Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года

Таблица 2.1.

SWOT-анализ социально-экономического развития Тамбовской области

Сильные стороны

Слабые стороны

Природные
ресурсы

1. Благоприятные агроклиматические условия для ведения интенсивного сельского хозяйства. Достаточная сумма активных температур для выращивания зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника и др. культур. Большая площадь черноземных почв.

2. Природное разнообразие и относительно благоприятная экологическая ситуация, в особенности в сельских районах для развития производства экологически чистых продуктов питания и экотуризма. Отсутствие крупных промышленных загрязнителей, за исключением предприятий промышленного комплекса областного центра.

3. Значительное число водных объектов - рек и озер, привлекательных для развития рекреации

1. Удаленность от крупногородских агломераций, не позволяющая претендовать на вынос промышленных предприятий и развитие логистических функций, не препятствует совершению маятниковых недельных и месячных трудовых миграций. Пересекающий область транспортный коридор "Центр-Каспий" не обеспечивает значительного транзитного грузового и пассажирского потока в сравнении с другими южными и западными транспортными коридорами в Европейской части страны

Трудовые
ресурсы

4. Низкий средний уровень заработной платы при удовлетворительной квалификации трудовых ресурсов обеспечивает значительный потенциал для развития трудозатратных отраслей производства и сферы услуг

2. Стабильное сокращение численности населения вследствие естественной и миграционной убыли ограничивает трудоресурсный потенциал области, снижает объем внутреннего рынка, повышает общий уровень демографической нагрузки.

3. Низкий уровень урбанизации, высокая доля сельского населения создает территориальный дисбаланс в размещении спроса (города) и предложения (сельская местность) трудовых ресурсов, препятствует концентрации экономической и общественной, в том числе инновационной, активности в регионе.

4. Недостаточное качество трудовых ресурсов и небольшой спрос на высококвалифицированных специалистов в области. Качество трудовых ресурсов лимитирует развитие инновационной составляющей развития экономики (появление малых инновационных фирм, реализация модернизационных проектов на действующих предприятиях). Недостаточный спрос на высоко- квалифицированных специалистов ведет к усилению миграционного оттока карьерно- ориентированных молодых жителей, не способствует качественному развитию системы высшего образования.

5. Низкий уровень жизни в регионе, препятствующий притоку квалифицированных мигрантов

Основные фонды

6. Значительный износ основных фондов в промышленности. В среднем по отраслям промышленности износ достигает 50%, что ведет к снижению темпов роста промышленного производства, замедлению темпов роста производительности труда, снижению конкурентоспособности продукции

Потенциал АПК

5. Значительный производственный и научный потенциал в аграрной сфере. Высокий потенциал интенсификации сельскохозяйственного производства. Достаточная сырьевая база для развития животноводческого направления. Наличие сырья для развития перерабатывающей промышленности. Наличие города Мичуринска - наукограда федерального значения, специализирующегося на агропромышленных технологиях.

6. Присутствие в регионе крупных производителей и переработчиков растениеводческой продукции, в том числе агропромышленных холдингов, осуществляющих интенсификацию производства сельскохозяйственной и пищевой продукции

7. Высокая доля малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе региона. Отставание прихода крупных производителей в перерабатывающие отрасли и животноводство. Малые и средние предприятия, производящие большую часть животноводческой продукции, овощей, картофеля, занимающие значительную долю в переработке сельскохозяйственной продукции, не имеют возможностей для продвижения собственной продукции на новые рынки сбыта (межрегиональные рынки, сетевая торговля в Тамбовской области).

8. Низкая степень развития отраслей высокого передела агропромышленного комплекса (хранение, переработка). Большая доля отраслей с недозагруженными мощностями производства. Вывоз не переработанного сырья за пределы области, низкая загруженность перерабатывающих мощностей собственных предприятий. Отсутствие современной развитой сети хранения сельскохозяйственной продукции

Внутренний
рынок

7. Внутренний рынок растет достаточно высокими темпами

9. Относительно небольшой (в сравнении с регионами ЦФО) объем внутреннего рынка, что тормозит приток инвестиций

Инженерная
инфраструктура

8. Удовлетворительный уровень развития и наличие возможности доступа к мощностям базовых видов производственной инфраструктуры: электроэнергия, вода, тепло, газ, транспортные системы. Наличие схем развития базовых видов инженерной инфраструктуры, схем территориального планирования муниципальных образований с учетом возможного развития инвестиционных площадок

Инновационная
деятельность

9. Наличие научного и образовательного задела в агротехнологиях, биотехнологиях, химической промышленности.

10. Достаточно сильная научная и техническая культура, традиции, опыт в области организации и проведения научных исследований и разработок.

11. Наличие на территории региона базовой инфраструктуры для формирования региональной инновационной системы: научно-исследовательских организаций, наукограда Мичуринска, формирование технологической платформы "Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания", технопарка "Мичуринский", бизнес-инкубатора и промышленного парка в Тамбове, малых инновационных фирм на базе ТГТУ и ТГУ и др.

12. Наличие закона об инновационной деятельности.

13. Наличие консенсуса и политической воли внутри региона по поводу инновационного сценария развития как стратегического приоритета Тамбовской области

10. Недостаточные финансовые возможности у местного крупного бизнеса, способного выступить постоянным заказчиком инновационных проектов.

11. Сельскохозяйственный профиль региона ограничивает развитие инновационной экономики, разнообразие сфер инновационной деятельности.

12. В Тамбовской областной Думе отсутствует постоянно работающий орган (комитет, комиссия) по инновационной политике. Законодательная база отстает от развития инновационных процессов в области.

13. Недостаточна инфраструктура по коммерциализации инновационных разработок.

14. Инновационный потенциал малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) носит латентный характер, его трудно оценить и прогнозировать его рост.

15. Предприниматели - инноваторы сферы МСП и работники научной сферы слабо информированы об инициативах по поддержке инновационной деятельности в области, нет практики постоянных обменов в разрезе: бизнес - наука - власть.

16. Недостаточная координация органов государственной власти, научных, образовательных организаций и частного бизнеса в определении приоритетов научно-технического и инновационного развития и мер их реализации.

17. Преобладание и недостаточный объем бюджетного финансирования научной и инновационной деятельности и инфраструктуры.

18. Низкий уровень инновационной активности бизнеса и восприимчивости к инновациям.

19. Снижение численности и доли студентов, обучающихся по естественнонаучным и инженерным специальностям, наиболее востребованных в инновационной экономике.

20. Недостаточный уровень развития инновационной культуры в деловых и научно-исследовательских кругах.

21. Низкая интенсивность связей между бизнесом и учреждениями высшего образования и науки.

22. Недостаточный уровень развития инновационного аудита на инновационно-активных предприятиях.

23. Низкая инновационная активность и недостаточный спрос на инновации со стороны местного бизнеса. Недостаточный уровень институциональной поддержки инновационной инфраструктуры. Низкая степень реализации заявленных инновационных проектов. Отсутствие якорных резидентов в технопарке "Мичуринский", промышленных парках. Низкая интенсивность связей между различными участниками региональной инновационной системы

Инвестиционная
деятельность

14. Высокий уровень активности участия первых лиц региона в мероприятиях инвестиционного характера.

15. Наличие элементов кластерной инфраструктуры.

16. Наличие Корпорации развития Тамбовской области.

17. Принятие Инвестиционной декларации.

18. Принятие "Дорожной карты реализации и внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Тамбовской области"

24. Недостаточно благоприятный инвестиционный климат. Отсутствие действующих региональных институтов развития.

25. Отсутствие местного крупного бизнеса, для которого Тамбовская область была бы базовым регионом. Без участия крупного бизнеса затруднены инвестиции в ускоренную модернизацию отраслей реального сектора экономики.

26. Коммуникационные барьеры между органами исполнительной власти, муниципалитетами и местным бизнес-сообществом.

27. Недостаточное предложение подготовленных инвестиционных площадок для промышленности и жилищного строительства с подведенной инфраструктурой существенно увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов.

28. Отсутствие специализированной инфраструктуры для размещения малых и средних высокотехнологичных компаний.

29. Недостаточный уровень интеграции Тамбовской области в общероссийский и мировой рынки. Слабое развитие межрегиональной кооперации в области


Возможности


Угрозы

Инвестиционная
деятельность

1. Формирование нового бренда региона как территории, благоприятной для жизни и ведения бизнеса. Возможности развития за счет повышения инвестиционной привлекательности региона. Активизация системного привлечения инвестиций в экономику области при реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности.

2. Наращивание потенциала перерабатывающей промышленности за счет привлечения внешних инвестиций в отрасль и достраивания технологических цепочек.

3. Интеграция Тамбовской области в государственные программы развития АПК, инновационной деятельности и инновационной экономики создает дополнительные возможности для снижения долговой нагрузки на потенциальных инвесторов, развития межрегиональной кооперации, внедрения лучших практик в развитие региона.

4. Возможности развития строительного кластера за счет интеграции в государственные программы строительства жилья.

5. Возможности трансформации экономики области за счет реализации крупных инвестиционных промышленных проектов федерального уровня: строительства газоперерабатывающего завода, разработки титаноциркониевых руд и др.

6. Возможность некоторого ускорения экономического развития за счет создания на территории области отраслей, ориентированных на низкоквалифицированную и дешевую рабочую силу в краткосрочном периоде

1. Угроза усиления миграционного оттока или не формирования притока трудовых ресурсов из-за низкого уровня и качества жизни в регионе, слабости местного рынка труда. Данный факт формирует дополнительные риски реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих большое число занятых, либо требующих привлечения внешних квалифицированных кадров.

2. Моноспециализация экономики области на отраслях агропромышленного комплекса снижает устойчивость региона по отношению к внешним воздействиям. Усиливаются риски формирования краткосрочных колебаний в зависимости от природных факторов, распространения инфекционных заболеваний в животноводстве, ценовой конъюнктуры на рынках продовольствия.

3. Потеря квалификации трудоспособного населения в депрессивных сельских районах. Прогрессирующее нежелание населения работать в отраслях реального сектора экономики создает угрозу для инновационного развития, реализации инвестиционных проектов, требующих привлечения сравнительно квалифицированных трудовых ресурсов.

4. Угроза снижения уровня государственной поддержки АПК не позволит в полном объеме реализовать инвестиционную программу развития АПК, приведет к снижению конкурентоспособности местных товаропроизводителей на общероссийском рынке, в особенности в отраслях животноводства.

5. Угроза усиления экологических рисков. Реализация инвестиционных проектов в области животноводства в рамках программы развития АПК (в особенности, в свиноводстве) приведет к значительному росту нагрузки на природную среду. В долгосрочной перспективе реализация крупных инвестиционных проектов (газоперерабатывающий завод, разработка месторождения титаноциркониевых руд) приведет к шлейфу экологических проблем (изъятие плодородных земель, утилизация отходов производства, рост объема выбросов в атмосферу)

Инновационная
деятельность

7. Увеличение спроса на инновации со стороны государственных структур и предприятий с государственным участием.

8. Возможности развития региональной инновационной системы на базе созданной инфраструктуры: технологической платформы "Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания", агронаукограда, малых инновационных компаний на базе ТГТУ и ТГУ.

9. Возможность интеграции в государственные программы стимулирования инновационной деятельности, привлечения федеральных институтов развития инноваций (РВК, Роснано и др.).

10. Встраивание науки, образования и промышленности и сельского хозяйства Тамбовской области в технологические цепочки в традиционных высокотехнологических секторах.

11. Усиление конкуренции на внутренних российских рынках как стимул к инновационной активности.

12. Вовлечение в проекты иностранных партнеров с новыми технологиями и стандартами производства

6. Сокращение и так невысокого спроса на инновации со стороны бизнеса.

7. Нарастание технологического отставания в важных секторах экономики.

8. Потеря (сокращение) рынков высоких переделов в пользу переориентации на сырьевые рынки, в том числе сельскохозяйственного сырья.

9. Исчерпание преимуществ по качеству человеческого капитала и иным компонентам инновационного потенциала Тамбовской области.

10. Сокращение (недостаточный размер) государственных мер поддержки инновационного предпринимательства.

11. Потеря статуса наукограда г.Мичуринском.

12. Снижение интенсивности поддержки рыночно- ориентированных НИР в рамках федеральных программ развития инновационной деятельности.

13. Изменение федеральной политики в сфере профессионального образования, не способствующее развитию подготовки специалистов, востребованных в РИС Тамбовской области