Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года

Таблица 1.14.

Характеристика групп кластеров

N
группы

Наименование группы кластеров

Характеристика группы кластеров

1

Сформировавшиеся кластеры на начальном этапе развития

1. Большое количество участников кластера.

2. Сформировано ядро кластера.

3. Связи между участниками носят сетевой характер.

4. Участники кластера локально расположены.

5. Кооперация внутри кластера широко распространена и носит регулярный, системный характер.

6. Присутствует активная ценовая и неценовая конкуренция между участниками кластера.

7. Присутствуют общие осознанные интересы у участников кластера, они готовы их совместно обсуждать и готовить мероприятия по их удовлетворению.

8. Существует управляющая компания кластером или общий координационный орган.

9. Существует эффект синергии от объединения в кластер, и он осознан участниками кластера.

10. Высокая инновационность продукции и деятельности участников кластера.

11. Деятельность органов управления и координации кластера на регулярной основе не ведется. Общие для всех участников кластера проекты не формируются и не реализуются

2

Формирующиеся кластеры

1. Небольшое или малое количество участников кластера.

2. Ядро кластера формируется или состоит из 1 - 2 компаний.

3. Связи между участниками носят кустовой (очаговый) характер или вертикально интегрированный.

4. Участники кластера локально расположены.

5. Кооперация внутри кластера недостаточно распространена и носит эпизодический характер.

6. Конкуренция не развита, носит эпизодический характер по отдельным продуктам и заключается только в ценовой конкуренции.

7. Присутствуют общие пока не осознанные интересы у участников кластера.

8. Существует или формируется управляющая компания кластером или общий координационный орган.

9. Существует эффект синергии от объединения в кластер, но он пока не осознан участниками кластера.

10. Невысокая инновационность продукции и деятельности участников кластера, незначительный объем производства
инновационной продукции.

11. Деятельность органов управления и координации кластера на регулярной основе не ведется. Общие для всех участников кластера проекты не формируются и не реализуются

3

Потенциальные кластеры

Соответствие 1 - 3 критериям из группы 1 или 2

    Выводы:


1. На территории Тамбовской области на текущий момент нет ни одного полноценно функционирующего кластера.

2. Биоэкономический кластер (первая группа) является единственным на территории Тамбовской области сформированным кластером. Текущая работа по его развитию приостановлена в связи с невключением кластера в перечень инновационных кластеров, которым будет предоставляться государственная поддержка из средств федерального бюджета. Причина невключения: недостаточный производственный потенциал и уровень организационного развития по сравнению с другими инновационными кластерами - лауреатами конкурсного отбора Минэкономразвития РФ в 2012 году.

3. Формирующиеся кластеры (вторая группа) находятся на начальной стадии развития. Кластеры, связанные с АПК, в том числе социального питания и продовольственной помощи, а также рекреационно-туристический кластер создаются целенаправленно в рамках соответствующих программных документов области. В остальных кластерах второй группы организация и координация процесса развития только складываются; сроки, результаты, необходимость и заинтересованность в создании кластеров не определены.

4. Потенциальные кластеры (третья группа) практически полностью отсутствуют, сформированы только отдельные предпосылки для их создания. Перспектив создания данных кластеров в среднесрочной перспективе нет.

1.5. Диагностика текущего состояния инвестиционной привлекательности

Инвестиционная привлекательность, или инвестиционный климат, представляет собой совокупность факторов, способствующих привлечению инвестиций в регион. Факторы делятся на "жесткие" и "мягкие" в зависимости от способности администрации региона воздействовать на них.

"Жесткие" факторы являются частью существующей среды и не могут быть изменены в краткосрочной и среднесрочной перспективе (активы, ресурсы); возможность оказывать на них влияние весьма ограничена.

К группе "жестких" факторов относятся:

- географическое положение;

- природные ресурсы (помимо минеральных);

- объем внутреннего рынка;

- уровень развития транспортной и энергетической инфраструктуры.

К мягким факторам относятся:

- человеческий капитал;

- качество инвестиционного предложения;

- законодательное обеспечение инвестиционного процесса;

- бюджетные возможности финансовой поддержки инвестиционной деятельности;

- наличие успешного опыта реализации инвестиционных проектов с участием иностранных компаний;

- заинтересованность администрации региона в прямых иностранных инвестициях;

- развитие гостиничной инфраструктуры;

- экологическая ситуация.

Воздействуя на ряд "мягких" факторов, регион способен улучшить свою привлекательность.