Действующий

Об утверждении Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года

2. Предпосылки принятия Стратегии


2.1. Красноярский край сохраняет ведущие позиции в Сибирском федеральном округе по численности экономически активного населения и уровню экономической активности населения. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, численность экономически активного населения в среднем за 2012 год составила 1512,7 тыс. человек (в 2011 году - 1511,3 тыс. человек), в том числе 1428,8 тыс. человек или 94,5 % - занятые в экономике (в 2011 году - 1420,8 тыс. человек, или 94,0 %).

Вследствие развития в 2012 году позитивных тенденций в социально-экономической сфере, снижения высвобождений работников, развития взаимодействия с работодателями в крае наблюдался рост потребности в квалифицированной рабочей силе:

увеличилось количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения края, - за 2012 год заявлено 188,4 тыс. вакансий (в 2011 году - 170,7 тыс. вакансий);

улучшился качественный состав заявленных вакансий - в 2012 году доля заявленных вакансий с оплатой труда выше прожиточного минимума в крае составила 65,2 % (в 2011 году - 54,3 %);

потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, в 1,3 раза превысила численность граждан, зарегистрированных в поиске работы (в среднемесячном исчислении), в то время как в 2011 году, наоборот, число зарегистрированных граждан в 1,4 раза превысило потребность в работниках.

Кроме того, на территории Красноярского края реализуются и планируются к реализации масштабные инвестиционные проекты по развитию традиционных и созданию новых высокотехнологичных производств. Прежде всего, это развитие Нижнего Приангарья, Ангаро-Енисейский кластер, кластер инновационных технологий в г. Железногорске, освоение Ванкорского и Куюмбинского нефтегазовых месторождений, строительство нефтепровода Куюмба-Тайшет, развитие лесопромышленного комплекса, развитие золотодобывающей отрасли, строительство железной дороги Кызыл - Курагино.

В целом ежегодная дополнительная кадровая потребность прогнозируется на уровне 65- 68 тыс. человек. По данным единого краевого реестра инвестиционных проектов только в ближайшие 5 лет на крупнейших инвестиционных проектах края будет создано более 38 тыс. новых рабочих мест.

Показателем высокой востребованности трудовых ресурсов в крае является тот факт, что на протяжении последних пяти лет уровень общей безработицы в крае ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу, в 2012 году равен среднему значению по России и минимальный среди регионов СФО (5,5 %), численность безработных граждан (по методологии Международной организации труда) сократилась на 7,1 % (с 90,4 тыс. человек в 2011 году до 84,0 тыс. человек в 2012 году).

Таким образом, в крае существует, а в дальнейшем с учетом задач по модернизации экономики будет только увеличиваться потребность в квалифицированных работниках. В связи с этим актуальны вопросы:

формирования современной структуры рабочей силы с учетом динамики рынка труда, появления новых, изменения содержания и условий труда традиционных профессий;

исследования перспективных потребностей рынка труда;

обеспечения эффективной политики молодежной занятости;

развития профессиональной и территориальной мобильности населения, готовности к профессиональному обучению и повышению квалификации на протяжении всей жизни;

повышения престижа рабочих профессий;

укрепления взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг.

2.2. На ситуацию с обеспечением человеческими ресурсами реального сектора экономики и бюджетной сферы оказывают влияние не только экономические, демографические и образовательные факторы, но и профессиональное самоопределение граждан, как базовый элемент формирования трудового потенциала населения.

В настоящее время в Красноярском крае и в России в целом перед населением ставятся новые задачи по поддержанию собственной конкурентоспособности и профессионально-трудовой мобильности на протяжении всей жизни. Для реализации профессиональных планов гражданам необходимо обладать знаниями и умениями, которые в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы помогли бы им переориентироваться.

В связи с этим профессиональная ориентация должна не просто помогать людям в выборе профессии, востребованной на рынке труда, но и научить формировать собственный образовательно-профессиональный формат на основе имеющихся ресурсов, самостоятельно управлять своей профессиональной карьерой, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни.

С экономической точки зрения система сопровождения профессионального самоопределения должна оказывать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов Красноярского края, успешную профессионально-трудовую адаптацию граждан.

Профессиональное самоопределение, трудоустройство и занятость молодежи в современных условиях характеризуются рядом противоречий:

наличием территориального и структурного дисбалансов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Красноярского края, формирующих кадровый дефицит;

необходимостью рационального распределения трудовых ресурсов и противоречащими этому личными интересами молодежи при выборе профессии;

социальной значимостью и низкой оплатой некоторых видов труда;

потребностью рынка труда в повышенной квалификации и отсутствием ее у молодежи;

необходимостью самообеспечения жизнедеятельности в новых конкурентных условиях и традицией полагаться на социальную защиту со стороны государства.

2.3. В Красноярском крае регулярно проводится мониторинг сферы профессиональных предпочтений учащихся выпускных классов общеобразовательных организаций края. Последнее масштабное исследование показало, что:

более 30 % выпускников к концу обучения не сделали профессиональный выбор;

около половины не знают, какие профессии востребованы на рынке труда;