Задача по повышению качества управления государственным долгом Омской области занимает ключевое место в проводимой бюджетной политике Омской области. Объем государственного долга Омской области на 1 января 2014 года составил 29 663,2 млн. рублей. В структуру государственного долга Омской области включены обязательства Омской области по ценным бумагам, бюджетным кредитам, кредитам кредитных организаций, в том числе:
- 5 000,0 млн. рублей (16,9 процента от общего объема государственного долга Омской области) - государственные облигации Омской области;
- 2 033,2 млн. рублей (6,9 процента от общего объема государственного долга Омской области) - привлеченные бюджетные кредиты из федерального бюджета;
- 22 630,0 млн. рублей (76,2 процента от общего объема государственного долга Омской области) - кредиты кредитных организаций.
Управление государственным долгом Омской области осуществляется с соблюдением ограничений, установленных статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем на сегодняшний день основной проблемой стала тенденция роста объема государственного долга Омской области опережающими темпами по сравнению с ростом собственных доходов областного бюджета. Объем государственного долга Омской области за 2011 - 2013 годы увеличился на 70,1 процента, при этом рост налоговых и неналоговых доходов составил 27,3 процента.
Отношение государственного долга Омской области к доходам областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) в 2011 году составило 47,1 процента, в 2012 году - 52,2 процента, в 2013 году - 62,9 процента. Динамика указанного показателя отражает проблему повышения долговой нагрузки на областной бюджет, необходимость направления значительного объема средств областного бюджета на исполнение принятых долговых обязательств. В результате сокращается объем бюджетных ассигнований областного бюджета на принятие новых расходных обязательств.
В рамках долговой политики Омской области вырабатывается и реализуется стратегия управления государственными заимствованиями Омской области в целях поддержания объема государственного долга Омской области на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания, равномерного распределения во времени платежей, связанных с исполнением долговых обязательств Омской области.
В 2013 году на фондовой Московской межбанковской валютной бирже размещены государственные облигации Омской области общей номинальной стоимостью 5 000,0 млн. рублей, ставка купона была установлена по результатам букбилдинга и составила 7,85 процента годовых со сроком обращения 3 года.
В 2013 году денежные средства, полученные за 2,5 месяца от размещения государственных облигаций Омской области, направлены на досрочное рефинансирование текущих долговых обязательств Омской области, что позволило улучшить структуру государственного долга Омской области и снизить расходы на его обслуживание в 2013 году на 5,2 млн. рублей. В 2014 году ожидаемое сокращение расходов на обслуживание государственного долга Омской области за счет использования государственных облигаций Омской области прогнозируется в объеме 17,5 млн. рублей.
С 2011 года отбор кредитных организаций для предоставления кредитов Омской области осуществляется по результатам аукционов в электронной форме. Это позволяет достигнуть снижения стоимости обслуживания привлекаемых кредитов.
Привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета позволяет осуществлять заимствования на наиболее выгодных условиях под 1/4 ставки рефинансирования Банка России.
Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service в 2013 году подтвердило рейтинг Омской области по глобальной шкале на уровне Ва2 и рейтинг по национальной шкале на уровне Aa2.ru. Прогноз рейтингов - "стабильный".
С учетом оценки текущей ситуации и определения основных рисков в бюджетной сфере и управления государственным долгом Омской области необходимо осуществить:
- стабилизацию объема государственного долга Омской области (ориентировочно к 2017 году) и его удержание на экономически безопасном уровне;
- продолжение практики выпуска облигационных займов Омской области как наиболее удобного (в плане гибкости управления - по срокам размещения, объемам эмиссии, графикам погашения и минимальной стоимости обслуживания) инструмента финансового обеспечения социально-экономического развития Омской области;
- продолжение и совершенствование практики заключения договоров на открытие кредитных линий как наиболее оптимального инструмента финансирования кассовых разрывов областного бюджета;
- поддержание позитивной кредитной истории путем проведения политики информационной открытости в части всех существенных событий, касающихся кредитоспособности Омской области.
Ожидаемый эффект от реализации мероприятий в сфере управления государственным долгом Омской области будет заключаться в повышении качества управления долговыми обязательствами Омской области, в том числе оптимизации и своевременном исполнении долговых обязательств Омской области.