Важнейшим фактором устойчивого развития общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика, которая рассматривается как самостоятельное направление, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития общества.
В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р (далее - Стратегия), отмечается, что в связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшняя молодежь в Омской области страны станет основным трудовым ресурсом России, а трудовая деятельность молодежи - источником финансовых средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.
Вместе с тем в настоящее время в молодежной среде существует ряд проблем, которые препятствуют социализации и эффективной самореализации молодежи в Омской области.
Слабо развивается культура ответственного гражданского поведения, отмечается низкий уровень вовлеченности молодежи Омской области в социальную практику. У значительной части молодежи Омской области отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления. Снижается интерес молодежи в Омской области к инновационной и творческой деятельности. Отсутствие полномасштабной системы выявления и продвижения талантливой молодежи в Омской области может существенно затруднить реализацию приоритетов по модернизации региональной экономики.
В связи с негативными демографическими процессами наблюдается снижение абсолютной численности и доли молодежи в Омской области в структуре населения (2006 год - 588092 чел., 2008 год - 569919 чел., 2010 год - 554474 чел, 2012 год - 499685 чел.).
Все вышеперечисленные негативные тенденции осложняются состоянием инфраструктуры и кадрового обеспечения сферы молодежной политики.
Для устранения указанных тенденций в настоящее время на территории Омской области создана и действует система региональных и муниципальных органов и учреждений, работающих в сфере молодежной политики.
В муниципальных образованиях Омской области действуют органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере молодежной политики, а также муниципальные бюджетные учреждения в сфере молодежной политики. Кроме того, в реализации молодежной политики принимают участие иные органы государственной власти Омской области в пределах их компетенции, общественные организации и объединения.
Такая система позволяет обеспечить комплексный подход к вопросам организации работы с молодежью в Омской области.
Тем не менее, существует ряд проблем в сфере кадрового и материально-технического обеспечения деятельности учреждений для детей и молодежи в Омской области, которые ведут к снижению эффективности молодежной политики, оказывают негативное влияние на организацию работы с детьми и молодежью в Омской области.
Существует необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи в Омской области и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для социализации и эффективной самореализации молодежи в Омской области, для развития ее потенциала в интересах Омской области, совершенствования деятельности учреждений и организаций, работающих в сфере молодежной политики.
Привлечение молодежи в Омской области к участию в основных социально-экономических процессах позволит не только создать условия для самореализации, раскрытия потенциала молодых граждан, проживающих на территории Омской области, но и будет способствовать решению наиболее существенных проблем Омской области.
Минспорт Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по организации и проведению оздоровительной кампании детей в Омской области за счет средств областного бюджета.
Система оздоровления и отдыха детей в Омской области является одной из наиболее крупных социальных систем, обеспечивает основным категориям детей гарантии соблюдения их права на отдых и оздоровление, вне зависимости от материального благосостояния и социального статуса родителей. В нее включены детские оздоровительные учреждения различных типов: лагеря дневного пребывания детей, загородные детские лагеря, детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, палаточные лагеря. Оздоровительные учреждения различных форм собственности - государственные учреждения, муниципальные учреждения,
В условиях, когда ежегодно возрастает количество детей (прирост населения) и состояние их здоровья вызывает серьезные опасения, социальная значимость проблем, связанных с организацией отдыха, оздоровления, выходит на первый план и обуславливает необходимость дальнейшего их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого подхода во всех типах и видах учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.
Реализация комплекса мер, направленных на повышение качества и доступности услуг по оздоровлению и отдыху детей в Омской области, будет способствовать созданию условий для развития в ближайшей перспективе эффективной системы детского оздоровительного отдыха Омской области и выполнения в полном объеме гарантий прав детей на отдых и оздоровление.
Реализаций данной задачи будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Вовлечение молодежи Омской области в общественную деятельность, создание системы поддержки инициативной и талантливой молодежи Омской области.
2. Создание условий для эффективного информационного обеспечения реализации молодежной политики, совершенствование деятельности учреждений, некоммерческих организаций, работающих в сфере молодежной политики.
3. Повышение качества и доступности услуг по оздоровлению и отдыху детей в Омской области.
Показателями непосредственного результата данной задачи являются:
1) Количество студентов, трудоустроенных в рамках деятельности студенческих трудовых отрядов.
Единица измерения - чел.
При расчете значения показателя используются данные Минспорта, региональной молодежной общественной организации "Омский областной студенческий отряд" за отчетный период о количестве студентов, трудоустроенных в рамках деятельности студенческих трудовых отрядов.
2) Количество лиц, получивших социальную, психологическую, педагогическую, правовую и иные виды помощи.
Единица измерения - чел.
Значение показателя определяется как общее количество лиц, получивших социальную, психологическую, педагогическую, правовую и иные формы помощи в соответствии с журналами учета бюджетного учреждения Омской области "Омский областной центр социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи".
3) Доля субсидий, предоставленных местным бюджетам из областного бюджета на выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений в сфере молодежной политики, от общего установленного объема бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений в сфере молодежной политики.