Недействующий

О реализации отдельных положений Закона Тамбовской области "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Тамбовской области" (с изменениями на 16 декабря 2014 года)

Приложение N 2
к постановлению администрации области
от 5 августа 2013 года
N 833


Порядок проведения правовой экспертизы
муниципальных нормативных правовых актов, включенных в регистр
муниципальных нормативных правовых актов Тамбовской области


1. Настоящий Порядок разработан с целью использования при организации работы уполномоченного органа по проведению правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - муниципальные акты).

2. Правовая экспертиза муниципальных актов (далее - правовая экспертиза), включенных в регистр муниципальных нормативных правовых актов Тамбовской области (далее - областной Регистр), проводится управлением по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации области (далее - Управление).

3. Управление проводит правовую экспертизу по решению начальника Управления (в его отсутствие - исполняющего обязанности начальника Управления) в форме поручения специалисту Управления провести правовую экспертизу муниципального акта, включенного в областной Регистр.

4. Правовая экспертиза проводится в срок не более 30 дней со дня принятия решения о необходимости ее проведения. При необходимости срок проведения правовой экспертизы может быть продлен начальником Управления (в его отсутствие - исполняющим обязанности начальника Управления), но не более чем на 30 дней.

5. Правовая экспертиза заключается в правовой оценке формы муниципального акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа или должностного лица местного самоуправления, принявшего акт, содержащихся в нем норм на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному и областному законодательству, а также уставу муниципального образования.

6. Цели, задачи и предмет правового регулирования муниципального акта анализируются на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, а также с точки зрения соответствия полномочиям органов местного самоуправления, установленным Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, уставом муниципального образования.

Оценке также подлежит компетенция органа (должностного лица) местного самоуправления, принявшего муниципальный акт, на осуществление правового регулирования данного вопроса.

7. В ходе правовой экспертизы изучается состояние правового регулирования в соответствующей сфере. При этом выявляется место рассматриваемого муниципального акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение, устанавливается, во исполнение или в соответствии с каким федеральным и (или) областным законом (иным нормативным правовым актом) принят муниципальный акт, соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве.

8. В целях анализа конкретных правовых норм изучается их смысл и правовые последствия применения, а также проводится антикоррупционный анализ с целью выявления наиболее типичных проявлений коррупционности (коррупциогенных факторов) в тексте муниципального акта.

При анализе конкретных правовых норм следует учитывать судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также иных органов судебной власти Российской Федерации, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также изменения, внесенные в федеральные и областные нормативные правовые акты.

В случае расхождения правовых норм действующих правовых актов, регулирующих одни и те же правоотношения (коллизия правовых актов), необходимо руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права.

9. Признаками несоответствия муниципального акта Конституции Российской Федерации, федеральному и областному законодательству, уставу муниципального образования являются:

включение в муниципальный акт норм и положений, противоречащих нормам Конституции Российской Федерации и действующему законодательству;

отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством необходимы для издания муниципального акта;

принятие муниципального акта во исполнение отмененного (утратившего силу) федерального и (или) областного закона или иного нормативного правового акта;

неправильный выбор федерального и (или) областного закона или иного нормативного правового акта, примененного при принятии муниципального акта;

принятие муниципального акта органом (должностным лицом) местного самоуправления, в компетенцию которого это не входит, либо принятие муниципального акта с превышением полномочий, предоставленных данному органу;

нарушение порядка принятия, порядка вступления в силу муниципального акта;

изменение установленных федеральным и (или) областным законом или иным нормативным правовым актом оснований, условий, последовательности или порядка действий участников правоотношений;

иные признаки.

10. Не проводится правовая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу муниципальных актов, а также муниципальных актов, срок действия которых истек на момент проведения правовой экспертизы.

11. При поступлении муниципального акта, вносящего изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный акт, правовая экспертиза проводится в отношении измененного (дополненного) муниципального акта.

Если муниципальный акт, вносящий изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный акт, устанавливает также новые нормы или вносит изменения (дополнения) в большое количество муниципальных актов, допускается проведение правовой экспертизы муниципального акта о внесении изменений (дополнений).

12. При проведении правовой экспертизы муниципального акта, признающего утратившим силу другой муниципальный акт, оценивается компетенция органа (должностного лица) местного самоуправления, принявшего (издавшего) муниципальный акт, а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены муниципального акта.

13. По результатам проведения правовой экспертизы составляется мотивированное экспертное заключение по форме согласно приложению.

Экспертное заключение подписывается начальником Управления (в его отсутствие - исполняющим обязанности начальника Управления).

14. В случае выявления в муниципальном акте положений, не соответствующих федеральному и областному законодательству, уставу муниципального образования, экспертное заключение направляется Управлением для рассмотрения в орган (должностному лицу) местного самоуправления, принявший (издавшему) данный муниципальный акт.