Функции и результаты деятельности подсистем РИС
Подсистема | Функция | Основной результат деятельности |
Инфраструктурное ядро РИС | ||
Административно - | Регулирование инновационной сферы. Нормотворчество. Создание специальных институтов развития. Создание стимулов модернизации предприятий | Система управления инновационной деятельностью, нормативно-правовые акты, институты развития |
Финансовая инфраструктура | Обеспечение инновационных проектов финансовыми средствами на разных стадиях. Вложения в НИОКР и модернизацию предприятий | Механизмы привлечения бюджетных средств, грантов, средств фондов |
Организационно- технологическая инфраструктура | Инженерно-технологическое обеспечение инновационной деятельности организаций | Готовые площадки для размещения инновационных компаний |
Информационная инфраструктура | Информационная поддержка инновационной деятельности. Брендирование, маркетинг | Инновационный портал. Конференции, ярмарки. Центры коллективного маркетинга |
Функциональные подсистемы | ||
Обучение и подготовка кадров | Удовлетворение запроса участников РИС на научные и технические кадры | Процессы непрерывной кадровой подготовки. Кадры |
Генерация новых знаний | Зарождение и первичное воплощение новых идей. Организации фундаментальной и прикладной науки | Публикации, патенты |
Трансфер новаций | Поддержка инновационных проектов на начальных стадиях. Обеспечение необходимым оборудованием и технологиями. Консалтинг.Привлечение инвесторов, маркетинг | Готовая технология или продукт. Инновационно-активная компания |
Реализация инноваций | Производство готового продукта, внедрение технологии, предоставление инновационной услуги | Готовый массовый продукт, технология, услуга |
Потребление инновационных продуктов и услуг | Потребление инновационных продуктов, технологий и услуг | Спрос на инновационную продукцию |
Основная задача инновационной политики Тамбовской области заключается в обеспечении непрерывного взаимодействия различных элементов и подсистем в рамках инновационного процесса, а также в создании недостающих звеньев. На схеме перспективной РИС (рисунок 3.1) представлен полный перечень необходимых подсистем и порядок их взаимодействия.
Рис. 3.1. Перспективная РИС Тамбовской области
3.2. Направления развития региональной инновационной системы
Разработка РИС не является одноактным проектом. Это достаточно продолжительный процесс, который предполагает участие всех заинтересованных участников: государственных органов власти, бизнеса, научно-исследовательской и образовательной сферы.
Условия формирования эффективной РИС, как показывают международный опыт и лучшие российские практики, следующие:
1. РИС должна быть адаптирована к профилю региона. Российские сельскохозяйственные регионы имеют общие отличительные черты, обусловливающие специфику реализуемых в них инновационных стратегий. Они характеризуются высоким удельным весом сельского хозяйства в общей структуре занятости и сравнительно невысокой долей населения с высшим образованием. Они отстают от других регионов в плане набора источников экономического роста и ресурсов знаний. Они не имеют информационной и организационной инфраструктуры для организации эффективных связей с национальной и международной экономикой помимо экспорта сельскохозяйственной продукции или полуфабрикатов.
2. Основное условие успешной работы РИС - постоянно поддерживаемый консенсус участников инновационного процесса. Инновационная политика должна быть ориентирована на ограниченное количество приоритетов, план действий по формированию РИС должен быть понят и принят всеми участниками. В частности, вопрос о создании финансовых элементов РИС (регионального венчурного фонда и др.) должен стать результатом консенсуса участников инновационного процесса, а не только решения руководящих органов власти.
3. Для достижения консенсуса необходимо эффективное общее руководство процессом создания РИС, базирующееся на прозрачном и непрерывном взаимодействии органов власти, консультантов и заинтересованных участников.
3.2.1. Формирование ядра РИС - инновационной инфраструктуры
Формирование региональной инновационной инфраструктуры находится в непосредственной компетенции областных властей и составляет основное направление деятельности исполнительной и законодательной ветвей власти в Тамбовской области по обеспечению развития инновационной сферы.
Создание и развитие административно-правовой инфраструктуры
В условиях Тамбовской области первоочередной задачей при формировании ядра РИС является создание административно-правовой инфраструктуры (регулирование и административные механизмы поддержки инновационной деятельности).
Процесс превращения инновационной деятельности в ключевую сферу государственной политики требует принятия нового прогрессивного закона области "Об инновационной деятельности в Тамбовской области". Схожие законы есть у большинства инновационно-ориентированных регионов России. Ключевая цель нового закона - способствовать формированию региональной инновационной системы Тамбовской области, ориентированной на ускорение инновационного цикла (образование - наука производство).
Закон должен включать в себя положения о разработке механизмов поддержки РИС и формировании благоприятной инновационной среды.
В новом законе следует ввести ряд ключевых понятий и инструментов развития инновационной деятельности:
- региональная инновационная система;
- инновационный потенциал области;
- инновационный цикл (образование - фундаментальные исследования - прикладные исследования - производство);
- инновационная и наукоемкая продукция;
- инновационная восприимчивость предприятий;
- инновационно-активные предприятия и областной реестр инновационно-активных предприятий;
- инновационный кластер;
- критические технологии и технологическая платформа.