Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЗАТО Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК (с изменениями на: 11.09.2015)


 4.1. Текущая ситуация и проблематика развития кадрового потенциала Кластера


Основной проблемой кадровой обеспеченности, характерной как для предприятий Кластера, так и для промышленности РФ в целом, является нехватка специалистов высокой квалификации. Проблема обострилась под влиянием двух параллельных процессов: старение и уход на пенсию опытных работников, значительное падение уровня подготовки поступающих на работу выпускников профильных вузов.

Образовательная среда до сих пор не восстановила свои основные функции, утраченные и/или поврежденные во время системного кризиса 1990-х годов. Несмотря на проводимую совместную работу, учебные программы вузов Кластера во многом не соответствуют требованиям предприятий. Обучение осуществляется с применением устаревших программных и технических средств, на несколько поколений отстающих от текущего мирового уровня и давно не используемых на производстве. Вследствие чего у предприятий Кластера возникла необходимость в дополнительной подготовке специалистов для работы на производстве, а также в поиске "штучных" выпускников с нужной квалификацией на территории других регионов РФ.

Еще одной проблемой является отсутствие совместной с учебными заведениями четко отлаженной системы непрерывного образования и повышения квалификации. Быстрое развитие технологий требует постоянной переподготовки и адаптации специалистов под новые требования. Текущее техническое оснащение филиалов учебных заведений на территории Кластера не позволяет качественно решать эту задачу.

Отдельной проблемой Кластера является утечка уже готовых выпускников в другие сферы деятельности и недостаток интереса к техническим специальностям со стороны абитуриентов. По оценкам, в среднем по РФ от 40% до 50% выпускников технических вузов уходит в нетехнические сферы деятельности. Это возникает в силу сохраняющейся невысокой привлекательности инженерных специальностей, недостатка квалифицированных преподавателей математики и физики, неразвитой системы профориентации в школе.

На ситуацию с дефицитом специалистов негативно влияет также статус закрытого территориального образования, который существенно усложняет контакты организаций Кластера и их сотрудников с внешним миром.

В соответствии с тем, что планируемое развитие производственной сферы Кластера, сопряженное с освоением новых технологий, будет сопровождаться дальнейшим увеличением потребности предприятий в молодых специалистах, решение данных проблем будет принимать все большее значение. Кадровые потребности предприятий Кластера приведены в таблице 9.