Действующий

Об утверждении Концепции государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года

3.10. Развитие экономического регулирования и рыночных инструментов
охраны окружающей среды


При решении задач развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности используются следующие механизмы:

стимулирование предприятий, внедряющих НДТ в области охраны окружающей среды;

обеспечение широкого применения государственно-частного партнерства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;

стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, производства экологически чистой продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий;

стимулирование экологической и социальной ответственности бизнеса, работающего на территории Красноярского края, посредством создания условий для более эффективного добровольного вклада компаний в социальную и экологическую сферы, в устойчивое развитие Красноярского края;

поддержка технологической модернизации производств, обеспечивающей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;

стимулирование деятельности по раздельному сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей;

поддержка развития рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, включая внедрение на предприятиях системы экологического менеджмента,  менеджмента качества продукции, развитие на территории Красноярского края добровольного экологического аудита, экологического страхования;

поддержка формирования рынка экологичной продукции, технологий и оборудования, природоохранных услуг;

обеспечение преимущества (при прочих равных условиях) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям;

обеспечение  необходимого финансирования мероприятий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с государственной программой  охраны  окружающей среды и природопользоавания;

использование интегральных показателей для оценки состояния регионального развития;

нормирование негативного воздействия на окружающую среду на основе региональных нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимой антропогенной нагрузки и технологических нормативов.

Индикатором является повышение экономической заинтересованности субъектов хозяйственной и иной деятельности в осуществлении мер по охране окружающей среды и экологической безопасности.

Средства реализации (инструменты):

снижение (корректировка) размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду предприятий, внедряющих наилучшие доступные технологии  в области охраны окружающей среды;

принятие правовых актов края по вопросам использования НДТ;

экономическое стимулирование внедрения НДТ (установление льгот по региональным налогам, компенсация процентных ставок по кредитам и др.);

обеспечение широкого применения государственно-частного партнерства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;

финансовая поддержка проектов, разработанных на принципах социальной ответственности и в соответствии с практическими методами управления окружающей средой (соблюдение «принципа Экватора»);

экономическое стимулирование применения природного газа (с 2020 года) и других альтернативных источников энергоресурсов посредством тарифного регулирования цен на природный газ и электроэнергию;

стимулирование деятельности по раздельному сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей;

стимулирование и поддержка хозяйствующих субъектов, внедряющих и поддерживающих на предприятии систему экологического менеджмента и систему качества продукции согласно действующим международным стандартам (ИСО 9000 и ИСО 14000);

разработка и реализация государственной программы поддержки и продвижения на рынок производителей экологически чистой продукции; повышение числа предприятий, внедряющих систему экологического менеджмента, компаний, осуществляющих экологический аудит;

создание внебюджетного экологического фонда Красноярского края (законодательная инициатива);

разработка интегральных показателей (индексов) для оценки и сравнения достижений в социальном, экономическом развитии при соблюдении экологических ограничений;

разработка и создание индекса регионального развития Красноярского края в качестве агрегированного индикатора социально-эколого-экономического развития Красноярского края;

разработка механизмов оценки целевых показателей.