1.1. Концепция развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на 2014 - 2018 годы (далее - Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов исполнительных органов государственной власти Красноярского края, федеральных органов исполнительной власти на территории Красноярского края, общественных и общественно-государственных организаций, органов местного самоуправления Красноярского края. Концепция учитывает необходимость обеспечения системного подхода в реализации патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае, а также определения и развития его основных направлений.
Концепция призвана стать ориентиром для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Красноярского края, федеральных органов исполнительной власти на территории Красноярского края, общественных и общественно-государственных организаций при решении задач в области патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае.
1.2. Объектом процесса патриотического воспитания и гражданского образования являются граждане, проживающие на территории Красноярского края. Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию и гражданскому образованию предполагает участие всех категорий граждан, однако приоритетным направлением является патриотическое воспитание и гражданское образование подрастающего поколения - детей и молодежи.
1.3. Субъектами патриотического воспитания и гражданского образования являются:
органы государственной власти, включающие в себя федеральные органы государственной власти на территории Красноярского края (по согласованию решением вопросов в сфере патриотического воспитания и гражданского образования могут заниматься: Главное управление МВД России по Красноярскому краю, УФСКН России по Красноярскому краю, Главное управление МЧС России по Красноярскому краю, Управление ФСБ России по Красноярскому краю, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю) и органы государственной власти Красноярского края;
органы местного самоуправления;
семья;
образовательные организации всех уровней;
муниципальные и государственные учреждения спорта, туризма и молодежной политики;
муниципальные и государственные учреждения культуры;
научные, научно-методические учреждения;
некоммерческие организации, в том числе ветеранские, молодежные и детские общественные объединения, традиционные религиозные конфессии, Енисейское войсковое казачье общество, национально-культурные общественные объединения;
общественно-государственные структуры (региональное отделение ДОСААФ России по Красноярскому краю);
социальные службы;
трудовые коллективы, профсоюзы;
органы военного управления, военный комиссариат;
воинские коллективы;
средства массовой информации (далее - СМИ).
Субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания.
Каждый из субъектов патриотического воспитания решает специфические задачи в отношении различных объектов патриотического воспитания своими средствами, но в тесной координации и на основе единой государственной политики.
1.4. Для целей настоящей Концепции применяются следующие основные термины и определения:
1.4.1. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов исполнительной власти Красноярского края и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Военно-патриотическое воспитание - это составная часть патриотического воспитания, направленного на формирование у граждан готовности к военной службе как особому виду государственной службы.
1.4.2. Гражданское образование - общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование социально-политической компетентности и демократической культуры личности.
1.4.3. Система патриотического воспитания и гражданского образования - это совокупность субъектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.
1.4.4. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите, это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.
1.4.5. Государственная поддержка патриотического воспитания и гражданского образования - это совокупность выработанных органами государственной власти мер экономического, организационного и правового характера, направленных на создание благоприятных условий для патриотической работы.
1.5. С 2001 года в России используется программно-целевой подход в реализации патриотического направления работы. За этот период были приняты следующие документы:
государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 N 122);