Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года

Таблица 2.2.

Матрица SWOT-анализа

Матрица стратегии

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Возможности (О)

Использование сильных сторон
для извлечения максимальной
выгоды из представившихся возможностей

Стратегия O-S:
МАКСИ-МАКСИ
Инновационный сценарий

Устранение слабых сторон с использованием представившихся возможностей

Стратегия (O-W):
МИНИ-МАКСИ
Инвестиционно-промышленный
сценарий

Угрозы (T)




Использование сильных сторон
для нейтрализации угроз

Стратегия (T-S):
МАКСИ-МИНИ

Минимизация слабых сторон для
нейтрализации угроз

Стратегия (T-W):
МИНИ-МИНИ
Инерционный сценарий

    2.2. Определение возможных сценариев развития. Обоснование выбора инновационного сценария


В рамках Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года предполагается реализация трех сценариев развития округа: инерционного, инвестиционно-промышленного и инновационного (базового). Развитие Тамбовской области как субъекта ЦФО рассматривается также в рамках предложенных сценариев.

Инерционный сценарий предполагает, что область направит усилия на минимизацию слабых сторон для нейтрализации угроз (стратегия T - W). При таком сценарии могут быть замедлены основные негативные тенденции, но в целом регион будет терять привлекательность для инвестиций и конкурентоспособность.


Депопуляция экономически активного населения приведет к сокращению возможностей для появления в регионе новых инвесторов, а дефицит трудовых ресурсов станет основным ограничением развития бизнеса. Снижение уровня квалификации экономически активного населения негативно отразится на инвестиционном климате.

Снижение потока инвестиций приведет к тому, что износ основных фондов в промышленности превысит 50%, возрастет риск банкротства и закрытия предприятий, в том числе градообразующих.

Ценовые колебания на рынке сельскохозяйственной продукции негативно отразятся на инвестиционной привлекательности АПК. Потребуются меры по снижению убытков сельскохозяйственных производителей (областной заказ по фиксированным ценам, организация поддержки сельхозпроизводителей при реструктуризации кредитов и т. п.), реализация которых будет ограничена нормами ВТО.

Снижение инвестиций в промышленность и АПК ограничит потенциал внедрения инновационных продуктов и технологий, что негативно отразится на состоянии научной сферы.

Вероятность реализации инерционного сценария возрастает при отставании институциональных преобразований в инновационной сфере, снижении темпов роста уровня жизни.

Инвестиционно-промышленный сценарий предполагает устранение слабых сторон (сравнительно низкий уровень индустриализации), используя представившиеся возможности (резкое увеличение потока внешних инвестиций в промышленность) - стратегия O - W.


В целом это благоприятный и желательный сценарий. Однако его осуществление в значительной степени зависит от перспектив реализации на территории области крупных проектов федерального масштаба, находящихся в разной стадии готовности:

- создание газоперерабатывающего завода мощностью до 1,0 млн.тонн сжиженного газа в год;

- освоение месторождения ильменит-рутил-циркониевых песков "Центральное" и строительство горно-обогатительного комбината;

- строительство крупного предприятия по производству цемента;

- техническое перевооружение и модернизация предприятий оборонно-промышленного комплекса области.

Реализация этих масштабных проектов существенно повысит промышленный потенциал области, изменит структуру экономики и рынка труда в пользу индустриального сектора, приведет к формированию на территории области локальных зон роста.

Конкурентным преимуществом Тамбовской области при этом будет выступать наличие новых, быстро растущих отраслей экономики, продукция которых имеет значительный потенциал экспорта за пределы Тамбовской области, в том числе - на мировой рынок.

Однако вероятность реализации инвестиционно-промышленного сценария определяется удачным сочетанием экзогенных факторов:

- изменением конъюнктуры на мировом и общероссийском рынках титана и редкоземельных металлов;

- ростом спроса на строительные материалы;

- принятием политических решений на федеральном уровне об интеграции перечисленных проектов в федеральные программы.