"Дорожная карта" по развитию РИС Тамбовской области
Состав мероприятия | Срок | Ответственные | Результат |
Формирование административно- правовой инфраструктуры (нормативно-правовой базы и органов управления инновационным процессом) | 4 кв. 2013 - | Областная Дума. | Принятие областного закона "Об инновационной деятельности в Тамбовской области". |
Выработка механизма по обеспечению взаимодействия руководящих органов управления с участниками инновационного процесса: государственными | 1 кв. 2014 г. | Инновационный совет | Создание площадки взаимодействия. |
Поддержка, координация существующих и создание новых элементов организационно- технологической инфраструктуры | 2013 - 2014 гг. | Инновационный совет. | Координация деятельности существующих бизнес-инкубаторов и |
Развитие финансовой инфраструктуры. | 1 - 2 кв. 2014 г. | Инновационный совет. | Система преференций и субсидий для малого инновационного бизнеса, поддержка микрофинансовых организаций. |
Создание информационной инфраструктуры по обеспечению деятельности РИС. Формирование Плана информационных мероприятий по поддержке инновационной деятельности | 4 кв. 2013 г. | Инновационный совет. | Создание инновационного портала Тамбовской области. |
Формирование спроса на инновации со стороны предприятий области и инвесторов путем ужесточения экологических норм, поощрения модернизации производств, обучения новым технологиям | 2013 - 2014 гг. | Инновационный совет. | Ужесточение экологических норм для осуществляемых инвестиционных проектов (особенно в области животноводства). |
Повышение эффективности сектора генерации знаний за счет коммерциализации созданных в предыдущие годы патентов, привлечения новых кадров, интеграции в мировой рынок инноваций и повышения ориентации на потребности экономики | 2013 - 2014 гг. | Инновационный совет. | Областные мероприятия по поддержке фундаментальных исследований (на основе грантов РФФИ и РГНФ). |
Повышение эффективности подсистемы трансфера новаций путем координации деятельности существующих элементов и привлечения R'n'D центров крупных компаний | 2014 - 2015 гг. | Инновационный совет. | Комплекс мер по поддержке действующих на территории области элементов подсистемы трансфера новаций. |
Повышение эффективности подсистемы реализации (внедрения) инноваций путем стимулирования модернизации существующих производств, формирования новых отраслей и включение РИС ТО в национальную и международные инновационные системы | 2013 - 2015 гг. | Инновационный совет. | Льготный механизм привлечения предприятиями, реализующими программы технического перевооружения, долгосрочных заемных средств. |
Повышение эффективности подсистемы обучения и подготовки кадров путем организации образовательно- научных комплексов и создания системы поддержки молодежного | 2013 - 2015 гг. | Инновационный совет. | Механизм сетевого взаимодействия бизнеса, научно-исследовательских организаций и учреждений профессионального образования области по принципу профильных образовательно-научных комплексов. |
Исследования участников | Ежегодно | Инновационный совет | Аналитический доклад. |
Разработка, утверждение и реализация подпрограммы "Стимулирование инноваций" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Тамбовской области на 2014 - 2020 гг." | 2013 - 2020 гг. | Управление инновационного развития, международного и | Утвержденная и реализуемая подпрограмма "Стимулирование инноваций на 2014 - 2020 гг." |
4. Цели, задачи и направления инвестиционной стратегии
4.1. Цель и задачи инвестиционной стратегии
Основания для разработки инвестиционной стратегии
Формирование и широкое обсуждений проекта региональной инвестиционной стратегии является одним из требований, содержащимся в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2012 года.
В соответствии с нормативными требованиями проект инвестиционной стратегии может приниматься как в виде отдельного документа, так и в виде раздела более общего документа, описывающего стратегию регионального развития. В администрации Тамбовской области принято решение, что проект инвестиционной стратегии является разделом Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года. В настоящем разделе сформированы цели, задачи и направления инвестиционной стратегии Тамбовской области до 2020 года.
Цель и задачи инвестиционной стратегии
Исходя из Генеральной цели социально-экономического развития области до 2020 года, цель инвестиционной стратегии состоит в следующем: вхождение Тамбовской области в группу лидирующих регионов Центрального федерального округа по уровню инвестиционной привлекательности. Достижение этой цели реально обеспечить в среднесрочной перспективе 3 - 5 лет.
Интегральной формализованной оценкой уровня привлекательности области для инвесторов выступает инвестиционный рейтинг области, который в 2012 г.имел значение 3A1: пониженный потенциал минимальный риск. Область занимает 56-е место среди регионов России по потенциалу и 6-е место - по риску. Стратегическая задача: сохранить достигнутые позиции по уровню риска и нарастить инвестиционный потенциал. Для решения задачи проведен анализ частных составляющих инвестиционного рейтинга и сформированы группы целевых мероприятий по этим составляющим.
Наиболее высокие ранги частных составляющих инвестиционного потенциала области: инновационный (14-й среди регионов России) и инфраструктурный (37-й).
Концепция развития инвестиционного потенциала состоит в следующем.
Во-первых, необходимо упрочение достигнутых позиций по составляющим инвестиционного потенциала с высоким рангом. Для решения этой задачи в Стратегии сформированы мероприятия:
- комплекс мероприятий по развитию РИС Тамбовской области;
- мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры Тамбовской области;
- формирование "дорожных карт" по созданию и развитию территориальных, промышленных, инновационных и логистических кластеров, зон территориального развития.
Во-вторых, необходима планомерная работа по повышению составляющих инвестиционного потенциала с низким рангом. Для решения этой задачи в Стратегии сформированы мероприятия по:
- развитию малого и среднего предпринимательства;
- улучшению инвестиционного климата.
Следует подчеркнуть, что наращивание регионального инвестиционного потенциала - задача, решаемая в долгосрочной перспективе в рамках совокупной системы мер, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития области на период до 2020 года.
Конкурентными преимуществами области в плане инвестиционной привлекательности выступают: