Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Загрязнение воздуха представляет серьезную угрозу для здоровья людей и окружающей среды в целом.
В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на территории субъекта Российской Федерации.
Объективная оценка уровня загрязнения атмосферы является актуальной задачей: она необходима при выборе мероприятий по охране воздушной среды, при планировании жилищного и промышленного строительства, а также при установлении для городских предприятий нормативов допустимых выбросов.
Красноярский край входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по объему валового регионального продукта, занимая лидирующие позиции по объему производства цветных металлов. В Красноярском крае интенсивно развивается нефтегазодобывающая отрасль, а также располагаются крупные объекты теплоэнергетики, что определяет существенный объем выбросов загрязняющих веществ в Красноярском крае.
В целях снижения негативного воздействия на атмосферный воздух в городах Красноярск и Норильск в рамках федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" продолжается реализация комплексных планов мероприятий, направленных на кардинальное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обеспечение благоприятных условий проживания жителей (далее - комплексный план).
В рамках реализации комплексного плана г. Красноярска к 2026 году совокупный объем выбросов будет снижен на 25,4 тыс. тонн (20,22% от уровня 2017 года).
В рамках реализации комплексного плана г. Норильска к 2026 году совокупный объем выбросов будет снижен на 286,4 тыс. тонн (84,6%). ПАО ГМК "Норильский никель" реализует "серный проект", которым предусмотрен большой комплекс работ на металлургических заводах Медном и Надеждинском.
Обеспечение экологической безопасности населения Красноярского края и снижение негативного воздействия на атмосферный воздух в городах Красноярского края являются ключевыми направлениями государственной экологической политики Красноярского края. Необходимым элементом для определения направлений государственной экологической политики является информация о состоянии (загрязнении) атмосферного воздуха.
Мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на компоненты окружающей среды в промышленных центрах Красноярского края, реализуются в соответствии с механизмами, предусмотренными государственной программой Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" (далее - программа).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" организацию и осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии (далее - Госкорпорация "Росатом") в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Подсистема мониторинга атмосферного воздуха краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Красноярского края (далее - КСН) сформирована в 2008 году и является частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), предусмотренной статьей 63.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Развитие и функционирование КСН осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 01.11.2013 N 573-п "Об утверждении Порядка формирования и функционирования краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Красноярского края".
По количеству образования отходов производства и потребления (далее - отходы) в год Красноярский край входит в десятку субъектов Российской Федерации - крупнейших производителей отходов. Современная система нормирования не способствует и не обеспечивает снижение воздействия на окружающую среду в части уменьшения образования отходов. Деятельность по сбору, обработке, утилизации и вовлечению таких отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья и энергоносителей на территории Красноярского края развита слабо, хотя в последние годы наметилась положительная тенденция роста количества утилизированных отходов, снижения количества захороненных отходов на специализированных объектах.
Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Красноярского края является экологическая безопасность Красноярского края, безусловным требованием которой выступает организация надлежащего сбора, транспортировки, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным требованиям к объектам размещения отходов, мест несанкционированного размещения ТКО, развитие системы использования вторичных ресурсов путем строительства комплексов по сортировке и переработке ТКО.