Реализация Плана мероприятий («Дорожной карты») по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Новосибирской области в 2023 году (далее - План мероприятий («Дорожная карта») направлена на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессии и одиночество.
Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 21.11.2011 N 323_ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пилотный проект реализуется на территории всего региона (30 муниципальных районов и 4 городских округа) 34 муниципальными комплексными центрами социального обслуживания населения и 14 организациями социального обслуживания, подведомственными министерству труда и социального развития Новосибирской области.
За время реализации пилотного проекта на территории Новосибирской области открыты 55 школ неформального (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - школа ухода) на базе 48 организаций социального обслуживания, участвующих в реализации пилотного проекта (8 при муниципальном бюджетном учреждении города Новосибирска «Городской комплексный центр социального обслуживания населения»).
Школы ухода организованы для проведения обучения навыкам ухода родственников и иных лиц, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, а также обучения навыкам самообслуживания граждан, нуждающихся в постороннем уходе.
Основными задачами деятельности школы ухода являются:
1) повышение качества жизни и социальная адаптация граждан, нуждающихся в постороннем уходе, сохранение возможности проживания в привычной для них домашней обстановке, а также предотвращение развития у них осложнений, связанных с неправильным уходом;
2) консультирование слушателей школы ухода по вопросам организации общего ухода за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, контроля за изменениями состояния здоровья, профилактики осложнений, питания и кормления, проведения общегигиенических процедур, позиционирования, пользования средствами реабилитации;
3) консультирование граждан, нуждающихся в постороннем уходе, по вопросам оказания самопомощи, пользования средствами реабилитации;
4) оказание психологической поддержки, создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье;
5) информирование по осуществлению взаимодействия с медицинскими организациями, организациями социального обслуживания и общественными организациями, осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания на территории Новосибирской области;
6) обучение граждан, осуществляющих уход, переустройству и адаптации жилых помещений в целях создания безопасной, комфортной среды, эффективной и продуктивной коммуникации.
Слушателями школы ухода являются родственники и лица, осуществляющие уход, и сами граждане, нуждающиеся в уходе.
С начала реализации пилотного проекта в школе ухода прошли обучение 8 354 гражданина, в том числе 3 668 граждан в 2022 году.
На территории Новосибирской области открыты 52 пункта проката технических средств реабилитации, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам (далее - пункты проката) бесплатно во временное пользование. При необходимости организация социального обслуживания осуществляет доставку технических средств реабилитации до места жительства (пребывания) получателя и обратно по истечении срока действия договора или досрочном прекращении действия договора.
Пункты проката оснащены зонами для выдачи, хранения и демонстрации технических средств реабилитации, а также для обучения навыкам пользования данными средствами.
За период реализации пилотного проекта услугами пунктов проката воспользовались 7 952 гражданина, из них в 2022 году 2 876, получив во временное пользование более 4 000 вспомогательных средств ухода и технических средств реабилитации.
На базе организации социального обслуживания населения функционируют мобильные бригады. За мобильной бригадой руководителем организации социального обслуживания населения закрепляется автотранспорт, в том числе специализированный.
Основными целями деятельности мобильной бригады являются:
- повышение качества жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и проживающих в том числе в отдаленных сельских населенных пунктах со слаборазвитой инфраструктурой и транспортным обеспечением, путем оказания социальных услуг, включая срочные социальные услуги, а также мероприятий по социальному сопровождению;
- повышение эффективности, обеспечение адресности и доступности социального обслуживания для населения, в том числе в сельской местности;
- обеспечение оперативности в решении острых социальных проблем граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
За период реализации пилотного проекта услугами мобильных бригад воспользовались 28 736 граждан.
Мобильные бригады также осуществляют выявление граждан, нуждающихся в социальной помощи, проведение обследования материально-бытового положения граждан с целью определения нуждаемости в получении социальной помощи, предоставление социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в полустационарной форме социального обслуживания, на дому, предоставление срочных социальных услуг, предоставление информационно-консультативной помощи населению по вопросам социальной поддержки, социального обслуживания и иным вопросам, в том числе с привлечением специалистов организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, территориальных органов Пенсионного фонда, органов местного самоуправления и других организаций в рамках межведомственного взаимодействия, оказание содействия в сборе документов для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании.
На базе государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области «Новосибирский областной геронтологический центр» открыт координационный центр системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской области (далее - координационный центр).
Координационный центр осуществляет следующие функции:
1) информирование и консультирование граждан о пилотном проекте, в том числе о бесплатных социальных сервисах;
2) проведение работ с обращениями граждан, поступившими по телефону, в письменной или электронной форме;