Действующий

ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (с изменениями на: 11.11.2015)

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ


Количество образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования на территории края, составляет 145 единиц, из которых подведомственных учреждений, - 103 (66 учреждений начального профессионального образования и 37 учреждений среднего профессионального образования), краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных другим министерствам Красноярского края, - 18, отделений среднего профессионального образования федеральных и негосударственных высших учебных заведений, филиалов высших учебных заведений - 18, негосударственных учреждений среднего профессионального образования - 6.

На 1 млн жителей Красноярского края приходится 52 учреждения начального и среднего профессионального образования. Для сравнения: в Финляндии, сохраняющей, по данным ООН, лидерство в мировом рейтинге систем образования, это соотношение составляет 37 учреждений на 1 млн чел., в Самарской области, лидирующей в России по модернизации системы образования, - 26 учреждений на 1 млн чел.

Общий контингент обучающихся в подведомственных учреждениях составляет 46,6 тыс. человек. Из 103 подведомственных учреждений 34 учреждения имеют контингент меньше 250 человек, в том числе в 8 учреждениях контингент менее 150 человек. В то время как средняя наполняемость учреждений профессионального образования по Российской Федерации составляет 555 человек, по Сибирскому федеральному округу - 540 человек.

При наполняемости подведомственных учреждений менее 250 человек невозможно обеспечить качественный образовательный процесс из-за недостатка кадровых, материальных и организационных ресурсов. В связи с недостаточной педагогической нагрузкой в ряде таких учреждений преподаватели ведут дисциплины, не соответствующие профилю их образования, уровню квалификации. Небольшая загрузка мощностей малокомплектных учреждений делает неэффективным размещение современного оборудования в этих учреждениях.

Интегральным показателем деятельности учреждения является трудоустройство выпускников. При среднекраевом значении показателя "доля выпускников, состоящих на учете в службе занятости в качестве безработных" - 2,8%, в подведомственных учреждениях с наполняемостью меньше 250 человек значение данного показателя составляет свыше 10%.

Учебные площади 30 подведомственных учреждений заполнены не более чем на 50% от общей проектной наполняемости.

Неотъемлемой частью эффективного функционирования учреждения профессионального образования является наличие социально-бытовой инфраструктуры - столовой, спортивного и актового залов, общежития. В части учреждений отсутствуют объекты, обеспечивающие комфортные и безопасные условия жизнеобеспечения обучающихся.

Имущественные комплексы отдельных подведомственных учреждений не соответствуют санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности, установленным законодательством Российской Федерации, поэтому имеют многочисленные предписания в части проведения капитального и текущего ремонтов.

Объединение подведомственных учреждений позволит предусмотреть создание целостного комплекса (учебно-производственной и социально-бытовой инфраструктуры) для каждого учреждения, освободиться от помещений, не соответствующих требованиям надзорных органов.

В целях кадрового обеспечения создающихся высокопроизводительных рабочих мест требуется создать условия для реализации программ повышения квалификации. Ежегодно из 30 тыс. человек из числа взрослого населения, прошедших профессиональную подготовку в подведомственных учреждениях, только 9 тыс. человек повышают квалификацию на более высокие тарифные разряды, что является недостаточным для обеспечения модернизации производств. Увеличение слушателей возможно за счет введения новых образовательных программ, оснащения современным учебно-производственным оборудованием, повышения квалификации педагогических кадров, продолжения работ по созданию высокотехнологичных отраслевых центров и использованию их ресурсов другими учреждениями.

Укрупнение подведомственных учреждений обеспечит доступность высокотехнологичного оборудования для учащихся профильных учреждений и, как следствие, повысит соответствие системы профессионального образования требованиям современных производств.

Повышение качества подготовки выпускников является ключевым вопросом взаимодействия системы профессионального образования и работодателей, так как непосредственно влияет на производительность труда, позволяет сократить период адаптации молодежи на рабочих местах.

Подведомственные учреждения испытывают трудности при организации учебно-производственной практики. Доля обучающихся, получающих стипендии за счет средств предприятий (организаций), составляет не более 1% от общего контингента, что характеризует слабую заинтересованность работодателей в адресной подготовке молодых специалистов. Как правило, данные трудности организации образовательного процесса испытывают малокомплектные учебные заведения, которых работодатели не рассматривают как значимых партнеров в кадровой политике.

Укрупнение подведомственных учреждений позволит выстроить более эффективную систему взаимодействия с работодателями, направленную на повышение качества подготовки кадров.

Таким образом, для преодоления проблем и трудностей в системе профессионального образования необходимо изменить сеть подведомственных учреждений, внедрить механизмы настройки указанных учреждений на кадровые, квалификационные потребности экономики и общества, обеспечивающие повышение производительности труда, развитие малого и среднего бизнеса, реализацию профессиональных интересов жителей края.