Контроль за эффективностью использования средств областного бюджета должен быть направлен на оптимизацию расходов бюджета и профилактику правонарушений в сфере бюджетного законодательства.
Нарушение участниками бюджетного процесса принципа эффективности использования бюджетных средств, определенного статьей 34 БК РФ, предлагается рассматривать как неэффективное использование средств областного бюджета, в том числе направленных на:
- ремонт и содержание не эксплуатируемого оборудования и имущества;
- приобретение за счет средств областного бюджета материальных ценностей (в том числе оборудования и имущества), не используемых с момента оплаты в течение года или по истечении срока предполагаемого начала использования;
- приобретение продукции, материалов, оборудования ненадлежащего качества, в том числе с истекшим сроком хранения (эксплуатации);
- оплату работ, проведенных с нарушениями при капитальном ремонте, строительстве и (или) реконструкции объектов (без проведения экспертизы достоверности сметной стоимости, проектно-сметной документации), не введенных в эксплуатацию или введенных после наступления утвержденного срока ввода объекта в эксплуатацию;
- приобретение материальных ценностей, не используемых при осуществлении деятельности учреждения, или использование их в целях, не предусмотренных уставной деятельностью учреждения;
- приобретение сверхнормативных запасов материальных ценностей (мягкий инвентарь, строительные материалы и др.);
- оплату продукции, работ и услуг по завышенным ценам;
- дополнительное расходование средств на уплату юридическим и физическим лицам штрафов, пеней, неустоек, на возмещение причиненного им ущерба, в том числе в результате несвоевременной оплаты поставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) товаров, работ, услуг при наличии в момент образования кредиторской задолженности достаточных средств на лицевом счете;
- оплату вознаграждений по договорам гражданско-правового характера за выполнение работ, входящих в круг должностных обязанностей сотрудников, числящихся в штате учреждения;
- оплату налога на имущество организаций, за имущество, не учтенное на балансе учреждения и (или) неиспользуемое в деятельности;
- приобретение учреждением имущества за счет бюджетных средств в случае дальнейшей передачи его по договору безвозмездного пользования третьей стороне.
Главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств при выявлении в ходе контрольных мероприятий фактов непринятия руководителем объекта контроля мер к возмещению арендатором части расходов по оплате коммунальных услуг, произведенных за счет средств областного бюджета, рекомендуется считать невозмещенные расходы неэффективным использованием средств областного бюджета.
Выявленные вышеперечисленные случаи неэффективного использования средств областного бюджета у бюджетных и автономных учреждений, получающих субсидии, приводят к завышению расходов на выполнение государственного задания.
В целях формирования достоверной информации о мерах по повышению эффективности использования средств областного бюджета и результатах их реализации главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств при осуществлении проверки эффективности использования средств областного бюджета получателями средств областного бюджета рекомендуется проводить анализ соответствия показателей результатов принятых мер по повышению эффективности расходования средств областного бюджета, отраженных в разделе 2 пояснительной записки "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств" (форма 0503160) к годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, фактически достигнутым результатам.