В Красноярском крае в 2012 году обеспечено функционирование 65 учреждений, оказывающих услуги по отдыху, оздоровлению и занятости детей в 23 муниципальных образованиях Красноярского края, из них: 16 государственных оздоровительных учреждений (краевых и федеральных), в том числе 3 санатория; 27 муниципальных загородных учреждений (предприятий), 4 загородных оздоровительных лагеря, принадлежащих Республике Хакасия, расположенных на территории Красноярского края; 18 частных оздоровительных учреждений. При этом в Красноярском крае имеются 3 муниципальных загородных оздоровительных учреждения, которые в настоящее время не функционируют по причине их несоответствия требованиям действующего законодательства.
Возникновение проблемы организации отдыха и оздоровления детей связано с социально-экономическими преобразованиями в Российской Федерации, которые оказали влияние на систему отдыха и оздоровления детей. В 90-е годы происходило закрытие ведомственных загородных оздоровительных учреждений и их перепрофилирование под другие учреждения. Количество детских загородных оздоровительных лагерей сократилось примерно на 34%.
С 2010 года на территории Красноярского края государственная поддержка загородных оздоровительных лагерей осуществлялась в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Дети» на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п (далее - программа 2010-2012 годов). Всего за 3 года из краевого бюджета выделено финансирование в размере 271 735,4 тыс. рублей.
За счет реализации программы 2010-2012 годов в 27 загородных оздоровительных лагерях проведен ремонт столовых, спальных корпусов, других объектов инфраструктуры, в 3 загородных оздоровительных лагерях проведен ремонт электроосвещения, в 9 загородных оздоровительных лагерях проведен ремонт водоснабжения и канализации, в 26 загородных оздоровительных лагерях приобретено и установлено технологическое оборудование, в 4 загородных оздоровительных лагерях проведен ремонт спортивных площадок, в 5 загородных оздоровительных лагерях проведен ремонт бассейнов, приобретено 7 единиц транспорта в 1 учреждении, приобретено медицинское оборудование в 15 учреждениях, введен в эксплуатацию 1 новый пищеблок, установлена система видеонаблюдения в 21 загородном оздоровительном лагере, в 13 загородных оздоровительных лагерях установлена кнопка тревожного вызова сотрудников охраны.
Несмотря на то, что в Красноярском крае в рамках программы 2010-2012 годов выделены средства краевого бюджета на укрепление материально-технической базы муниципальных и краевых загородных оздоровительных лагерей, инфраструктура загородных оздоровительных учреждений остается устаревшей, не отвечающей современным требованиям. Здания и сооружения загородных оздоровительных учреждений, введенных в эксплуатацию в 40-х-50-х годах, не соответствуют действующим СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.03.2003 № 20 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1204-03».
По данным Роспотребнадзора в 90% загородных оздоровительных лагерей отсутствуют оборудованные современные спортивные площадки, в 22% загородных оздоровительных лагерей в пищеблоках отсутствует полный набор помещений, в 20% загородных оздоровительных лагерей медицинские пункты не соответствуют требованиям санитарного законодательства, в 45% загородных лагерей спальные корпуса требуют капитального ремонта, 32% загородных оздоровительных лагерей нуждается в помещениях для реализации образовательных программ (проведения кружков).
В связи с введением в действие СанПиН 2.4.4.2605-10 «Санитарно-эпидеомилогические требования к устройству, содержанию и организации режима детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 № 29, изменились требования к организации стационарных палаточных лагерей. И, как следствие, проведение стационарных палаточных лагерей не планируется, что приводит к уменьшению инфраструктуры отдыха, оздоровления и занятости детей. При этом данный вид отдыха является востребованным для учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей группы риска, детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей по дополнительным образовательным программам туристско-краеведческой направленности.
Согласно статьям 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время относится к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов.
Объем финансирования, выделяемый из бюджетов муниципальных образований, недостаточен для развития системы отдыха и оздоровления детей.
В связи с вышеизложенным существует необходимость модернизации имеющейся материально-технической базы муниципальных загородных оздоровительных лагерей.
Кроме того, в загородных оздоровительных учреждениях остается нерешенной проблема содержания летнего отдыха детей, разработки и реализации образовательно-оздоровительных программ для детей различных категорий, в том числе детей, находящих в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, одаренных детей, детей, склонных к девиантному поведению. В связи с чем существует необходимость финансирования реализации образовательно-оздоровительных программ в условиях загородного оздоровительного учреждения.
Развитие системы отдыха и оздоровления детей нуждается в долгосрочном государственном регулировании, связанном прежде всего с созданием современных, отвечающих всем требованиям санитарного законодательства, требованиям противопожарной безопасности условий для отдыха, оздоровления и занятости детей Красноярского края.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 16.05.2011 № Пр-1365 субъектам Российской Федерации необходимо:
разработать и утвердить программы по развитию системы отдыха и оздоровления детей и подростков, предусмотрев в них меры по повышению качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей и подростков, меры по улучшению инфраструктуры и материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей, а также по созданию новых зон отдыха;
создать в субъектах Российской Федерации базовые круглогодичные центры отдыха и оздоровления детей и подростков.
В соответствии со Стандартом безопасности, утвержденным заместителем Губернатора Красноярского края от 31.01.2012 (далее - Стандарт безопасности), необходимо обеспечить безопасность детей в период их пребывания в учреждениях, иных организациях, оказывающих услуги по отдыху, оздоровлению и занятости детей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и подпунктом 2.4.3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»* к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей, за исключением организации отдыха детей в каникулярное время.
_______________
* Возможно, ошибка оригинала. Следует читать: «подпунктом 2.43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - Примечание изготовителя базы данных.
Используемый программно-целевой метод позволит:
выделить для финансирования наиболее приоритетные направления в рамках программы;
обеспечить эффективное планирование и мониторинг результатов реализации программы.
В рамках программы определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам реализации программы.