бизнеса, поддержка микрофинансовых организаций.

Старт-ап Фонда поддержки научной и научно-технической деятельности

Создание информационной инфраструктуры по обеспечению деятельности РИС. Формирование Плана информационных мероприятий по поддержке инновационной деятельности

4 кв. 2013 г.

Инновационный совет.

Управление инновационного
развития, международного и межрегионального сотрудничества области,

управление пресс-службы и информации администрации области

Создание инновационного портала Тамбовской области.

Формирование баз данных об инновационных продуктах и услугах в области и за ее пределами.

Развитие системы публикаций результатов исследований.

Создание выставочных площадок.

Создание центра брендирования и маркетинга Тамбовской области.

Утверждение Плана информационных мероприятий по поддержке инновационной деятельности

Формирование спроса на инновации со стороны предприятий области и инвесторов путем ужесточения экологических норм, поощрения модернизации производств, обучения новым технологиям

2013 - 2014 гг.

Инновационный совет.

Управление инновационного развития, международного и межрегионального сотрудничества области,

управление по охране окружающей среды и природопользованию области,

управление по развитию промышленности и предпринимательства области,

управление сельского хозяйства области

Ужесточение экологических норм для осуществляемых инвестиционных проектов (особенно в области животноводства).

Развитие государственно-частного партнерства в рамках программ модернизации и технического перевооружения существующих производств.

Размещение государственного и муниципального заказа путем включения дополнительных условий по степени инновационности закупаемой продукции, выполняемых услуг и работ.

Продвижение местных брендов и обучение персонала современным технологиям

Повышение эффективности сектора генерации знаний за счет коммерциализации созданных в предыдущие годы патентов, привлечения новых кадров, интеграции в мировой рынок инноваций и повышения ориентации на потребности экономики

2013 - 2014 гг.

Инновационный совет.

Управление инновационного развития, международного и межрегионального сотрудничества области,

управление образования и науки области

Областные мероприятия по поддержке фундаментальных исследований (на основе грантов РФФИ и РГНФ).

Размещение публикации статей в зарубежных изданиях.

Реализация исследований в рамках научно-образовательных отраслевых центров

Повышение эффективности подсистемы трансфера новаций путем координации деятельности существующих элементов и  привлечения R'n'D центров крупных компаний

2014 - 2015 гг.

Инновационный совет.

Корпорация развития

Комплекс мер по поддержке действующих на территории области элементов подсистемы трансфера новаций.

Работающая процедура координации центров трансфера Инновационным советом.

Механизм привлечения Корпорацией развития R'n'D центров крупных фирм

Повышение эффективности подсистемы реализации (внедрения) инноваций путем стимулирования модернизации существующих производств, формирования новых отраслей и включение РИС ТО в национальную и международные инновационные системы

2013 - 2015 гг.

Инновационный совет.

Корпорация развития.

Управление инновационного развития, международного и межрегионального сотрудничества области,

управление по развитию промышленности и предпринимательства области,

управление экономической политики администрации области

Льготный механизм привлечения предприятиями, реализующими программы технического перевооружения, долгосрочных заемных средств.

Механизм привлечения финансовых ресурсов институтов развития ОАО
"РВК", ОАО "РОСНАНО".

Участие инновационных компаний области в технологических платформах.

Расширение деятельности Центра научно-производственной кооперации.

Система инновационно- технологического консалтинга

Повышение эффективности подсистемы обучения и подготовки кадров путем организации образовательно- научных комплексов и создания системы поддержки молодежного
предпринимательства

2013 - 2015 гг.

Инновационный совет.

Управление образования и науки области

Механизм сетевого взаимодействия бизнеса, научно-исследовательских организаций и учреждений профессионального образования области по принципу профильных образовательно-научных комплексов.

Организация на базе Инновационного совета бизнес-тренингов для начинающих инноваторов

Исследования участников
инновационного процесса
и анализ инновационных
проектов и программ,
реализуемых в области

Ежегодно

Инновационный совет

Аналитический доклад.

Оценка спроса и предложения в
инновационной сфере.

Оценка коммерческого потенциала интеллектуальной собственности и ресурсов участников инновационного
процесса.

Оценка соответствия инновационных проектов и программ приоритетам и целям инвестиционного развития.

Рекомендации по корректировке целевых ориентиров и показателей

Разработка, утверждение и реализация подпрограммы "Стимулирование инноваций" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Тамбовской области на 2014 - 2020 гг."  

2013 - 2020 гг.

Управление инновационного развития, международного и
межрегионального сотрудничества области,

управление экономической политики,

управление образования и науки области

Утвержденная и реализуемая подпрограмма "Стимулирование инноваций на 2014 - 2020 гг."  

    4. Цели, задачи и направления инвестиционной стратегии

    4.1. Цель и задачи инвестиционной стратегии


Основания для разработки инвестиционной стратегии

Формирование и широкое обсуждений проекта региональной инвестиционной стратегии является одним из требований, содержащимся в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2012 года.

В соответствии с нормативными требованиями проект инвестиционной стратегии может приниматься как в виде отдельного документа, так и в виде раздела более общего документа, описывающего стратегию регионального развития. В администрации Тамбовской области принято решение, что проект инвестиционной стратегии является разделом Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года. В настоящем разделе сформированы цели, задачи и направления инвестиционной стратегии Тамбовской области до 2020 года.



    Цель и задачи инвестиционной стратегии


Исходя из Генеральной цели социально-экономического развития области до 2020 года, цель инвестиционной стратегии состоит в следующем: вхождение Тамбовской области в группу лидирующих регионов Центрального федерального округа по уровню инвестиционной привлекательности. Достижение этой цели реально обеспечить в среднесрочной перспективе 3 - 5 лет.


Интегральной формализованной оценкой уровня привлекательности области для инвесторов выступает инвестиционный рейтинг области, который в 2012 г.имел значение 3A1: пониженный потенциал минимальный риск. Область занимает 56-е место среди регионов России по потенциалу и 6-е место - по риску. Стратегическая задача: сохранить достигнутые позиции по уровню риска и нарастить инвестиционный потенциал. Для решения задачи проведен анализ частных составляющих инвестиционного рейтинга и сформированы группы целевых мероприятий по этим составляющим.

Наиболее высокие ранги частных составляющих инвестиционного потенциала области: инновационный (14-й среди регионов России) и инфраструктурный (37-й).

Концепция развития инвестиционного потенциала состоит в следующем.

Во-первых, необходимо упрочение достигнутых позиций по составляющим инвестиционного потенциала с высоким рангом. Для решения этой задачи в Стратегии сформированы мероприятия:

- комплекс мероприятий по развитию РИС Тамбовской области;

- мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры Тамбовской области;

- формирование "дорожных карт" по созданию и развитию территориальных, промышленных, инновационных и логистических кластеров, зон территориального развития.

Во-вторых, необходима планомерная работа по повышению составляющих инвестиционного потенциала с низким рангом. Для решения этой задачи в Стратегии сформированы мероприятия по:

- развитию малого и среднего предпринимательства;

- улучшению инвестиционного климата.

Следует подчеркнуть, что наращивание регионального инвестиционного потенциала - задача, решаемая в долгосрочной перспективе в рамках совокупной системы мер, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития области на период до 2020 года.

Конкурентными преимуществами области в плане инвестиционной привлекательности выступают: