Действующий

ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (с изменениями на: 11.11.2015)

4. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


4.1. Для осуществления задачи по обеспечению постоянной ориентации системы профессионального образования на изменяющиеся потребности экономики и социальной сферы края за счет внедрения в практику новых моделей образовательных организаций и сетевых форм взаимодействия реализуются две модели образовательных организаций, в рамках которых создаются учреждения - лидеры профессионального образования: отраслевые техникумы, колледжи (высокотехнологичные центры) и территориальные техникумы, колледжи (территориальные многопрофильные центры).

Высокотехнологичные центры организуются как профильные многоуровневые учреждения, для которых характерна тесная связь с предприятиями отрасли. На базе высокотехнологичных центров реализуются программы основной профессиональной подготовки высококвалифицированных рабочих, специалистов среднего звена по направлениям отрасли, программы повышения квалификации и переподготовки работников среднего звена, а также программы подготовки к сертификации квалификаций. В таких центрах концентрируются уникальные ресурсы, современные производственные технологии, обеспечивается открытый доступ к ним учреждений, реализующих подобные образовательные программы, а также учащихся профильной школы и взрослого населения территорий.

Территориальные многопрофильные центры обеспечивают развитие группы близко расположенных к нему муниципальных образований, удовлетворяют образовательные потребности местного сообщества в "коротких", специализированных программах, курса "под заказ" субъектов малого и среднего бизнеса. Такие учреждения должны стать центрами общественных инициатив, системообразующим фактором территориального развития, на базе которых реализуются программы подготовки квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена для экономики муниципального образования, повышения квалификации и переподготовки работников организаций - социальных партнеров.

Следующим шагом развития сети учреждений-лидеров профессионального образования станет:

формирование образовательных кластеров, объединяющих интересы и ресурсы организаций реального сектора экономики и образовательных организаций. Задачи кластера - формирование территориально-отраслевого заказа на подготовку кадров, оптимизация структуры подготовки, создание лабораторий, иных структурных подразделений на предприятиях и в организациях, реализация сетевых образовательных программ на базе участников кластера;

создание в виде структурных подразделений на базе высокотехнологичных центров учебных центров профессиональных квалификаций. Задача таких центров - реализация специализированных коротких практико-ориентированных образовательных программ профессиональной подготовки, повышения квалификации, разработанных на основе профессиональных стандартов или согласованных с работодателями и обеспечивающих освоение квалификации, востребованной на рынке труда. Результаты подготовки по данным программам соответствуют 3 - 6 тарифным разрядам. Требованиями к деятельности учебных центров профессиональных квалификаций являются наличие положительных заключений на реализуемые образовательные программы, полученные от профильного объединения работодателей или крупных компаний отрасли, заинтересованных в подготовке соответствующих кадров; широкое участие работодателей в управлении центром и оценке качества подготовки выпускников.

(в ред. Распоряжения Правительства Красноярского края от 11.11.2015 N 1012-р)

В качестве дополнительных структурных подразделений, обеспечивающих развитие взаимовыгодных отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, организациями, необходимо сформировать маркетинговые службы в отраслевых и территориальных техникумах с функциями изучения образовательных потребностей предприятий и населения, продвижения образовательных услуг учебного заведения или группы учебных заведений, подготовки предложений для корректировки образовательных программ и планов приема, введения новых и исключения действующих образовательных программ.

Для обеспечения профессионального самоопределения школьников и получения первоначальных профессиональных навыков будут созданы инновационные площадки на базе общеобразовательных учреждений и профессиональных организаций по реализации федеральных стандартов среднего общего образования по направлению технологического профиля в подведомственных учреждениях, а также программ допрофессиональной, профессиональной подготовки.

4.2. Задачу по повышению качества подготовки рабочих и специалистов за счет объединения усилий работодателей, образовательных учреждений посредством распространения практики государственно-частного партнерства предполагается осуществить следующим образом.

Для обеспечения обновления содержания обучения и внедрения практико-ориентированных образовательных технологий получат дальнейшее развитие практики государственно-частного партнерства по следующим направлениям.

Расширение практики целевого обучения в подведомственных учреждениях, обеспечивающей, с одной стороны, удовлетворение потребностей в квалифицированных кадрах предприятий и организаций, с другой - подготовку под конкретное рабочее место и трудоустройство выпускников. В основе целевой подготовки лежит совместная форма профессионального обучения будущих рабочих и специалистов, предполагающая проведение практических занятий в условиях предприятия и теоретических занятий в условиях учебного заведения. Такая форма обучения требует модернизации организации и проведения учебного процесса, а также контроля и оценки, мер поддержки студентов со стороны предприятий-партнеров.

В целях подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, и сокращения сроков адаптации выпускников на производстве министерством разработан проект создания системы дуальной подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий машиностроительного комплекса Красноярского края. В рамках проекта обучение студентов будет основано на сочетании теоретической подготовки с практической работой на конкретных должностях предприятий машиностроения: ОАО "Красноярский машиностроительный завод", ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева", ОАО "Научно-производственное предприятие "Радиосвязь", ОАО "Центральное конструкторское бюро "Геофизика". При этом основная часть учебного процесса будет осуществляться на рабочем месте. Ответственность за результаты дуального обучения распределяется между образовательными организациями и предприятиями.

Современной (международной) формой координации бизнеса, образования и государства в подготовке квалифицированных кадров в интересах развития отраслей и территорий, повышения качества профессиональной подготовки является организация и проведение краевых, межрегиональных конкурсов профессионального мастерства и участие обучающихся и рабочей молодежи во всероссийских, международных конкурсах профессионального мастерства WorldSkills. Задачей национального движения WorldSkills Russia является популяризация рабочих специальностей, привлечение молодых инициативных людей в рабочие профессии и специальности, повышение их престижа в обществе, использование профессиональных стандартов образовательными учреждениями и бизнесом, внедрение профессиональных образовательных программ мирового уровня. В крае будет создана инфраструктура, обеспечивающая участие края в национальном движении WorldSkills Russia, - региональный координационный центр и тренировочные центры на базе высокотехнологичных центров для подготовки участников движения к соревнованиям, повышения привлекательности рабочих профессий среди молодежи.

Внедрение механизмов независимой оценки качества в виде профессионально-общественной аккредитации образовательных программ объединениями работодателей или специализированными аккредитационными центрами, участие выпускников в сертификации квалификаций позволит сформировать эффективный инструмент ответственности и повысить уровень доверия заинтересованных сторон - государства, общества, бизнеса, образовательного сообщества, абитуриентов, студентов к качеству образовательных услуг, результативности и эффективности образовательного учреждения. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

4.3. В целях решения задачи по обеспечению концентрации организационных, управленческих, материальных, кадровых ресурсов и повышения эффективности их использования за счет укрупнения подведомственных учреждений необходимо следующее.

Подведомственные учреждения начального профессионального образования, имеющие высокие результаты работы, кадровый и ресурсный потенциал для реализации программ подготовки специалистов среднего звена, планируется перевести в статус образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Необходимо провести оптимизацию подведомственных учреждений путем присоединения образовательных учреждений начального профессионального образования к существующим образовательным учреждениям среднего профессионального образования.

При укрупнении будут сохранены востребованные направления подготовки кадров, образовательные программы подготовки рабочих, состав преподавателей и мастеров производственного обучения.

Присоединение позволит обеспечить многоуровневую подготовку кадров, расширение возможности для студентов в выборе направлений подготовки за счет увеличения количества реализуемых образовательных программ в одном образовательном учреждении. В результате всем обучающимся будет предоставлена возможность получения дополнительных квалификаций, а для успешно освоивших программы подготовки рабочих - продолжение обучения по сокращенным программам подготовки специалистов среднего звена.

Особое внимание будет уделяться обучающимся из числа детей, относящихся к наиболее социально незащищенным слоям населения, посредством предоставления им возможности самореализации, получения профессионального и дополнительного образования.

В систему управления каждого подведомственного учреждения будут введены попечительские или наблюдательные советы с участием представителей работодателей и муниципальных образований, которые будут определять образовательную политику, оценивать результативность развития учреждения и осуществлять финансовый контроль. Появится практика публичных отчетов по реализации программ развития объединенных образовательных учреждений.

Укрупнение приведет к усилению кадрового потенциала, материально-технической базы образовательных учреждений. Систематический мониторинг и оценка эффективности деятельности, реализации программ развития будут основой для принятия управленческих решений. Оценка будет строиться на принципах открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.

Результаты мониторинга подведомственных учреждений будут размещаться на официальном сайте министерства.

(в ред. Распоряжения Правительства Красноярского края от 11.11.2015 N 1012-р)