РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 декабря 2014 года N 188-рп
Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Реструктуризация и реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Омской области"
В целях исполнения пункта 7 Плана мероприятий по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш. Кагановым 4 июня 2014 года:
Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Реструктуризация и реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Омской области".
План
мероприятий ("дорожная карта") "Реструктуризация и реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Омской области"
В Омской области по состоянию на 1 января 2014 года проживает около 400000 детей, 2,5% которых составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее - дети-сироты).
Несмотря на то что в течение 3 последних лет на территории Омской области складывается положительная тенденция снижения общей численности детей-сирот (по состоянию на 1 января 2011 года количество детей-сирот составляло 12425 человек, на 1 января 2012 года - 11409 человек, на 1 января 2013 года - 10923 человека, на 1 января 2014 года - 10417 человек), в настоящее время к категории детей-сирот относятся 10276 человек, в том числе:
- 87,9% детей-сирот, воспитывающихся в семьях граждан (опека, попечительство, усыновление, приемная семья);
- 10,5% детей-сирот, пребывающих в организациях для детей-сирот;
- 1,4% детей-сирот, обучающихся в профессиональных образовательных организациях.
С 2011 года под надзор в организации для детей-сирот было передано 369 детей-сирот, из них 205 человек имеют ограниченные возможности здоровья.
Основными причинами помещения детей-сирот под надзор в организации для детей-сирот являются:
- смерть родителей или иных законных представителей (4% от общего количества детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот);
- лишение родительских прав родителей или ограничение в них (53% от общего количества детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот);
- возврат из приемных семей, из-под опеки, попечительства или усыновления (11% от общего количества детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот);
- перевод из других организаций для детей-сирот (32% от общего количества детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот).
Мониторинг движения воспитанников организаций для детей-сирот за последние три года показал, что из организаций для детей-сирот выбыли 996 детей-сирот. Основными причинами прекращения их пребывания в организациях для детей-сирот являются:
- возврат родителям - 37 человек;
- передача на воспитание в семьи граждан, в том числе родственникам - 160 человек;
- перевод в другие организации для детей-сирот - 80 человек;
- поступление в профессиональные образовательные организации - 659 человек;
- достижение совершеннолетия - 22 человека.
Срок пребывания детей в организациях для детей-сирот варьируется от 2 месяцев до 18 лет.
Помещение детей-сирот под надзор в организации для детей-сирот осуществляется с учетом их потребности в предоставлении образовательных, медицинских, социальных услуг, а также с учетом возраста, особенностей состояния здоровья и развития детей, уровня заболеваемости, наличия патологий и других обстоятельств.
С учетом приоритетности мер по профилактике социального сиротства и развитию семейного устройства детей-сирот, последовательная реализация которых приводит к сокращению количества детей, помещаемых под надзор в организации для детей-сирот, важным аспектом деятельности органов исполнительной власти Омской области, компетентных в указанной сфере, является совершенствование системы работы организаций для детей-сирот, в том числе их реформирование и реструктуризация.
В настоящее время в Омской области функционируют следующие организации для детей-сирот:
- 19 организаций для детей-сирот, в том числе 14 детских домов и 5 специальных (коррекционных) школ-интернатов, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования Омской области (далее - Минобр);
- казенное учреждение здравоохранения Омской области "Специализированный дом ребенка", функции и полномочия учредителя в отношении которого осуществляет Министерство здравоохранения Омской области (далее - Минздрав);
- бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Кировский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", функции и полномочия учредителя в отношении которого осуществляет Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Минтруд).
За период с 2006 года по настоящее время количество воспитанников организаций для детей-сирот сократилось почти в 3 раза, что позволило реорганизовать 13 организаций, в том числе 11 детских домов и 2 специальные (коррекционные) школы-интерната, на базе которых были открыты дошкольные учреждения, Центр сопровождения замещающих семей, Центр духовно-нравственного воспитания "Исток", Центр психолого-медико-социального сопровождения.
В настоящее время в функционирующих организациях для детей-сирот проживают 1158 воспитанников.
С учетом отчисления выпускников фактическая наполняемость организаций для детей-сирот (детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот) составит 50% от предельной наполняемости указанных организаций для детей-сирот. В связи с этим возникает необходимость проведения мероприятий по реструктуризации и реформированию, в том числе по реорганизации не менее 5 организаций для детей-сирот.
В целях создания условий для успешной социализации детей-сирот, их адаптации в обществе в организациях для детей-сирот реализуются воспитательные и реабилитационные программы, на базе 4 организаций для детей-сирот функционируют центры постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, специалисты которых являются штатными работниками казенного учреждения Омской области "Центр поддержки семьи".
Мониторинг адаптации выпускников организаций для детей-сирот позволил выявить следующие результаты: около 30% хорошо адаптируются в обществе, у 40% недостаточно сформированы социальные навыки и четкие жизненные ориентиры, 20% имеют серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением получения образования и трудоустройством, 10% отличаются социальной дезадаптированностью и высоким уровнем конфликтности. Таким образом, около 70% выпускников организаций для детей-сирот не готовы к началу самостоятельной жизни, нуждаются в различных видах социально-педагогической и психологической помощи.
В связи с этим наблюдается необходимость совершенствования системы кадрового обеспечения организаций для детей-сирот, улучшения подготовки специалистов для работы в организациях для детей-сирот.
Анализ системы кадрового обеспечения организаций для детей-сирот показывает, что из 558 педагогических работников 52% имеют высшее образование.
При укомплектовании организаций для детей-сирот квалифицированными кадрами педагогических работников представляется затруднительным поиск специалистов, владеющих современными методиками и технологиями воспитания, знающих специфику работы с детьми-сиротами. Нередко уровень подготовки педагогических работников организаций для детей-сирот не соответствует сложности решаемых организациями для детей-сирот задач, не всегда позволяет обеспечить полноценную защиту прав несовершеннолетних. В связи с задачами, поставленными перед организациями для детей-сирот, необходимо обеспечить профессиональную переподготовку, прохождение курсов повышения квалификации работниками организаций для детей-сирот.
На этапе выявления детей, нуждающихся в устройстве в организации для детей-сирот, особый статус имеют социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (далее - СРЦН).
В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в СРЦН в круглосуточном режиме осуществляется прием несовершеннолетних (оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, заблудившихся или подкинутых, самовольно оставивших семью, самовольно ушедших из организаций для детей-сирот, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, не имеющих места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию, оказавшихся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации).
Согласно Примерному положению о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года N 896, к числу функций СРЦН относятся обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание помощи в восстановлении их социального статуса в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи, оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, а также другие функции, способствующие социальной реабилитации несовершеннолетних.
Существующая коечная сеть СРЦН не отвечает потребностям Омской области. В соответствии с вышеуказанным постановлением на 5-10 тыс. детского населения следует создавать один СРЦН.
Общая потребность по Омской области в СРЦН составляет 38 единиц, в том числе в городе Омске - 19.
В настоящее время на территории Омской области действует 7 СРЦН на 223 койко-места, из них 2 расположены в северной зоне Омской области, 2 - в южной, 1 - в западной зоне, 2 - на территории города Омска. "Открытой" остается восточная зона Омской области. Кроме того, имеющейся мощности городских СРЦН (86 койко-мест) не хватает для обеспечения потребности в предоставлении временного приюта несовершеннолетним, проживающим в городе Омске.
Мониторинг семейного неблагополучия на территории Омской области осуществляется в рамках единого банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении (далее - банк данных СОП), порядок формирования которого утвержден постановлением Правительства Омской области от 22 июля 2009 года N 126-п "Об утверждении Порядка формирования и использования единого банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении".
Банк данных СОП формируется Минтрудом и состоит из банков данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, формируемых государственными учреждениями социального обслуживания населения Омской области - комплексными центрами социального обслуживания населения.
В банке данных СОП содержатся сведения о 3173 семьях и 6240 несовершеннолетних. Практически во всех данных семьях родители (законные представители) не исполняют родительские обязанности должным образом в отношении несовершеннолетних, допускают факты жестокого обращения и насилия над детьми.
С учетом вышеизложенного необходимо расширить сеть СРЦН: в муниципальных районах Омской области увеличить их число до 7 учреждений, в городе Омске - до 5 учреждений.
N | Наименование мероприятия | Срок | Исполнители | Ожидаемые результаты |
I. Правовое обеспечение реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот | ||||
1 | Разработка (корректировка) нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы организации деятельности организаций для детей-сирот | 2015 год | Министерство образования Омской области (далее - Минобр) | Создание правовых условий для обеспечения жизнедеятельности организаций для детей-сирот с учетом законодательства Российской Федерации и норм международного права, включая их приоритетную направленность на оказание содействия в реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, а также создание в организациях условий для пребывания и воспитания детей, максимально приближенных к семейным, социализации выпускников организаций для детей-сирот |
1.1 | Разработка проекта постановления Правительства Омской области о порядке выдачи направления органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, в целях временного помещения в организацию для детей-сирот | II квартал 2015 года | Минобр | |
1.2 | Разработка проекта приказа Министерства образования Омской области о порядке предоставления организациями для детей-сирот возможности временного проживания в рамках помощи в социальной адаптации детей в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше, подготовке детей к самостоятельной жизни | II квартал 2015 года | Минобр | |
II. Методическое обеспечение реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот | ||||
2 | Распространение на территории Омской области положительного опыта работы по созданию эффективных моделей функционирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников указанных организаций, профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот | 2014 - 2018 годы | Минобр, Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Минтруд), бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Омской области" (по согласованию) | Внедрение в практику работы органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот эффективных моделей функционирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников указанных организаций, профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот. |
2.1 | Организация и проведение обучающего семинара для работников организаций для детей-сирот по вопросам реабилитации и защите прав воспитанников, профилактике жестокого обращения с детьми, подготовке воспитанников к передаче на воспитание в замещающие семьи | II квартал 2015 года | Минобр, Минтруд | |
2.2 | Организация и проведение обучающего семинара для работников органов опеки и попечительства по вопросам социализации детей-сирот, профилактики социального сиротства, в том числе "вторичного сиротства" | IV квартал 2015 года | Минобр | |
2.3 | Проведение областной конференции по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и развитию семейных форм устройства детей-сирот | I квартал 2016 года | Минобр | |
2.4 | Обеспечение участия организаций для детей-сирот в деятельности инновационного комплекса "Образование детей особой заботы" | постоянно | Минобр, бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Омской области" (по согласованию) | |
2.5 | Проведение на системной основе совещаний, в том числе селекторных, интернет-конференций и других мероприятий для руководителей органов, осуществляющих государственные полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними, закрепленные федеральным законодательством за органами опеки и попечительства, организаций для детей-сирот | Ежеквартально | Минобр, органы местного самоуправления Омской области (по согласованию) | |
III. Организационное обеспечение реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот | ||||
3 | Анализ сети организаций для детей-сирот в Омской области на предмет ее соответствия потребностям Омской области и определение оптимального для Омской области количества организаций для детей-сирот | IV квартал 2014 года - I квартал 2015 года | Минобр, Минтруд, Министерство финансов Омской области (далее - Минфин), Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество), органы местного самоуправления Омской области (по согласованию) | Обеспечение оптимизации сети организаций для детей-сирот по результатам анализа перечня организаций для детей-сирот, не отвечающих приоритетам государственной демографической и социальной политики Омской области, подготовка обоснованных предложений по дальнейшему функционированию организаций для детей-сирот. |
3.1 | Создание рабочей группы по комплексному обследованию сети организаций для детей-сирот | IV квартал 2014 года | Минобр, Минтруд, Минфин, Минимущество, органы местного самоуправления Омской области (по согласованию) | |
3.2 | Определение перечня действующих организаций для детей-сирот, не соответствующих приоритетам государственной демографической и социальной политики Омской области и подлежащих сохранению и реформированию или реорганизации | 2014 год - I квартал 2015 года | Минобр, Минтруд, Минфин | |
3.3 | Разработка планов мероприятий по реструктуризации и реформированию для каждой организации для детей-сирот в Омской области | II квартал 2015 | Минобр | |
4 | Реализация мероприятий, связанных с реорганизацией организаций для детей-сирот, включая перевод детей из ликвидируемых или реорганизуемых организаций | 2014 - 2016 годы | Минобр, Минтруд | Обеспечение выполнения предусмотренных законодательством процедур, связанных с ликвидацией или реорганизацией организаций для детей-сирот, а также обеспечение соблюдения прав детей при переводе из ликвидируемых или реорганизуемых организаций |
4.1 | Завершение процедуры реорганизации КОУ "Завьяловский детский дом", КОУ "Кормиловский детский дом", КОУ "Черлакский детский дом", КОУ "Детский дом N 1", КОУ "Детский дом N 10" | IV квартал 2014 года - I квартал 2015 года | Минобр, Минтруд | |
4.2 | Осуществление мероприятий по реорганизации КОУ "Южная школа-интернат", КОУ "Тарская школа-интернат" | II - III квартал 2016 года | Минобр | |
5 | Создание на базе организаций для детей-сирот структурных подразделений, осуществляющих: | III, IV квартал 2015 | Минобр | Повышение эффективности работы по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации детей-сирот, в том числе за счет привлечения ресурсов организаций для детей-сирот |
6 | Создание в организациях для детей-сирот необходимых материальных условий для проживания, воспитания и реабилитации детей, включая специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе осуществление работ по строительству, реконструкции и ремонту зданий и помещений организаций для детей-сирот | постоянно | Минобр, Минтруд, Минздрав | Повышение качества жизни и воспитания детей, находящихся в организациях для детей-сирот |
7 | Проведение информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот | постоянно | Минобр, Минтруд | Обеспечение информационной открытости планируемых и реализуемых мер, формирование положительного общественного мнения по вопросам реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот |
8 | Организация взаимодействия с частными организациями и гражданами, осуществляющими благотворительную, добровольческую деятельность в сфере социализации и защиты прав детей-сирот, включая организацию подготовки и обучения добровольцев | постоянно | Минобр, Минтруд | Привлечение гражданского общества к деятельности по улучшению положения детей-сирот |
9 | Осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот | постоянно | Органы местного самоуправления Омской области (по согласованию), Минобр, Минтруд, Минздрав | Обеспечение соблюдения предусмотренных законодательством прав и законных интересов детей, пребывающих в организациях для детей-сирот |
IV. Кадровое обеспечение реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот | ||||
10 | Обеспечение укомплектования организаций для детей-сирот квалифицированными кадрами руководящих, педагогических, медицинских и иных работников | 2015 - 2018 годы | Минобр, Минтруд, Минздрав | Укомплектование организаций для детей-сирот квалифицированными кадрами, необходимыми для реализации целей и задач указанных организаций. Повышение уровня квалификации работников организаций для детей-сирот за счет обучения их современным технологиям работы с детьми, пребывающими в организациях для детей-сирот |
10.1 | Организация проведения обучающих мероприятий для работников организаций для детей-сирот с целью обучения их современным технологиям работы по защите прав и реабилитации воспитанников указанных организаций, профилактике жестокого обращения с детьми с использованием ресурсов образовательных организаций дополнительного профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, а также обогащения опыта работы организаций для детей-сирот, реализующих инновационные программы воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей | В 2015 году - ежеквартально, 2016 - 2018 годы - ежегодно | Минобр, Минтруд, Минздрав | |
10.2 | Организация психолого-педагогической поддержки работников организаций для детей-сирот, их консультирование по вопросам воспитания, обучения, реабилитации и защиты прав детей-сирот | постоянно | Минобр | |
V. Мониторинг реализации мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот | ||||
11 | Осуществление регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот | Ежеквартально | Минобр, Минтруд, Минздрав | Обеспечение эффективности реализуемых мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот |