Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года

Таблица 2.3.

Прогноз показателей социально-экономического развития Тамбовской
области на период до 2020 года (по состоянию на 01.11.2013 г.)

Показатели

факт
2012

Прогноз
2013

Прогноз
2014

Прогноз
2015

Прогноз
2020

Объем ВРП, млрд. рублей

210,6
оценка

239,7

275,9

316,8

710,5

Рост производительности труда к предыдущему году, процентов

109,2
оценка

110,3

109,0

109,3

112,0

Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Тамбовской области (по оперативным данным)

20717,9

22847,9

24324,8

26623,6

29162,3

Доля инвестиций в ВРП, процентов

39,2
оценка

41,1

43,0

44,5

51,4

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), млн.рублей

63264,2

83161,0

100460,0

120621,4

346722,6

Производство зерновых культур в год, тыс.тонн

1866,0

3000,0

2400,0

2600,0

4262,8

Производство скота и птицы на убой в год, тыс.тонн

204,4

257,7

350,0

500

1000

Производство молока в год, тыс.тонн

221,0

221,0

228,3

233,6

330

Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, млн.рублей

169510

179700

190500

201900

270188

Доля инновационной продукции в ВРП, процентов

1,0
оценка

1,5

2,0

3,0

4,0

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг, процентов

4,4

7,0

8,0

10,0

17

Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства, процентов

4,7

8,5

10,5

15

20

Доля новых для мирового рынка инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства

0,001

0,008

0,01

0,012

0,028

Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс.чел. населения), штук

1,02

1,1

1,2

1,25

2,0

Индекс научного цитирования в расчете на 1 публикацию, сделанную учеными, работающими на территории Тамбовской области, ед.

0,9
оценка

1,0

1,2

1,4

2,0

Доля внебюджетных средств в затратах на НИР, процентов

22,7

28

31

34

50

Доля затрат на НИОКР в ВРП, процентов

0,8
оценка

1,1

1,4

1,7

3,0

Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций, процентов

7,3

7,5

7,6

8,0

15

Доля организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, в общем количестве организаций (уровень инновационной активности)

8,5

8,7

8,9

9,2

10

Численность населения (в среднем за год), тыс.чел.

1079,1

1072,7

1066,9

1061,5

1045,7

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

70,7

71,2

72,0

72,6

74,6

Коэффициент естественного прироста населения на 1 тысячу человек, промилле

-6,5

-6,1

-5,7

-5,5

-2,3

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, тыс.рублей

17,4

20,75

23,1

26,1

38,5

Индекс роста реальной заработной платы, процентов к предыдущему году

112,5

105,4

106,2

106,0

105,0

Ввод в действие жилых домов, кв.м общей площади на человека

0,59

0,63

0,67

0,71

1

Удельный вес введенной общей площади жилых домов к общей площади жилищного фонда, процентов

2,37

2,44

2,52

2,6

3,8

Численность занятых в экономике, среднегодовая (в методологии баланса трудовых ресурсов), тыс.чел.

507,0

505,8

504,5

503,0

494,3

Создание и модернизация высоко- производительных рабочих мест (число созданных, модернизированных высокопроизводительных рабочих мест), тыс.ед.

2,129

2,389

2,691

3,039

7,663

Удельный вес численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, процентов

9,5

9,5

9,5

9,4

9,3

Общая численность безработных, в процентах к экономически активному населению

4,85

4,8

4,8

4,7

4,7

Прирост численности персонала, занятого исследованиями и разработками, процентов

2,4

3,8

3,9

4,8

6,0

Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных)  общеобразовательных учреждений, процентов

1,73

1,71

1,7

1,65

1,5

Доля расходов бюджета, формируемая программно-целевым методом, за исключением расходов на содержание аппарата органов исполнительной власти, процентов

70,4

75

80

85

95

Прогноз предполагает, что доля инвестиций в ВРП будет нарастать, что позволит обеспечить прогнозный рост ВРП в 3,4 раза к 2020 году по отношению к 2012 году.

Тамбовская область ставит перед собой амбициозные цели по показателям развития инновационной экономики:

- Доля инновационной продукции в ВРП должна возрасти с 1% (2012 г.) до 4% (2020 г.);

- Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг, процентов - с 4,4% (2012 г.) до 17% (2020 г.).

Выход на такие показатели позволит Тамбовской области выдвинуться в число лидеров Центрального федерального округа по уровню развития экономики знаний.

Все это позволит области упрочить свои конкурентные позиции, стать привлекательным регионом для инвестирования в производства с высоким переделом.

    3. Цель и направления развития инновационной системы

     3.1. Перспективная модель региональной инновационной системы


Исходя из Генеральной цели социально-экономического развития области до 2020 года, цель инновационного развития Тамбовской области состоит в следующем: достижение долгосрочной конкурентоспособности региона (на внутренних и внешних рынках) за счет его превращения в одного из лидеров инновационного развития ЦФО. Достижение этой цели реально обеспечить в среднесрочной перспективе до 5 лет.

Цель реализуется на основе создания эффективной региональной инновационной системы (РИС). Эффективность РИС определяется:

- системной поддержкой инновационной деятельности со стороны региональной власти;

- возможностями генерации знаний и технологий, в том числе реализацией научно-образовательного и инновационного потенциала;

- развитыми каналами и институтами (инфраструктурой) трансфера и коммерциализации технологий, объединяющих деятельность различных участников инновационных процессов;

- высокой инновационной активностью предприятий и организаций;

- уровнем сложившейся инновационной культуры участников инновационных процессов.

Эффективная РИС создает благоприятные условия возникновения и внедрения инноваций, формирует внутренние стимулы для технологической модернизации традиционных производств и развития отраслей новой экономики.

Решение задачи формирования инновационной инфраструктуры в значительной степени находится в сфере полномочий региональных органов власти.

Анализ действующей РИС Тамбовской области определил необходимость развития всех инновационных подсистем. Каждая из подсистем обладает определенными функциями и результатами деятельности в рамках инновационного процесса (таблица 3.1.).