Действующий

О Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие информационного общества в Республике Башкортостан на 2012 - 2017 годы"

Таблица 3

Анализ сильных и слабых сторон потенциала
Республики Башкортостан с точки зрения возможностей
формирования информационного общества в форме
SWOT-анализа

S СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:                                           
1.  Возможность  законодательной  инициативы  в  формировании
нормативно-правовой  базы  для  внедрения  ИКТ  в   различных
сферах социально-экономической жизни республики.             
2. Возможность использования  государственного  регулирования
в отношениях с предприятиями в сфере ИКТ.                    
3.  Возможность  создания  привлекательного   инвестиционного
климата  в  республике  для  развития  телекоммуникационных и
IT-компаний                                                  

W СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:                                            
1.  Несовершенство  нормативно-правовой  базы,   регулирующей
развитие ИКТ в Республике Башкортостан.                      
2. Отсутствие целевой программы  по  развитию  информатизации
органов государственной власти.                              
3. Ограниченные  возможности  финансирования  мероприятий  по
информатизации  и   развитию   информационного   общества   в
республике  за счет средств федерального  и  республиканского
бюджетов.                                                    
4.  Отставание  Республики  Башкортостан  от лидеров-регионов
Российской  Федерации  в области готовности к информационному
обществу.                                                    
5. Отсутствие  современной    мультисервисной  сети  передачи
данных ОГВ Республики Башкортостан                           

O ВОЗМОЖНОСТИ:                                               
1. Инвестиционная  привлекательность  Республики Башкортостан
для федеральных операторов связи и IT-компаний.              
2. Наличие  высших  учебных  заведений,  в  которых   готовят
IT-специалистов.                                             
3.   Наличие   федеральных   стратегических,   концептуальных
документов, целевых программ  по    развитию  информационного
общества Российской Федерации.                               
4. Реализация федеральных пилотных проектов в области ИКТ.   
5. Уровень  развития  производственной базы в области связи и
ИКТ в Республике Башкортостан                                

T РИСКИ:                                                     
1. Низкая  инвестиционная  привлекательность  для  операторов
связи в сельских районах Республики Башкортостан.            
2. Высокие тарифы на современные услуги  связи по отношению к
другим регионам в Приволжском федеральном округе.            
3.  Недостаточное   количество   IT-компаний   и    системных
интеграторов в сфере телекоммуникаций.                       
4.  Низкая  культура  пользования  современной   компьютерной
техникой    у   значительной   части   населения   Республики
Башкортостан.                                                
5. Отток  квалифицированных IT-специалистов в другие регионы,
с более высокой оплатой труда.                               
6. Потеря управления предприятиями в области связи и ИКТ     

SO ПРЕДЛОЖЕНИЯ:                                              
1.  Повышение   уровня  конкуренции  за  счет  привлечения  в
Республику Башкортостан операторов связи и IT-компаний.      
2.  Привлечение  в  Республику  Башкортостан  инвестиций  для
развития сетей связи.                                        
3. Развитие регионального портала оказания госуслуг.         
4. Создание IT-кластера в Республике Башкортостан.           
5. Создание IT-парка в Республике Башкортостан               

WO ПРЕДЛОЖЕНИЯ:                                              
1.   Привлечение    средств    федерального    бюджета    для
софинансирования    республиканских   целевых   программ   по
информатизации в Республике Башкортостан.                    
2. Привлечение  внебюджетных  средств   для  софинансирования
республиканских программ по информатизации на основе развития
частно-государственного партнерства.                         
3. Оптимизация  расходов  средств республиканского бюджета за
счет координации планов информатизации органов исполнительной
власти.                                                      
4.  Развитие    инфокоммуникационной    инфраструктуры    ОГВ
Республики Башкортостан.                                     
5.  Организация   предоставления  государственных   услуг   в
электронной форме с использованием ИКТ.                      
6. Создание  системы мониторинга  планирования  и  подготовки
IT-специалистов Республики Башкортостан                      

ST ПРЕДЛОЖЕНИЯ:                                              
1. Сформировать  нормативно-правовую  базу системы управления
развитием ИКТ в Республике Башкортостан                      

WT ПРЕДЛОЖЕНИЯ:                                              
1. Организация  системы компьютерного  обучения  населения  и
профессиональной  подготовки  и  переподготовки  специалистов
различных отраслей  на базе существующих  учреждений  системы
образования  с использованием удаленного  доступа  на  основе
использования информационно-телекоммуникационных технологий.
2.  Снижение   информационного   неравенства   для   сельских
жителей  Республики  Башкортостан за счет снижения тарифов на
услуги  доступа  в сеть Интернет (благодаря росту конкуренции
среди провайдеров и появлению новых альтернативных технологий
высокоскоростного доступа)                                   

     
2.5. Обоснование целесообразности и необходимости
решения проблемы программно-целевым методом


Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, организаций, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Минимизация воздействия указанных проблем требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти республики.

Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости региональных государственных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.

Использование программно-целевого метода позволит обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, информационно-справочной поддержки и оказания услуг населению и организациям, значительно минимизировать возможные риски, связанные с реализацией Программы, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий, а также повысить результативность расходования бюджетных средств, выделяемых на внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти Республики Башкортостан.

2.6. Характеристика и прогноз рисков, связанных
с выполнением Программы, развития ситуации при
отсутствии введения программно-целевых методов


Альтернативой использованию программно-целевого метода для решения задач по развитию информационного общества в Республике Башкортостан является реализация отдельных мер на уровне конкретных органов государственной власти республики (ведомственный подход).

На основе ведомственного подхода возможно построение только функциональных элементов подсистемы электронного правительства, направленных на повышение эффективности функционирования отдельных органов государственной власти Республики Башкортостан.

Взаимодействие ведомственных информационных систем как между собой, так и с населением и организациями Республики Башкортостан потребует дополнительного согласования на межведомственном уровне, разработки стандартов и технологий обмена информацией, принятия нормативных правовых актов, регламентирующих данное взаимодействие.

Внедрение межведомственных информационных систем, направленных на создание информационно-аналитической, интеграционной и инфраструктурной составляющих электронного правительства без применения программно-целевых методов, приведет к большим временным задержкам, чрезмерной нагрузке на участвующие ведомства и не позволит обеспечить необходимую интенсивность, эффективность и комплексность решения данных задач.

Ведомственный подход целесообразно применять для разработки и внедрения узкоспециализированных информационных систем, не требующих согласования с органами государственной власти Республики Башкортостан и направленных на реализацию полномочий и предоставление государственных услуг в рамках отдельного органа государственной власти республики. Как следствие - риски по внедрению подобных проектов будут минимальны. В случае наделения информационной системы межведомственным характером значительно возрастает риск низкой эффективности функционирования такой информационной системы. Это связано с необходимостью решения многих вопросов и предварительных согласований на межведомственном уровне, таких как разграничение полномочий, финансирования и администрирования отдельных подсистем и др. Для разработки и создания таких систем целесообразно и оправданно использование программно-целевых методов.

Таким образом, отказ от использования программно-целевого метода при решении вопросов эффективного формирования информационного общества повлечет разрозненность усилий республиканских органов исполнительной власти, снижение их ответственности, несистемное решение стоящих задач в этой области, низкую эффективность использования выделяемых средств бюджета Республики Башкортостан.

Использование программно-целевого метода и принятие отдельной программы позволит значительно минимизировать возможные риски, связанные с ее реализацией, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий и созданием необходимых информационных систем.

3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ


Целью Программы является обеспечение повышения качества жизни населения и устойчивого роста экономики региона за счет интенсивного использования гражданами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти Республики Башкортостан современных информационно-коммуникационных технологий.

3.1. Задачи Программы


Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:

1. Повышение качества жизни граждан в информационном обществе предусматривает:

1.1. Перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид.

1.2. Создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, а также в областях жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта.

1.3. Создание и развитие электронных сервисов в области образования и науки, повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества.

1.4. Оцифровка объектов культурного наследия, включая архивные фонды.