Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Администрация Тамбовской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2013 года N 634


Об утверждении комплексной программы профилактики
правонарушений и преступлений несовершеннолетних в
Тамбовской области "Не оступись!" на 2013-2015 годы

(с изменениями на 23 марта 2015 года)

_________________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:
     Постановлением администрации Тамбовской области от 20 мая 2014 года N 557;
     Постановлением администрации Тамбовской области от 23 марта 2015 года N 282
_________________________________________________________


Администрация области постановляет:

1. Утвердить комплексную программу профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области "Не оступись!" на 2013-2015 годы согласно приложению.

2. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (http://www.tamlife.ru).

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Д.Горденкова.

Глава администрации Тамбовской области
О.И.Бетин

г.Тамбов
19 июня 2013 г.
N 634

Приложение
к постановлению администрации области
от 19 июня 2013 года
N 634*

________________
     *- Приложение в редакции, введенной в действие Постановлением администрации Тамбовской области от 23 марта 2015 года N 282


Комплексная программа профилактики
правонарушений и преступлений несовершеннолетних
в Тамбовской области "Не оступись!" на 2013-2015 годы

(далее - Программа)

     

Паспорт программы*

________________
     *- Паспорт в редакции, введенной в действие Постановлением администрации Тамбовской области от 23 марта 2015 года N 282

Наименование Программы

Комплексная программа профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области "Не оступись!" на 2013-2015 годы

Основание для разработки Программы (для программ, планируемых к реализации)

Поручение заместителя главы администрации Тамбовской области от 21.07.2011 г. N 1.1-01/5734;

Закон Тамбовской области от 03.10.2007 N 265-З "О профилактике правонарушений в Тамбовской области";

областная целевая программа "Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Тамбовской области" на 2012-2015 годы

Решение об утверждении Программы

Проект Комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области "Не оступись!" на 2013-2015 годы

Орган управления Программой

Координационный совет по управлению Программой

Основные разработчики и исполнители Программы

Управление образования и науки Тамбовской области;

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Тамбовской области (далее- КДН и ЗП);

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области (далее- УМВД России по Тамбовской области);

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области (далее - УФСИН по Тамбовской области);

управление социального развития области;

управление культуры и архивного дела области;

управление по физической культуре, спорту и туризму области;

управление здравоохранения области;

управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области;

управление по связям с общественностью администрации области;

управление пресс-службы и информации администрации области;

органы местного самоуправления (по согласованию)

Срок реализации Программы

2013-2015 годы

Цели Программы

Социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;

профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных.

Задачи Программы

Улучшение координации усилий всех учреждений, призванных обеспечить социальное сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом;

обеспечение получения постоянной и объективной информации, ведение межведомственной базы данных о несовершеннолетних, нуждающихся в различных видах помощи, воспитательном контроле;

создание новых структур по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом;

внедрение технологий социального сопровождения разных категорий несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;

организация обучения специалистов системы профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних;

привлечение к работе по профилактике правонарушений и преступлений волонтерских отрядов и общественных формирований;

информационное и методическое сопровождение хода реализации Программы

Целевая группа, на которую направлена деятельность по Программе (количественные и качественные показатели)

Несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел - 882 чел;

несовершеннолетние, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав - 882 чел.;

несовершеннолетние правонарушители-670 чел.;

несовершеннолетние преступники - 426 чел.;

несовершеннолетние, отбывшие наказание за совершение преступления - 4 чел;

несовершеннолетние, употребляющие спиртные напитки и наркотические вещества - 213/7 чел;

семьи несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах внутренних дел - 882 семьи;

семьи несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах внутренних дел, оба родителя в которых или единственный родитель являются безработными - 5 семей;

специалисты субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 390 чел.;

волонтеры и представители общественных формирований, работающие с несовершеннолетними, состоящими на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах внутренних дел -130 чел.

Перечень основных мероприятий Программы

Разработка системы межведомственного взаимодействия и координации усилий всех учреждений, призванных обеспечить социальное сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом;

ведение единого областного банка данных "Система выявления и учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении";

создание областного межведомственного информационно-консультационного портала "Подросток и общество" для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, их родителей (законных представителей) и специалистов, осуществляющих сопровождение данных целевых групп;

создание регионального ресурсного центра по работе с детьми группы социального риска;

создание 34 опорных межведомственных площадок по работе с детьми группы социального риска в 30 муниципальных образованиях области;

внедрение реабилитационных технологий, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния и раннюю профилактику аддиктивного поведения несовершеннолетних, совершивших правонарушение и преступление, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества (на базе 13 учреждений области);

внедрение на базе 34 опорных межведомственных площадок по работе с детьми группы социального риска (в 30 муниципальных образованиях области) инновационных реабилитационных технологий:

"Снижение делинквентности у подростков путем преодоления социального отчуждения" (на 34 площадках);

"Игротерапия" (на 4 площадках); "Интенсивная школа" (на 6 площадках);

"Событийный туризм и социальная анимация" (на 6 площадках);

"Позитивное развитие через социальное проектирование" (на 6 площадках);

"Спартанские игры" (на 6 площадках);

"Сеть социальных контактов", "Активная поддержка родителей", "Интенсивная семейная терапия на дому" (на 6 площадках);

внедрение на базе 2 загородных оздоровительных лагерей инновационной технологии "Социально-адаптивный досуг" для целевых групп детей Программы;

внедрение на базе ТОГБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества" новых реабилитационных и профилактических технологий работы с несовершеннолетними, совершившими правонарушения и преступления:

"Волонтерский отряд детей группы риска "Мобильный агит-театр "Люди и куклы";

бизнес-школа "Молодежный пресс-центр";

дистанционная школа правового просвещения детей и юношества "Право и правила нашей жизни";

"Дискуссионный киноклуб "Поговорим о самом важном";

создание системы творческой реабилитации (для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, осужденных условно, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, проживающих на территории 30 муниципальных образований области) через вовлечение их в областные межведомственные массовые мероприятия, конкурсы, соревнования;

подготовка специалистов, обеспечивающих внедрение и реализацию предусмотренных Программой инновационных услуг и технологий социального сопровождения различных категорий несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;

введение на базе основных и средних общеобразовательных школ в 30 муниципальных образованиях области новой услуги по просвещению родителей "Родительская школа", направленной на профилактику девиантного поведения детей;

проведение мероприятий, направленных на трудоустройство членов семей несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП, подразделении по делам несовершеннолетних (далее-ПДН), оба родителя которых или единственный родитель являются безработными;

привлечение к работе по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних волонтерских отрядов и общественных формирований;

проведение информационных кампаний по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних и формированию мотивации к здоровому образу жизни и законопослушному поведению

Объемы и источники финансирования Программы (позиция в редакции, введенной в действие Постановлением администрации Тамбовской области от 23 марта 2015 года N 282)

Общие затраты на реализацию Программы в 2013-2015 гг. за счет всех источников финансирования составят 69553,333 тыс.рублей:


2013 год - 24403,619 тыс.рублей;
2014 год - 35156,582 тыс.рублей;
2015 год - 9993,132 тыс.рублей;


в том числе:


бюджет Тамбовской области - 13833,0 тыс.рублей:


2013 год - 4200,0 тыс.рублей;
2014 год - 7773,0 тыс.рублей;
2015 год - 1860,0 тыс.рублей;

бюджеты муниципальных образований - 39010,2 тыс.рублей:

2013 год - 12800,0 тыс.рублей;
2014 год - 21100,0 тыс.рублей;
2015 год - 5110,2 тыс.рублей;

привлеченные средства - 225,0 тыс.рублей:

2013 год - 100,0 тыс.рублей;
2014 год - 100,0 тыс.рублей;
2015 год - 25,0 тыс.рублей.

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 16485,133 тыс.рублей:


2013 год - 7303,619 тыс.рублей;
2014 год - 6183,582 тыс.рублей;
2015 год - 2997,932 тыс.рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Создание единой региональной системы ресурсного обеспечения профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних на территории Тамбовской области;

внедрение эффективной системы межведомственного взаимодействия и координации усилий всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Тамбовской области;

создание базы данных о местных социальных ресурсах для помощи несовершеннолетним, находящимся в конфликтной с законом ситуации;

внедрение инновационных реабилитационных услуг и технологий, направленных на реабилитацию и социализацию несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН, в 30 муниципальных образованиях области (охват предусмотренными Программой инновационными услугами и технологиями указанной категории несовершеннолетних - 100%);

снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (человек):

2013 год - 850;
2014 год - 825;
2015 год - 800;

снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) (человек):

2013 год - 850;
2014 год - 825;
2015 год - 800,

снижение удельного веса несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних (%):

2013 год - 0,22
2014 год - 0,21;
2015 год - 0,20;

снижение удельного веса несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление (%):

2013 год - 0,025;
2014 год - 0,022;
2015 год - 0,02;

повышение удельного веса несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН, ПДН, получивших реабилитационные услуги по Программе, в общей численности несовершеннолетних, состоящих на учете (%):

2013 год - 90;
2014 год - 95;
2015 год - 100


1. Описание проблемы преступности и правонарушений несовершеннолетних
и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Правонарушения и преступления, совершаемые несовершеннолетними, все еще остаются болевой зоной общественного развития. В Тамбовской области, также как и во всей стране, основные причины обострения негативных процессов в детской и подростковой среде в последние десятилетия связаны, прежде всего, с теми экономическими, политическими, культурными преобразованиями, которые происходили в это время в России и оказали неблагоприятное воздействие на детей.

В последние четыре года, по данным УМВД по Тамбовской области, наметилась тенденция к снижению числа несовершеннолетних, стоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Всего на территории области в настоящее время проживает (по состоянию на 01.01.2010) 177293 несовершеннолетних, из них 14-17 лет - 45749 человек. Численность несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, составляет по итогам 2011 года 882 человека.

Удельный вес преступлений несовершеннолетних в общей структуре преступности по итогам 2011 г. составляет 4,7% (2010 г. - 4,8%).

Удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления, в общей численности несовершеннолетних, в 2011 г. составляет 0,24% (2008 г. - 0,44%, 2009 г.- 0,34%, 2010 г. - 0,24%), а в общей численности 14-17-летних несовершеннолетних - 0,93%.

Следует также отметить, что в 1,9 раза снизилось количество несовершеннолетних, совершивших преступления (2008 г. - 820, 2010 г. - 434, 2011 г. - 426).

В 2,4 раза снизилось количество несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (2008 г. - 146, 2010 г.- 57, 2011 г. - 61).

Число несовершеннолетних, осужденных условно, за период 2008-2011 гг. снизилось в 3,6 раза (2008 г. - 118; 2010 г. - 41, 2011 г. - 33), в то же время среди данной категории несовершеннолетних рецидивная преступность значительно возросла (2008 г. - 30, 2010 г. - 19, 2011 г. - 59).

За последние четыре года количество административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, снизилось в 2,6 раза (2008 г. - 1761, 2010 г. - 617, 2011 г. - 670);

количество совершенных ими преступлений снизилось в 1,4 раза (2008 г. - 633, 2010 г. - 354, 2011 г. - 448),

из них тяжких и особо тяжких - в 2,7 раза (2008 г. - 189, 2010 г. - 72, 2011 г. - 69).

Ежегодно из учреждений уголовно-исполнительной системы и из специальных учебно-воспитательных учреждений возвращается 1-2 несовершеннолетних.

Удельный вес обучающихся, состоящих на учете в органах внутренних дел, от общего числа обучающихся, составляет по итогам 2011 года 0,9% (2008 г. - 0,8%), из них за совершение правонарушений и преступлений на учете состоят - 340 человек, употребление алкоголя- 96, употребление токсических веществ - 10.

Самое большое количество правонарушений и преступлений совершается школьниками (2009 г. - 180, 2010 г. -127, 2011 г. - 168) и обучающимися учреждений НПО и СПО (2009 г. - 110, 2010 г. - 109, 2011 г. - 133), гораздо меньше - обучающимися интернатных образовательных учреждений (2009 г. - 17, 2010 г. - 10, 2011 г. - 29).

При этом на учете в органах внутренних дел по итогам 2011 года состоит 470 обучающихся школ и интернатов, а также 373 обучающихся учреждений НПО и СПО.

Анализ структуры подростковой преступности по итогам 2011 года показывает, что в ней доминируют имущественные преступления, особенно кражи.

За последние три года структура преступности несовершеннолетних в области не изменилась, однако наметилась тенденция к снижению количества краж (2008 г. - 495, 2010 г. - 259), грабежей (2008 г. - 55, 2010 г. - 26), разбоев (2008 г. - 15, 2010 г. - 1).

По итогам 2011 года в целях предупреждения совершения повторных антиобщественных проявлений со стороны несовершеннолетних правонарушителей в Центр временного содержания несовершеннолетних преступников управления внутренних дел по Тамбовской области сотрудниками органов внутренних дел помещены 90 подростков (2009 г.- 214, 2010 г. - 118), из них:

40 - за совершение общественно-опасных деяний (2009 г. - 64, 2010 г.- 56),

44 - за совершение административных правонарушений (2009 г. - 147, 2010 г. - 54);

6 помещены в спецшколу и спецучилище закрытого типа (2009 г.- 3, 2010 г. - 8).

В Тамбовской области 30 муниципальных образований. На учете в КДН и ЗП, ПДН несовершеннолетние стоят во всех муниципальных образованиях Тамбовской области.

Проводимая органами внутренних дел во взаимодействии с заинтересованными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений работа позволяет в целом сохранять стабильную обстановку в подростковой среде на территории области. Однако есть показатели, требующие особого внимания.

Так, при стабильном снижении численности несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН, значительно возросло количество несовершеннолетних, совершивших преступление повторно.

Остается стабильно высокой криминальная активность несовершеннолетних в возрасте 16-17 лет. Удельный вес данной возрастной категории несовершеннолетних от общего числа подростков совершивших преступления, ежегодно увеличивается: 2008 г. - 68,8%, 2009 г. - 70,9%, 2010 г.- 71,2%, 2011 г. - 71,3%.

При снижении за четыре года на 35,7% числа обучающихся подростков, совершивших преступления, их удельный вес от общего числа участников уголовно-наказуемых деяний увеличился на 11,4%: 2008 г. - 52,9%, 2010 г. - 64,3%, 2011 г. - 64%.

Если учесть, что преступность несовершеннолетних имеет, по общему правилу, уровень латентности от 30 до 50%, то удельный вес лиц, нарушающих уголовный закон в несовершеннолетнем возрасте, остается в области достаточно высоким.

В Тамбовской области реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня преступности и правонарушений несовершеннолетних. Так, за последние годы в области значительно укреплена нормативно-правовая база, способствующая эффективному решению вопросов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних. В период с 2007 по 2010 гг. принят рад важнейших законов:

Закон Тамбовской области от 03.10.2007 N 265-З "О профилактике правонарушений в Тамбовской области";

Закон Тамбовской области от 09.11.2009 N 576-З "О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей";

Закон Тамбовской области от 31.12.2009 г. N 609-З "Об Уполномоченном по правам ребенка в Тамбовской области". Постановлением администрации области от 09.07.2010 N 822 Уполномоченный по правам ребенка в Тамбовской области введен в состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Тамбовской области.

При администрации Тамбовской области создана экспертная комиссия по оценке предложений об определении мест (конкретизации объектов), нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, духовному и нравственному развитию, а также общественных мест, в которых не допускается нахождение детей без сопровождающих лиц. Утверждено положение о данной комиссии, наработан Реестр мест, нахождение в которых детей не допускается.

Приняты и успешно реализуются: областная целевая программа "Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Тамбовской области на 2012-2015 годы"; областная целевая подпрограмма "Комплексная безопасность образовательного учреждения", "Дети Тамбовщины" и др.

С целью организации работы по обеспечению занятости несовершеннолетних на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации области ежегодно утверждается соглашение о порядке взаимодействия по вопросам обеспечения занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Постановлением администрации Тамбовской области от 09.10.2009 г. N 13 утвержден Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также осужденных условно или к иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

К несовершеннолетним, требующим усиленного внимания со стороны государства и общества в целях профилактики правонарушений и преступлений, относятся несовершеннолетние:

совершившие административные правонарушения;

совершившие преступления;

совершившие преступление повторно;

осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы;

вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений;

употребляющие спиртные напитки и наркотические вещества;

безнадзорные.

     Региональная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представлена:

     
     комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

     
     органами социальной защиты населения, учреждениями социального обслуживания;

     
     специальными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

     
     органами управления образованием и учреждениями образования;

     
     органами опеки и попечительства;

     
     органами по делам молодёжи;

     
     органами и учреждениями культуры, спорта и туризма;

     
     органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения;

     
     органом и учреждениями занятости;

     
     органами внутренних дел;

     
     подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

     
     Центром временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;

     
     уголовно-исполнительными инспекциями.

     
     Ядром профилактики противоправных действий лиц, не достигших 18-летнего возраста, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»