2.1. С 2001 года в субъектах Российской Федерации были приняты первые целевые программы патриотической направленности.
В 2008 году в Красноярском крае была принята краевая целевая программа "Комплексные меры поддержки гражданско-патриотического самоопределения молодежи Красноярского края" на 2008 - 2010 годы (Закон Красноярского края от 20.12.2007 N 4-1120) (далее - Программа).
По итогам реализации Программы более 26000 молодых людей приняли участие в стартовых событиях, базовых проектах, 1880 человек прошли подготовку в военно-спортивных профильных лагерях, более 7000 человек в возрасте от 14 до 30 лет регулярно участвуют в работе патриотических объединений, клубов, центров. В 90% муниципальных образований Красноярского края по итогам реализации Программы активно работают патриотические клубы и объединения. По данным отчетов муниципальных отделов по работе с молодежью на территории Красноярского края патриотическим воспитанием занимается 200 молодежных клубов и центров, что подтверждает увеличение численности патриотических объединений, клубов, центров более чем на 300% по сравнению с 2005 - 2008 годами.
Анализируя динамику развития системы патриотического воспитания в крае в период 2008 - 2010 годов, стоит отметить, что основной принцип ее развития носил индуктивный характер и был направлен в основном на реализацию комплекса мероприятий, а не на создание инфраструктурного компонента. Таким образом, в 2011 году не было создано условий для подготовки целевой программы, поэтому следующая долгосрочная целевая программа была принята только в 2012 году.
Дефицит комплекса методических разработок привел к отсутствию общей краевой концепции патриотической направленности, а также качественного мониторинга и социологического анализа ситуации в области патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае. Стоит отметить, что реализация базовых проектов Программы дала большой импульс к активизации деятельности патриотических клубов Красноярского края, сместив их локальную деятельность на краевую интеграцию. Таким образом, Программа явилась базовым инструментом по интеграции локальной деятельности в региональную систему. Реализация Программы способствовала определению базовых направлений, созданию ресурса для дальнейшего развития.
В результате внесения изменений в Программу в 2009 году она стала межведомственной, с 2010 года ее исполнителями стали министерство спорта и молодежной политики Красноярского края, министерство образования и науки Красноярского края, министерство культуры Красноярского края, министерство здравоохранения Красноярского края, агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края.
(в ред. Указа Губернатора Красноярского края от 16.09.2014 N 206-уг)
Реализация Программы в 2010 году способствовала развитию патриотического воспитания, опыт межведомственного сотрудничества показал, что патриотическое воспитание на программном уровне должно стать комплексным межведомственным процессом, направленным на создание условий для развития системы патриотического воспитания Красноярского края всеми заинтересованными ведомствами.
По итогам реализации Программы в 2011 году по инициативе министерства спорта и молодежной политики Красноярского края совместно с министерством образования и науки Красноярского края, министерством культуры Красноярского края, мобилизационным управлением Губернатора Красноярского края, агентством печати и массовых коммуникаций Красноярского края, региональным отделением ДОСААФ России по Красноярскому краю, военным комиссариатом Красноярского края была разработана долгосрочная целевая программа "Патриотическое воспитание молодежи Красноярского края" на 2012 - 2014 годы, которая утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 01.11.2011 N 663-п (далее - ДЦП). Цель ДЦП определялась как создание условий для дальнейшего развития и совершенствования системы патриотического воспитания, формирования социальной активности молодежи Красноярского края. Совершенствование системы предполагало реализацию тех принципов, которые отсутствовали в краевой целевой программе "Комплексные меры поддержки гражданско-патриотического самоопределения молодежи Красноярского края" на 2008 - 2010 годы, а именно:
(в ред. Указа Губернатора Красноярского края от 16.09.2014 N 206-уг)
1. Реализация эффективного межведомственного взаимодействия в процессе патриотического воспитания и гражданского образования молодежи Красноярского края.
2. Реализация годового цикла работы в области патриотического воспитания и гражданского образования молодежи Красноярского края.
2.2. Сложившаяся в настоящее время ситуация в области патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае характеризуется рядом негативных явлений. К основным из них можно отнести:
1) низкий уровень знаний истории Отечества и края, ценностных представлений жителей об исторической памяти, незнание истории жизней и подвигов национальных героев;
2) отсутствие эффективной системы допризывной подготовки молодых граждан;
3) отсутствие оптимальных условий для формирования у жителей Красноярского края активной гражданской позиции, нравственных качеств, готовности к участию в общественно полезной деятельности и защите государственных интересов;
4) отсутствие эффективной информационной системы поддержки патриотического воспитания и гражданского образования детей и молодежи Красноярского края;
5) отсутствие эффективного механизма, обеспечивающего организационное и методическое сопровождение системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае.
В декабре 2012 года автономная некоммерческая организация Центр гуманитарных исследований и консультирования "Текущий момент" провела опрос среди 17 - 18-летних красноярцев. Было опрошено несколько сотен учеников 11 классов и студентов первых курсов образовательных организаций высшего образования г. Красноярска (часть из которых сдавала ЕГЭ по истории при поступлении).
Проведенный опрос показывает низкий уровень знания истории Отечества, Красноярского края. Необходимость историко-просветительской работы является приоритетной, так как мало говорить о любви к Отечеству - необходимо знать его историю и культуру, а сохранение исторической памяти транслировать на ценностном уровне. Таким образом, патриотизм как социокультурная ценность отражается в чувственно-эмоциональных и концептуальных аспектах взаимодействия человека и Отечества на разных уровнях организации социума. С одной стороны, интегрирующая патриотическая идея - это образ Отечества как родовой среды и чувство сопричастности с ней. Отсюда необходимость сохранения, развития и защиты Отечества как части самого себя. Поэтому проблематика низкого уровня знания истории Отечества и края рассматривается не в методологическом или социальном смысле, а на аксиологическом (ценностном) уровне формирования сознания, причастности и сопереживания за место и дело, где родился и живешь.
В условиях отсутствия эффективной системы допризывной подготовки молодых граждан стоит выделить ряд проблем, отображающих объективные факторы развития системы допризывной подготовки.
Во-первых, армия перестала являться социальным институтом, являющимся показателем мужества, формирующим социальный, психологический и физический опыт. С одной стороны, в условиях социально-экономических и историко-культурных изменений, смены установок поколений на уровне государственного преобразования такой процесс является естественным, с другой - с позиции выполнения конституционного долга, защиты Отечества как фактора социальной ответственности, взросления - отсутствие престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации является показателем непонимания или физической и психологической неготовности молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В современных условиях тенденция падения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, рост числа молодых людей, уклоняющихся от призыва на военную службу, обусловлены отсутствием выстроенной системы допризывной подготовки, когда молодой человек из условий социального и бытового комфорта резко, без возможных элементов адаптации, попадает в абсолютно незнакомые для него условия. До 18 лет подросток не получает соответствующую для военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации физическую, военно-спортивную, психо-эмоциональную подготовку. В Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 N 134-р, отмечено, что переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе.
Нивелировать отсутствие престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации возможно путем эффективной и качественной подготовки, максимально вовлекающей молодых людей допризывного возраста, что требует необходимого материально-технического оснащения военно-патриотических объединений, клубов, центров.
Потребуется новая система упорядочивания деятельности военно-спортивных клубов муниципальных образований Красноярского края, методическое обеспечение системы допризывной подготовки, эффективного развития военно-прикладных и технических видов спорта, организации учебных сборов старшеклассников, создание условий для повышения квалификации кадров в области патриотического воспитания.
По своему содержанию патриотическое сознание как совокупность идей, взглядов, мыслей, теорий, чувств, настроений, эмоций, установок, мотивов, выражающих отношение к своей стране, обусловлено общественной идеологией (системой взглядов, мыслей, теорий), социальной психологией (совокупность господствующих чувств, настроений, установок, мотивов, эмоций) и формами их проявления в виде экономического, политического, правового, нравственного, эстетического и религиозного сознания. Наряду с обозначенными факторами формирования патриотического сознания имеют значение формы деятельности государства и общества в сфере патриотического воспитания и гражданского образования.
Патриотическое сознание обусловливает выполнение личностью, социальными группами своего гражданского долга во всех сферах жизнедеятельности: поддержание престижа и защита Отечества, достижение благополучия, хорошего состояния экологии, здоровья и качества жизни соотечественников, экономического процветания, высокого материального и духовного уровня.
В современных условиях патриотическое сознание переживает кризисное состояние, выражающееся в коммерциализации сознания различных социальных групп, попытках искажения отечественной истории, принижения роли Российского государства в современном мире, хотя именно патриотическое сознание могло бы стать действительно движущей силой преобразований и консолидации социальных сил во имя процветающей и сильной России.