ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
государственной долговой политики Новосибирской области
на 2023 годи плановый период 2024 и 2025 годов
Государственная долговая политика Новосибирской области (далее - долговая политика) является производной от бюджетной политики региона и его налогового потенциала. Целью долговой политики является обеспечение сбалансированности областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет) на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов посредством привлечения заемного финансирования. Управление государственным долгом Новосибирской области заключается в своевременном и полном исполнении государственных долговых обязательств, минимизации расходов на обслуживание государственного долга, поддержании объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение.
Итоги реализации долговой политики предыдущего периода
Изначально плановые параметры долговой нагрузки областного бюджета на 2021 год значительно превышали допустимые для Новосибирской области значения. Долговая нагрузка по плану составляла почти 50% от собственных доходов вместо допустимых 35%. Слабый прогноз собственных доходов, основанный на спаде экономической активности 2020 года, и перегруженность бюджета растущими социальными обязательствами не позволили сбалансировать областной бюджет по дефициту и государственному долгу в контрольных параметрах.
Но восстановление экономики страны после потрясений 2020 года произошло быстрее и налоговый рост восстановился, перекрыв риски необходимости сверхзаимствований, тем самым позволив привести показатели областного бюджета в рамки действующих ограничений.
Отсутствие потребности в привлечении запланированного объема заимствований и, как следствие, в полном объеме утвержденных бюджетных ассигнований на обслуживание долга позволило в течение года перераспределить более 2 млрд рублей на решение приоритетных социально-экономических задач. Средневзвешенная ставка обслуживания государственного долга на конец 2021 года составила 2,85% годовых.
Фактическое исполнение областного бюджета в 2021 году с профицитом способствовало сокращению долговой нагрузки до 26% (отношение объема долга к общему объему доходов без учета безвозмездных поступлений), полному погашению задолженности по кредитам коммерческих банков. По итогам прошлого года объем долга сократился на 6,7 млрд рублей (с 48,7 млрд рублей до 42 млрд рублей), больше половины долга (60%) составляют обязательства по бюджетным кредитам, 40% - обязательства по ценным бумагам.
Подписание с Министерством финансов Российской Федерации в июле 2021 года соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов в размере 8,8 млрд рублей помимо экономии расходов на обслуживание долга позволило сдвинуть график погашения долговых обязательств до 2030 года.
В ноябре 2021 года был осуществлен частичный выпуск ценных бумаг в объеме 500 млн рублей со сроком обращения 7 лет (при зарегистрированном объеме эмиссии 10 млрд рублей). Это позволило создать финансовый резерв в объеме 9,5 млрд рублей на 2022-2024 годы, который при благоприятной конъюнктуре на рынке ценных бумаг наряду с отсутствием спроса со стороны кредитных организаций на заключение государственных контрактов на предоставление Новосибирской области кредитных ресурсов, может быть использован в качестве источника финансирования дефицита бюджета.
Итоги электронных аукционов в 2021 году свидетельствуют о снижении активности коммерческих банков в кредитовании субъектов Российской Федерации. Основным сдерживающим фактором является необходимость ограничения цены кредитного контракта - на уровне, не превышающем значение ключевой ставки Банка России, увеличенной на один процент годовых.
В целях поддержания объема кредитного портфеля, достаточного для покрытия дефицита бюджета и рефинансирования долговых обязательств, в 2021 году была проведена закупка финансовых услуг по предоставлению Новосибирской области кредитных ресурсов в объеме 5 млрд рублей. Отсутствие конкуренции послужило основанием для заключения контрактов по начальной максимальной цене - «ключевая ставка Банка России + 1% годовых».
Исполнение долговых обязательств Новосибирской области осуществлялось своевременно и в полном объеме.
В 2021 году в целях оценки и контроля эффективности управления государственным долгом Новосибирской области были установлены и исполнены следующие количественные показатели (индикаторы):
N | Показатель (индикатор) | 2021 год, план | 2021 год, факт |
1 | Уровень дефицита областного бюджета (без учета остатков средств на счетах по учету средств бюджетов и суммы превышений, допустимых в соответствии с бюджетным законодательством и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения) от общего годового объема доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, % | <= 10,0 | профицит |
2 | Отношение объема долговых обязательств Новосибирской области по кредитам, полученным от кредитных организаций, и государственным ценным бумагам Новосибирской области к общему годовому объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), % | <= 25,0 | 10,3 |
3 | Отношение объема государственного долга Новосибирской области к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | <= 35,0 | 25,7 |
4 | Доля объема расходов на обслуживание государственного долга Новосибирской области в общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов, % | <= 5,0 | 0,72 |
Таким образом, все условия реструктуризации бюджетных кредитов перед Министерством финансов Российской Федерации выполнены.
Репутация качественного заемщика Новосибирской области в течение 2021 года подтверждалась рейтинговыми агентствами:аналитическим кредитным рейтинговым агентством (далее -АКРА) (09.03.2021 и 27.08.2021) и международным рейтинговым агентством FitchRatings(далее - FitchRatings) (10.12.2021).
15 апреля 2022 года АКРА повысило Новосибирской области и выпущенным ею облигациям кредитный рейтинг до уровня «АА(RU)» за счет роста собственной ликвидности и снижения долговой нагрузки по итогам 2021 года. Отмечена позитивная динамика в региональной экономике и структуре бюджета, а также низкий уровень относительной долговой нагрузки при сбалансированной по срокам погашения структуре долга. Благодаря снижению в структуре государственного долга доли рыночных обязательств и привлечению бюджетных кредитов по низкой ставке из федерального бюджета отмечена низкая доля расходов на обслуживание долга в совокупных расходах бюджета.
Текущее состояние государственного долга Новосибирской области. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
В текущем году в связи с влиянием геополитической и экономической ситуации вектор долговой политики изменился. Если при утверждении областного бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов основную часть дефицита и погашение долговых обязательств предполагалось профинансировать за счет рыночных заемных источников (банковских кредитов и ценных бумаг), то в настоящее время Программа заимствований Новосибирской области (далее -Программа заимствований) скорректирована в сторону увеличения доли бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета.
В соответствии с Антикризисным планом Правительства Российской Федерации, в целях повышения устойчивости региональных и муниципальных финансов Новосибирской области в 2022 году выделено 3,75 млрд рублей на погашение рыночных заимствований региона и 2,6 млрд рублей - на погашение рыночных заимствований муниципальных образований.
Для повышения самодостаточности региональных экономик продлевается курс, направленный на реструктуризацию накопленной задолженности региональных бюджетов перед федеральным центром. В 2022 году Новосибирской областью будет реализовано право перенести срок оплаты задолженности по бюджетным кредитам на более длительный срок в объеме 1,2 млрд рублей. Эта мера также накладывает обязательства на областные органы власти по направлению высвобождаемых средств на региональное развитие, в том числе на реализацию новых инвестиционных проектов, поддержку экономики в условиях введения санкций.
В целях реализации инвестиционных проектов по развитию региональной инфраструктуры продолжается использование нового механизма - инфраструктурных бюджетных кредитов. Программой заимствований запланировано привлечение 3,5 млрд рублей целевых бюджетных кредитов для направления средств на финансирование проектов. Заемные средства предоставляются под 3% годовых, сроком на 15 лет (с погашением ежегодно равными долями, начиная с третьего года предоставления бюджетного кредита и с возможностью досрочного погашения) и предназначаются для реализации проектов в сфере региональной инфраструктуры, одобренных Президиумом (Штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации. Такие проекты должны реализоваться частным инвестором, окупаться и иметь бюджетный эффект в виде увеличения налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Ставка по инфраструктурным бюджетным кредитам гораздо ниже стоимости кредитных ресурсов на рынке, что является выгодным условием для частного инвестора. На объем бюджетных кредитов, направленных на финансирование инфраструктурных проектов, реализуемых на территории области, допускается превышать установленные ограничения уровня дефицита и долговой нагрузки.
В течение года возможность покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета, обеспечена благодаря заключению соглашения с Управлением Федерального казначейства по Новосибирской области для привлечения при необходимости бюджетного кредита на пополнение остатков средств на едином счете бюджета.