Недействующий

Об утверждении комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области "Не оступись!" на 2013-2015 годы (с изменениями на 23 марта 2015 года)

3. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты


Программа включает мероприятия, направленные на консолидацию усилий всех ведомств, являющихся субъектами профилактики, при этом управлению образования и науки области отведена роль координатора, так как межведомственные опорные площадки по работе с детьми группы риска планируется создать на базе учреждений дополнительного образования детей (приложение N 1).

Целесообразность создания межведомственных опорных площадок именно на базе учреждений дополнительного образования детей обоснована тем, что основными задачами учреждений данного типа являются:

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

адаптация детей к жизни в обществе;

формирование общей культуры детей, организация их содержательного досуга;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;

удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, в занятиях физической культурой и спортом.

Внедрение реабилитационных технологий в программы дополнительного образования детей позволит проводить работу по коррекции личностных качеств и восстановлению социального статуса детей, находящихся в конфликте с законом, в условиях, наиболее благоприятных для ребенка. Связано это с тем, что занятия творчеством, занимательным досугом, интеллектуальной деятельностью создает для детей стабильную ситуацию успеха, на фоне которой реабилитационные процессы проходят быстрее и имеют устойчивый характер.

В результате реализации мероприятий программы несовершеннолетним будет оказан комплекс психолого-педагогических услуг, направленный на их реабилитацию и социализацию, коррекцию их психоэмоционального состояния. Применение инновационных социально-педагогических технологий будет способствовать безбарьерному общению подростков в среде их просоциальных сверстников, овладению приемами саморегуляции и формированию мотивации к здоровому образу жизни.

В этой связи становится актуальным создание в системе дополнительного образования детей регионального ресурсного центра по работе с детьми группы социального риска, в котором отрабатывались бы новейшие услуги и технологии (образовательные, психолого-педагогические, реабилитационные, воспитательные и т.д.) и осуществлялось их внедрение на территории области.

Создание такого центра целесообразно на базе Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр развития творчества детей и юношества", поскольку это учреждение, имея статус областного, осуществляет сетевое взаимодействие со всеми учреждениями области, реализующими программы дополнительного образования детей, имеет необходимую для этого ресурсную базу. Кроме того, именно в Тамбове и Тамбовском районе самое большое количество несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН.

В целях усиления доступности социальных, психолого-педагогических и реабилитационных услуг для детей, состоящих на профилактических учетах в муниципальных образованиях, на базе регионального ресурсного центра по работе с детьми группы социального риска (Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр развития творчества детей и юношества") необходимо организовать Службу мобильной помощи.

Данная служба будет осуществлять выезды в муниципалитеты на опорные площадки по работе с детьми группы риска, где специалисты регионального ресурсного центра окажут несовершеннолетним необходимую психолого-педагогическую и реабилитационную помощь, проведут комплекс досуговых мероприятий, правовые и психологические консультации, социально-психологические тренинги, занятия с родителями.

В целях профилактики аддиктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в КДН и ЗП, ПДН, в региональном ресурсном центре планируется открыть:

кабинет коррекции психоэмоционального состояния подростков;

класс здоровья с использованием инновационных технологий;

очно-заочный консультационный пункт (психолого-педагогический, правовой) для детей, оказавшихся в конфликте с законом;

дистанционную школу правового просвещения детей и юношества "Право и правила нашей жизни";

создать волонтерский отряд детей группы риска.

Работа волонтерского отряда будет способствовать социально-психологической адаптации и реабилитации не только членов этого отряда, но и несовершеннолетних "группы риска" в муниципальных образованиях, куда отряд будет выезжать с выступлениями передвижной агит-театр "Люди куклы". Данная технология предполагает творческую деятельность несовершеннолетних по подготовке агитационных программ на актуальные для подростков темы, а также выступления театра перед несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, в муниципальных образованиях области.

На базе регионального ресурсного центра планируется также ввести новую образовательную услугу: бизнес-школа "Молодежный пресс-центр". Основные задачи бизнес-школы:

вовлечение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в дополнительное образование;

социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних данной категории в процессе занятий бизнес-школы;

обучение несовершеннолетних основам предпринимательства в процессе освоения деятельности пресс-центра;

мотивация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, к самореализации;

развитие творческих способностей в сфере журналистики, дизайна и других видах деятельности.

Представляется целесообразным внедрение на базе областного Центра развития творчества детей и юношества технологии "Дискуссионный киноклуб "Поговорим о самом важном+". Технология предполагает просмотр фильмов, затрагивающих проблемы, характерные для данной категории несовершеннолетних, проведение социально-психологических тренингов и ролевых игр. Реабилитационный эффект: подростки учатся решать проблемы, делать правильный выбор в трудной ситуации, находить альтернативу противоправному и аддиктивному поведению, вырабатывать коммуникативные навыки в процессе дискуссий и тренингов.

Одновременно с созданием регионального ресурсного центра необходимо в каждом муниципальном образовании на базе образовательных учреждений, преимущественно учреждений дополнительного образования детей, создать сеть опорных площадок по работе с детьми группы социального риска.