Действующий

Об основных направлениях бюджетной, налоговой и государственной долговой политики Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов


УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 18.10.2022 N 726-рп

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Новосибирской области
на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов

I. Общие положения


Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов разработаны в целях определения ограничений и приоритетов при составлении и исполнении областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет) 2023-2025 годов, определения доминирующих факторов сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации и Новосибирской области, а также тенденций ее развития.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов базируются на положениях Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», решениях, принятых в 2022 году Президентом Российской Федерации, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов и приоритетах социально-экономического развития Новосибирской области на 2023год и плановый период 2024 и 2025 годов, одобренных Правительством Новосибирской области, положениях плана по обеспечению устойчивости экономики Новосибирской области.


II. Налоговая политика

Итоги реализации налоговой политики в 2021-2022 годах

В 2021 году завершился период нормализации экономического состояния после пандемии 2020 года. По мере восстановления деловой активности и снятия антиковидных ограничений акцент смещался на обеспечение устойчивых темпов роста экономики и расширение потенциала сбалансированного развития.

Отсутствие жестких карантинных ограничений для деловой активности, меры поддержки, оказанные населению и бизнесу, позволили вернуться на уровень 2020 года и со второго полугодия 2021 года выйти на устойчивую траекторию роста.

Отчетный год завершился достаточно высокой динамикой основных макроэкономических показателей. Темп роста валового регионального продукта Новосибирской области 2021 года к 2020 году составил 112,4%.

Укрепились индексы, характеризующие промышленное производство: объем отгруженных товаров увеличился до 856,1 млрд рублей (рост к 2020 году на 24,2%), индекс промышленного производства - 112% (среднероссийский показатель - 105,3%, в среднем по Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) - 102,9%). По последнему показателю Новосибирская область занимает первое место среди субъектов СФО. Превышение показателей обеспечили такие отрасли как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, обеспечение электроэнергией и газом, водоснабжение.

Особо выделяется рост добычи полезных ископаемых: за 2021 год отгрузка увеличилась на 64,5% по сравнению с 2020 годом, составив 84,1 млрд рублей (в фактически действующих ценах). Ведущую роль сыграли совершенствования в угольном секторе: диверсификация рынка, эффективность экспортных отгрузок (начаты поставки по Северному морскому пути), ввод в эксплуатацию высокопроизводительного оборудования.

В 2021 году в регионе продолжился рост инвестиционной активности, в экономику Новосибирской области привлечено 297,9 млрд рублей инвестиций (в 2020 году - 265,7 млрд рублей). Несмотря на рост объема инвестиций в основной капитал на 6,8% в данный показатель ниже показателя по стране и по СФО (по России - 107,7%, по СФО - 108,9%).

Устойчивый потребительский спрос обеспечил рост розничной торговли - оборот розничной торговли в 2021 году достиг 671,8 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 13,7% в сопоставимых ценах. Оборот оптовой торговли составил 2010,1 млрд рублей, что ниже уровня 2020 года на 4% в сопоставимых ценах.

Такая динамика была обеспечена не только возросшим потребительским спросом, но и не менее возросшей инфляцией: если на конец 2020 года индекс потребительских цен составлял 104,4%, то на конец 2021 года он уже достиг 109,2%. Индекс цен производителей также демонстрирует рост 120,9% в 2021 году против 102,8% в 2020 году.

Для таргетирования инфляции Центральным банком Российской Федерации начиная с марта 2021 года были приняты меры по поэтапному увеличению ключевой ставки с 4,25% до 8,5% к декабрю 2021 года, что частично притормозило рост цен.

Таким образом, 2021 год стал для Новосибирской области экономически успешным: преодолен «провал» первого пандемийного года, возвращены темпы уверенного развития. Стабилизация ситуации позволила нарастить доходную часть консолидированного бюджета (за 2021 год собственные доходы составили  206,4 млрд рублей), чтона 26% выше показателей 2020 года.

В 2022 году условия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с обострением геополитических событий. Введение беспрецедентных санкций со стороны иностранных государств создали новые вызовы для экономики страны.

Для преодоления последствий санкционного давления на федеральном уровне предприняты меры, направленные на стимулирование экономической и инвестиционной активности, поддержку приоритетных отраслей, сохранение доходов населения. Помимо этого, цифровизация налогового администрирования привела к принятию новых мер, направленных на увеличение собираемости налогов, а также повышению качества оказания государственных услуг.

К числу наиболее важных принятых мер следует отнести:

1. Перенос сроков уплаты налогов по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) за 2021 год и авансового платежа за 1 квартал 2022 года (март-апрель 2022 года) на полгода (на сентябрь-октябрь) с последующей рассрочкой до 6 месяцев для представителей наиболее пострадавших отраслей.

Реализация положения обеспечит возникновение недополученных доходов 2022 года в размере 505,4 млн рублей с переносом срока их поступления на 2023 год.

2. Продление на месяц срока уплаты авансового платежа по налогу на прибыль организаций, который приходился на 28 марта 2022 года.

3. Обнуление ставки по налогу на прибыль организаций сферы  ИТ-технологий на 2022-2024 годы. Данная мера приведет к недопоступлению доходов в общей сумме 963,5 млн рублей за три года (в 2022 году - 310,9 млн рублей, в 2023 году - 316,8 млн рублей, в 2024 году - 335,8 млн рублей).

4. Для сохранения сбережений граждан, поддержки ликвидности в банковской сфере принято решение об освобождении от уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) с доходов по банковским вкладам, полученных в 2021-2022 годах, а также материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами полученной в 2022-2023 годах.

5. Благодаря изменениям федерального законодательства, у субъектов Российской Федерации появилось право продлить еще на один год действие налоговой ставки в размере 0% по упрощенной и патентной системам налогообложения для новых предпринимателей, планирующих работать в научной, социальной, производственной или бытовой сферах (до 1 января 2025 года).

Также в целях обеспечения стабильных условий осуществления деятельности налогоплательщиков в условиях санкционного давления продлен период действия пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленных законами субъектов Российской Федерации, до 1 января 2024 года.

6. Введение института единого налогового платежа, предусматривающего уплату налогов одним платежным поручением с последующим распределением в счет причитающихся налоговых обязательств при наступлении сроков уплаты, позволит повысить собираемость доходов и снизить издержки для бизнеса.

7. Установлено право для налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций перейти в течение 2022 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли.