Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 518-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие физической культуры, спорта, туризма в Красноярском крае на 2014-2016 годы»

2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости разработки подпрограммы


На уровне Российской Федерации, Красноярского края за последнее время приняты сразу несколько стратегических документов.

На ведущие позиции в них выходят термины «качество жизни», «комфортная среда обитания». Разделы, посвященные физической культуре и спорту, составляют немалую часть в структуре федеральных и региональных стратегий - стране нужны здоровые и энергичные граждане.

В соответствии с Концепцией долгосрочного экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, и Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р, поставлены задачи по увеличению доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Показатели, характеризующие положение дел и являющиеся объективными, следующие.

В Красноярском крае наблюдается устойчивый рост показателей вовлеченности населения в физкультурно-спортивное движение. Так, доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, на начало 2013 года составила 21,4 % от общей численности населения Красноярского края, что на 6,5 % превзошло значение аналогичного показателя 2009 года (14,9 %).

Показатели «доля учащихся и студентов Красноярского края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов», «доля граждан Красноярского края, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике» на 2013 год зафиксированы на уровне среднероссийских и составили 50,1 % и 11,1 % соответственно.

В развитии массовой физической культуры и спорта в Красноярском крае сделана ставка на работу по формированию сети спортивных клубов по месту жительства. В крае на начало 2013 года функционировало 353 спортивных клуба по месту жительства, из которых 212 созданы при государственной поддержке в рамках долгосрочной целевой программы «От массовости к мастерству» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 20.11.2010 № 575-п. Для того, чтобы процесс создания сети спортивных клубов по месту жительства носил комплексный характер, в 2012 году создан и запущен специализированный сайт sportclub24.ru, проводятся: спартакиада «Мой спортивный двор», курсы повышения квалификации для работников спортивных клубов по месту жительства, краевые смотры-конкурсы среди спортивных клубов, среди инструкторов по месту жительства, создано и переработано методическое пособие по созданию и деятельности спортивных клубов по месту жительства.

На 1 января 2013 года в спортивных клубах по месту жительства в Красноярском крае занимаются 40 308 человек, что составляет 6,6 % от числа систематически занимающихся физической культурой и спортом жителей края (на 01.01.2012 - 28 049 человек, или 5 %).

В 2013 году в рамках реализации долгосрочной целевой программы «От массовости к мастерству» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 20.11.2010 № 575-п, планируется открытие 60 спортивных клубов по месту жительства.

В целях привлечения жителей Красноярского края к систематическим занятиям физической культурой и спортом проводится большая работа по улучшению спортивной инфраструктуры и повышению доступности спортивных сооружений для населения. В результате реализации федеральных, краевых, муниципальных целевых программ в Красноярском крае введены в эксплуатацию, реконструированы 415 спортивных сооружений, в том числе более 20 крытых объектов спорта, что позволит увеличить показатель количества спортивных сооружений в Красноярском крае с 5309 единиц в 2008 году до 5735 единиц в 2013 году, единовременную пропускную способность спортивных сооружений Красноярского края со 129887 человек до 140081 человека, процент обеспеченности населения спортивными сооружениями от норматива единовременной пропускной способности с 23,66 % до 25,90 %.

Количество и качество имеющихся в крае спортивных сооружений, их доступность недостаточны для реализации минимально необходимого объема двигательной активности населения и организации качественной учебно-тренировочной работы учреждений спортивной направленности, при этом во многих территориях края большая часть существующих спортивных залов - встроенные в здания образовательных учреждений спортивные залы либо временно приспособленные для проведения занятий по физической культуре помещения. Имеются большие территориальные неравенства среди муниципальных образований края в обеспеченности объектами и в доступности для населения услуг физкультурно-оздоровительного характера; повсеместно ощущается острый дефицит в недорогой, но полноценной спортивной инфраструктуре - доступных спортивных залах, открытых площадках - как по месту жительства, так и по месту работы населения.

В целях реализации мероприятий по развитию спортивной инфраструктуры ведется целенаправленная работа по строительству спортивных сооружений различного типа - физкультурно-оздоровительных центров по месту жительства, многофункциональных плоскостных площадок, футбольных полей с искусственным покрытием и другие.

Низкий уровень наполняемости муниципальных бюджетов не позволяет администрациям муниципальных образований самостоятельно разрабатывать проектную документацию на проведение капитальных ремонтов и строительство спортивных сооружений, вследствие этого в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 21.10.2011 № 635-п «Об утверждении Порядка формирования и реализации перечня строек и объектов, в соответствии с которым осуществляются бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств краевого бюджета, за исключением бюджетных инвестиций в объекты, обеспечивающие реализацию инвестиционных проектов»  данные территории не могут быть включены в заявочный перечень строек и объектов.

Значительная часть имеющихся физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений были построены в 60-80-е годы прошлого века и требуют реконструкции и модернизации, переоснащения современным оборудованием. Нормативная база по строительству и эксплуатации спортивных сооружений изменилась за этот период в значительной степени.

Жизнедеятельность спортивного учреждения обеспечивается состоянием жизненно важных объектов, зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, наличием мероприятий по защищенности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Важнейшей частью проблемы обеспечения безопасной жизнедеятельности спортивных учреждений края является высокий уровень изношенности основных фондов (зданий, инженерных сетей) и недостаточное финансирование мероприятий, направленных на улучшение материально-технического состояния.

В связи с вступлением в силу главы 6.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации «Эксплуатация зданий, сооружений» с 01.01.2013 особое внимание уделяется эксплуатационной надежности зданий и сооружений. Безопасность на спортивных сооружениях - один из актуальных вопросов. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий и капитальный ремонт зданий, сооружений. Из-за дефицита бюджета в ряде муниципальных образований края нарушаются нормативные сроки проведения ремонта, что ведет к риску получения травм и создания чрезвычайных ситуаций.

Дефицит муниципальных бюджетов не позволяет своевременно проводить текущие и капитальные ремонты спортивных учреждений, по этой причине часто здания спортивных объектов из состояния ограниченно-работоспособного переходят в недопустимое и аварийное, представляющее угрозу для безопасного пребывания учащихся.

От состояния основных фондов зависит обеспечение безопасности объектов, соблюдение и выполнение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Среди различных видов безопасности для спортивных учреждений являются пожарная, электрическая и техническая безопасность.

В случае непринятия мер по проведению ремонта зданий и сооружений спортивной направленности существенно сократится количество учреждений, занимающихся подготовкой спортивного резерва, спортивных сооружений для массового спорта, спортивных сооружений для высшего спортивного мастерства, так как их эксплуатация будет прекращена в соответствии с предписаниями надзорных органов.

В целях исполнения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны (ГО) и чрезвычайным ситуациям (ЧС) и ликвидации стихийных бедствий от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» все спортивные сооружения должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. В настоящее время средствами пожарной защиты оборудовано не более 40 % спортивных сооружений на территории края. В большинстве своем имеются нарушения по конструктивам зданий - отсутствие огнезащиты конструкций, применение материалов с высокой степенью пожарной опасности, отсутствие молниезащиты и других нарушений, которые подтверждены предписаниями надзорных органов.

Регламентами проведения спортивно-массовых мероприятий по видам спорта предусмотрено наличие системы видеонаблюдения и контроля доступа на спортивных сооружениях. Наличие системы видеонаблюдения является залогом охраны спортсменов и посетителей, своевременного предупреждения терроризма, продажи и употребления алкогольных напитков, воровства личных вещей, чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера. Создание системы видеонаблюдения позволяет службам безопасности спортивных учреждений осуществлять видеонаблюдение в режиме реального времени, оперативно среагировать и предотвратить проблемы.

Немалое значение в обеспечении жизнедеятельности спортивных учреждений имеет оказание своевременной и качественной медицинской помощи, что невозможно без соответствующего медицинского оборудования.

Спортивные сооружения являются специфическими объектами, спортивное покрытие по различным видам спорта сугубо уникально и требует тщательного ухода, для чего необходимо приобретение специализированной техники: техники с навесным оборудованием для ухода за искусственным газоном, техники для ухода за естественным газоном, ледозаливочных машин и другие.

Совершенствуется система проведения официальных физкультурных, спортивных мероприятий Красноярского края. На 2013 год в территориях края организовано и проведено более 5000 физкультурных, спортивных мероприятий с общим количеством участников, превышающим 360 000 человек.

При этом в рамках реализации календарного плана официальных физкультурных, спортивных мероприятий Красноярского края общее количество спартакиад, проведенных на начало 2013 года с привлечением средств краевого бюджета, составило 19 единиц, спортивных мероприятий - 490, массовых всероссийских акций - 5.

Количество участников официальных физкультурных, спортивных мероприятий превысило 120 тыс. человек.

Приоритетным для Красноярского края является развитие спартакиадного движения, продвижение в территории края массовых всероссийских акций, из которых наиболее массовыми являются «Лыжня России», «Кросс нации».