Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 06.08.2013 N 347-п


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 октября 2021 года N 398-п


О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 06.08.2013 N 347-п

Правительство Новосибирской области
     
п о с т а н о в л я е т:

Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 06.08.2013 N 347-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом» следующие изменения:

В государственной программе Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом» (далее - Программа):

1. Раздел I «Паспорт государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом» (далее - Программа) изложить в следующей редакции:

«I. Паспорт государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом»
(далее - Программа)

Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2021 N 2677-р

Уполномоченный областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, ответственный за реализацию Программы

Министерство труда и социального развития Новосибирской области (далее - Минтруда и соцразвития НСО, уполномоченный орган)

Цели Программы

1. Обеспечение реализации Государственной программы  по оказанию содействия добровольному переселению  в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (далее - Государственная программа), на территории Новосибирской области.

2. Обеспечение социально-экономического развития Новосибирской области.

3. Содействие в улучшении демографической ситуации в Новосибирской области

Задачи Программы

1. Создание правовых, организационных и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Новосибирскую область для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи региона.

2. Увеличение миграционного притока населения.

3. Содействие обеспечению потребности экономики Новосибирской области в квалифицированных кадрах.

4. Содействие в реализации экономических и инвестиционных проектов Новосибирской области.

5. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области.

6. Закрепление переселившихся участников Государственной программы в Новосибирскую область и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество.

7. Увеличение численности молодежи для получения образования в образовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области

Исполнители основных мероприятий Программы

Минтруда и соцразвития НСО;

министерство образования Новосибирской области  (далее - Минобразования НСО);

министерство строительства Новосибирской области  (далее - Минстрой НСО);

министерство здравоохранения Новосибирской области (далее - Минздрав НСО);

министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (далее - Минпромторг НСО);

министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее - Минсельхоз НСО);

департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - департамент имущества  и земельных отношений НСО)

Этапы и сроки реализации Программы

Сроки реализации Программы: 2013-2026 годы, этапы  не выделяются

Объемы и источники финансирования Программы(с расшифровкой по годам, источникам финансирования и исполнителям)

Программа финансируется за счет средств областного бюджета Новосибирской области и субсидий из федерального бюджета Российской Федерации. Прогнозные объемы финансирования составляют 474922,1 тыс. рублей, в том числе:

2013 год - 56687,1 тыс. рублей;

2014 год - 87889,1 тыс. рублей;

2015 год - 66597,5 тыс. рублей;

2016 год - 21100,0 тыс. рублей;

2017 год - 18307,75 тыс. рублей;

2018 год - 28841,9 тыс. рублей;

2019 год - 26394,2 тыс. рублей;

2020 год - 18678,2 тыс. рублей;

2021 год - 42414,5 тыс. рублей;

2022 год - 46929,2 тыс. рублей;

2023 год - 50419,4 тыс. рублей;

2024 год - 3554,4 тыс. рублей;

2025 год - 3554,4 тыс. рублей;

2026 год - 3554,4 тыс. рублей.

Из них за счет средств областного бюджета Новосибирской области - 289534,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 48438,0 тыс. рублей;

2014 год - 77968,0 тыс. рублей;

2015 год - 56647,5 тыс. рублей;

2016 год - 3847,5 тыс. рублей;

2017 год - 8521,7 тыс. рублей;

2018 год - 18113,0 тыс. рублей;

2019 год - 12354,2 тыс. рублей;

2020 год - 12828,2 тыс. рублей;

2021 год - 13211,3 тыс. рублей;

2022 год - 13077,2 тыс. рублей;

2023 год - 13864,7 тыс. рублей;

2024 год - 3554,4 тыс. рублей;

2025 год - 3554,4 тыс. рублей;

2026 год - 3554,4 тыс. рублей.

Средства областного бюджета Новосибирской области  по исполнителям мероприятий Программы:

по Минтруда и соцразвития НСО - 279274,5 тыс. рублей, в том числе:

2013 год - 44748,0 тыс. рублей;

2014 год - 74278,0 тыс. рублей;

2015 год - 56407,5 тыс. рублей;

2016 год - 3607,5 тыс. рублей;

2017 год - 8281,65 тыс. рублей;

2018 год - 17873,0 тыс. рублей;

2019 год - 12114,2 тыс. рублей;

2020 год - 12588,2 тыс. рублей;

2021 год - 12971,3 тыс. рублей;

2022 год - 12837,2 тыс. рублей;

2023 год - 13624,7 тыс. рублей;

2024 год - 3314,4 тыс. рублей;

2025 год - 3314,4 тыс. рублей;

2026 год - 3314,4 тыс. рублей.

По Минобразования НСО - 10260,0 тыс. рублей, в том числе:

2013 год - 3690,0 тыс. рублей;

2014 год - 3690,0 тыс. рублей;

2015 год - 240,0 тыс. рублей;

2016 год - 240,0 тыс. рублей;

2017 год - 240,0 тыс. рублей;

2018 год - 240,0 тыс. рублей;

2019 год - 240,0 тыс. рублей;

2020 год - 240,0 тыс. рублей;

2021 год - 240,0 тыс. рублей;

2022 год - 240,0 тыс. рублей;

2023 год - 240,0 тыс. рублей;

2024 год - 240,0 тыс. рублей;

2025 год - 240,0 тыс. рублей;

2026 год - 240,0 тыс. рублей.

За счет субсидий из федерального бюджета Российской Федерации бюджету Новосибирской области на реализацию мероприятий Программы в соответствии с соглашениями, ежегодно заключаемыми между Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России)  и Правительством Новосибирской области:

2013 год - 8249,1 тыс. рублей;

2014 год - 9921,1 тыс. рублей;

2015 год - 9950,0 тыс. рублей;

2016 год - 17252,5 тыс. рублей;

2017 год - 9786,1 тыс. рублей;

2018 год - 10728,9 тыс. рублей;

2019 год - 14040,0 тыс. рублей;

2020 год - 5850,0 тыс. рублей;

2021 год - 29203,2 тыс. рублей;

2022 год - 33852,0 тыс. рублей;

2023 год - 36554,7 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей

Основные показатели эффективности Программы

1. Количество участников Государственной программы, прибывших на территорию вселения и поставленных на учет в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области (целевой индикатор скорректирован в 2021 году).

2. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Новосибирскую область и поставленных на учет в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ГУ МВД России по Новосибирской области).

3. Количество проведенных презентаций Программы в странах проживания соотечественников - потенциальных участников Государственной программы.

4. Доля рассмотренных уполномоченным органом заявлений соотечественников - потенциальных участников Государственной программы от общего числа поступивших заявлений.

5. Доля согласованных уполномоченным органом заявлений о включении в число участников Государственной программы от общего числа поступивших заявлений (целевой индикатор скорректирован в 2021 году).

6. Доля участников Государственной программы ичленов их семей, переселившихся в Новосибирскую область (кроме г. Новосибирска), в общем числе прибывших участников Государственной программы и членов их семей в Новосибирскую область и поставленных на учет  в ГУ МВД России по Новосибирской области.

7. Доля трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей в общем числе прибывших  участников Государственной программы и членов их семей в Новосибирскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Новосибирской области.

8. Доля участников Государственной программы, имеющих профессиональное образование, в общей численности прибывших участников Государственной программы в Новосибирскую область в отчетном году.

9. Доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших услуги по профессиональному обучению, от числа участников Государственной программы и членов их семей, подавших заявления.

10. Доля занятых участников Государственной программы и членов их семей, в том числе работающих по найму, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в общей численности трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Новосибирскую область и поставленных на учет в ГУ  МВД  России по Новосибирской области.

11. Доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших организационно-консультационные услуги по предпринимательской деятельности и самозанятости, в общей численности участников Государственной программы и членов их семей, получивших услуги в области содействия занятости.

12. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Новосибирскую область и поставленных на учет в ГУ  МВД  России по Новосибирской области, имеющих детей в возрасте до 17 лет включительно.

13. Доля участников Государственной программы и членов их семей, выехавших на постоянное место жительства за пределы Новосибирской области ранее чем через 3 года со  дня постановки на учет в ГУ МВД России по Новосибирской области в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи, в общей численности участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся врамках Программы в Новосибирскую область.

14. Количество участников Государственной программы и членов их семей, выехавших на постоянное место жительства за пределы Новосибирской области ранее чем через 3 года со дня постановки на учет в ГУ МВД России по Новосибирской области в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи.

15. Доля участников Государственной программы, получивших единовременную финансовую помощь на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения, от общего числа участников Государственной программы, подавших заявления.

16. Доля участников Государственной программы, получивших единовременную денежную выплату на каждого ребенка в возрасте до 17 лет включительно, прибывшего в составе семьи участника Государственной программы, от общего числа участников Государственной программы, обратившихся с заявлениями на указанную выплату, в пределах объема средств, выделенных на реализацию мероприятия Программы.

17. Доля участников Государственной программы, получающих профессиональное образование в образовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области, от числа участников Государственной программы в возрастной категории до 25 лет, прибывших в Новосибирскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Новосибирской области

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит обеспечить:

1. Вселение на территорию Новосибирской области к 2026 году не менее 73000 человек, в том числе по годам:

2013 - 1000 участников Государственной программы  и 1100 членов их семей;

2014 - 1750 участников Государственной программы, в том числе 250 из Украины, и 1210 членов их семей;

2015 - 2798 участников Государственной программы  и 2600 членов их семей;

2016 - 2025 участников Государственной программы  и 1940 членов их семей;

2017 - 1800 участников Государственной программы  и 1730 членов их семей;

2018 - 1575 участников Государственной программы  и 1500 членов их семей;

2019 - 3000 участников Государственной программы  и 3500 членов их семей;

2020 - 3000 участников Государственной программы  и 3500 членов их семей;

2021 - 3000 участников Государственной программы  и 3500 членов их семей;

2022 - 3000 участников Государственной программы  и 3500 членов их семей;

2023 - 3000 участников Государственной программы  и 3500 членов их семей;

2024 - 3000 участников Государственной программы  и 3500 членов их семей;

2025 - 3000 участников Государственной программы  и 3500 членов их семей;

2026 - 3052 участника Государственной программы  и 3420 членов их семей.

2. Количество проведенных презентаций Программы в странах проживания соотечественников - потенциальных участников Государственной программы:

в 2013 году - 4 презентации;

в 2014 году - 4 презентации.

3. Долю рассмотренных уполномоченным органом заявлений соотечественников - потенциальных участников Государственной программы от общего числа поступивших заявлений - не менее 100% ежегодно в 2013-2021 годах.

4. Долю согласованных уполномоченным органом заявлений о включении в число участников Государственной программы от общего числа поступивших заявлений - не менее 90% ежегодно до конца реализации Программы.

5. Долю участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в Новосибирскую область (кроме г. Новосибирска), в общем числе прибывших участников Государственной программы и членов их семей в Новосибирскую область и поставленных на учет  в ГУ МВД России по Новосибирской области - не менее 15% ежегодно до конца реализации Программы.

6. Долю трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей в общем числе прибывших  участников Государственной программы и членов их семей в Новосибирскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Новосибирской области - не менее 70% ежегодно до конца реализации Программы.

7. Долю участников Государственной программы, имеющих профессиональное образование, в общей численности прибывших участников Государственной программы в Новосибирскую область в отчетном году - не менее 85% ежегодно доконца реализации Программы.

8. Долю участников Государственной программы и членов их семей, получивших услуги по профессиональному обучению, от числа участников Государственной программы и членов их семей, подавших заявления, - не менее 100% ежегодно до конца реализации Программы.

9. Долю занятых участников Государственной программы и членов их семей, в том числе работающих по найму, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в общей численности трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей, прибывших вНовосибирскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Новосибирской области, - не менее 75% ежегодно до конца реализации Программы.

10. Долю участников Государственной программы и членов их семей, получивших организационно-консультационные услуги по предпринимательской деятельности и самозанятости, в общей численности участников Государственной программы и членов их семей, получивших услуги в области содействия занятости, - не менее 15% ежегодно до конца реализации Программы.

11. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Новосибирскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Новосибирской области, имеющих детей в возрасте до 17 лет включительно, на конец реализации Программы - 25800 человек.

12. Долю участников Государственной программы и членов их семей, выехавших на постоянное место жительства за пределы Новосибирской области ранее чем через 3 года со дня постановки на учет в ГУ МВД России по Новосибирской области в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи, в общей численности участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в рамках Программы в Новосибирскую область, - не более 1% ежегодно до конца реализации Программы.

13. Количество участников Государственной программы и членов их семей, выехавших на постоянное место жительства за пределы Новосибирской области ранее чем через 3 года со дня постановки на учет в ГУ МВД России по Новосибирской области в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи:

в 2016 году - 88 человек;

в 2017 году - 169 человек;

в 2018 году - 160 человек;

в 2019 году - 250 человек;

в 2020 году - 240 человек.

14. Долю участников Государственной программы, получивших единовременную финансовую помощь на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения, от общего числа участников Государственной программы, подавших заявления,- не менее 100% ежегодно в 2013-2015 годах.

15. Долю участников Государственной программы, получивших единовременную денежную выплату на каждого ребенка в возрасте до 17 лет включительно, прибывшего в составе семьи участника Государственной программы, от общего числа участников Государственной программы, обратившихся с заявлениями на указанную выплату, в пределах объема средств, выделенных на реализацию мероприятия Программы, - не менее 100% ежегодно до конца реализации Программы.

16. Долю участников Государственной программы, получающих профессиональное образование в образовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области, от числа участников Государственной программы в возрастной категории до 25 лет, прибывших в Новосибирскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Новосибирской области, - не менее 65% ежегодно до конца реализации Программы


2. Раздел II «Общая характеристика сферы реализации Программы» изложить в следующей редакции:

«Раздел II «Общая характеристика сферы реализации Программы»

По состоянию на 1 января 2021 года численность населения Новосибирской области составила 2785,8 тыс. человек.

Динамика основных демографических показателей Новосибирской области характеризуется сократившимся миграционным приростом, увеличившейся естественной убылью населения и, как следствием этих процессов, - общей убылью населения. Низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности наблюдается как в Российской Федерации, так и в Новосибирской области, что обуславливает естественную убыль населения, как в городской, так и в сельской местности. Естественная убыль населения, установившаяся в области с 2017 года, составила 14 тыс. человек (в 2019 году - 5,6 тыс. человек). Миграционный прирост снизился за 2020 год почти на 9 тыс. человек и компенсировал естественную убыль населения лишь на 14,6%.

За 2020 год общий миграционный прирост уменьшился на 8,4 тыс. человек. Положительное сальдо миграции в области обеспечивалось за счет международного (73%) и внутрироссийского (27%) обмена. Сальдо миграции населения в область из регионов России росло с 2018 года. В 2020 году оно снизилось на 2,6 тыс. человек (почти в 6 раз), миграционный прирост за счет международной миграции - в 5 раз (на 5,8 тыс. человек).

Число прибывших международных мигрантов сократилось на 1,7 тыс. человек (на 9,5%), выбывших возросло на 4,1 тыс. человек (в 1,4 раза). Численность прибывших из стран ближнего зарубежья уменьшилась на 1,6 тыс. человек (9,5%), это произошло в основном за счет Казахстана (снижение на 2,3 тыс. человек или на 26%), численность выбывших увеличилась на 4,4 тыс. человек (в 1,5 раза) практически во все страны. Со странами дальнего зарубежья в отличии от 2019 года сложился миграционный прирост.

В миграционные потоки наиболее вовлечены граждане трудоспособного возраста, на долю которых в 2020 году пришлось 69,5% всех мигрантов.

Негативные демографические факторы - естественная убыль населения, снижение населения в трудоспособном возрасте, рост численности лиц пенсионного возраста оказывают серьезное влияние на рынок труда Новосибирской области.

В 2020 году по методологии Международной организации труда уровень участия в рабочей силе в Новосибирской области составил 60,8%, что выше соответствующего показателя по Сибирскому федеральному округу (60,6%) (далее - СФО). Уровень занятости населения в Новосибирской области в среднем за 2020 год составил 56,8% (в среднем по СФО - 56,2%). Доля неработающих граждан по результатам выборочного обследования населения - 6,7% (в среднем по СФО - 7,3%).

Численность официальных безработных граждан в Новосибирской области на 1 января 2021 года по сравнению с началом 2020 года увеличилась в 5,5 раз и составила 72,4 тыс. человек. Уровень официальной безработицы увеличился по сравнению с 2019 годом на 4,2 процентных пункта и на конец 2020 года составил 5,1% (по СФО - 4,2%).

В 2020 году в государственных казенных учреждениях Новосибирской области центрах занятости населения (далее - центры занятости населения) было заявлено более 144 тыс. вакансий. Наиболее востребованы инженеры, специалисты, менеджеры, медицинские работники, бухгалтеры, педагогические работники, продавцы, водители, охранники, слесари, повара.

Среднесписочная численность работников организаций Новосибирской области по сравнению с 2019 годом уменьшилась на 2,4%. Снизилась численность работников в большинстве отраслей экономики Новосибирской области.

Новосибирская область отличается диверсифицированной структурой экономики, такие виды услуг как: «Транспортировка и хранение», «Оптовая и розничная торговля», «Образование», «Здравоохранение», «Операции с недвижимым имуществом», «Финансовая деятельность» формируют более 70% валового регионального продукта Новосибирской области (далее - ВРП), который в 2020 году по оценочным данным составил более 1243,9 млрд рублей.

Основной вклад в рост экономики Новосибирской области вносит промышленное производство. На долю промышленности приходится 20,9% ВРП, четвертая часть инвестиций в основной капитал; 18,8% от численности всех работников заняты в экономике Новосибирской области. Основу промышленного комплекса Новосибирской области составляют крупные и средние организации, на долю которых приходится 73,7% отгруженных промышленных товаров собственного производства. Наиболее крупными представителями промышленности Новосибирской области являются ОАО «Корпорация - Новосибирский завод Электросигнал», ПАО «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина», АО «Новосибирский аффинажный завод», НПО «Элсиб» и другие. В Новосибирской области создаются новые инновационные предприятия.

Агропромышленный комплекс Новосибирской области является одной из стабильно работающих отраслей, регион не только с профицитом обеспечивает себя такими продуктами как зерно, молоко, яйцо и тепличные овощи, но и продает их в другие регионы Российской Федерации. В 2020 году объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенной в Новосибирской области, оценочно составил 93,2 млрд рублей, индекс производства оценивается в 99,0% к уровню 2019 года. Новосибирская область занимает первое место в СФО и второе место в Российской Федерации по поголовью молочных коров в сельских хозяйствах, а по производству и реализации молока входит в десятку регионов Российской Федерации.

В 2020 году в Новосибирской области в стадии реализации находились 10 крупных инвестиционных проектов в тепличном овощеводстве, птицеводстве, молочном животноводстве, свиноводстве, среди которых животноводческий комплекс на 3550 голов коров в ООО «Сибирская Нива», строительство селекционно-семеноводческого центра по производству до 20 тыс. тонн семян в год ООО «Сибирский», строительство фермы по производству мяса утки породы «Пекинская» производственной мощностью 18 тыс. тонн мяса в год ООО«Птицефабрика «Улыбино» и другие.

Особое внимание уделяется стимулированию развития малых форм хозяйствования. В 2020 году предоставлена поддержка малым формам хозяйствования на общую сумму 221,9 млн рублей.

Для дальнейшего развития сферы малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области разработана и реализуется государственная программа Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 31 января 2017 года N 14-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области». Целью государственной программы является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, способствующих инновационному развитию и улучшению отраслевой структуры экономики, а также социальному развитию и обеспечению стабильно высокого уровня занятости.

Для дальнейшего подъема экономики, повышения инвестиционной привлекательности, развития бизнеса, малого и среднего предпринимательства Новосибирская область нуждается как в квалифицированных специалистах, так и в квалифицированных рабочих. Кроме того, нехватка трудовых ресурсов в среднесрочной перспективе будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации на территории Новосибирской области инвестиционных проектов. Так, по результатам реализации государственной программы Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 1апреля 2015 года N 126-п, предусмотрено создание дополнительных высокопроизводительных рабочих мест в высокотехнологичных компаниях - резидентах технопарка Новосибирского Академгородка в количестве 5,05 тыс. мест.

В связи с этим приобретает особую актуальность вопрос привлечения в экономику Новосибирской области соотечественников, проживающих за рубежом, в большинстве своем воспитанных в традициях русской культуры и уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Россией. Эти лица обладают наибольшими возможностями по адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.

Реализация Программы способствует обеспечению экономики Новосибирской области квалифицированной рабочей силой, успешной реализации намеченных в среднесрочной перспективе планов инвестиционной деятельности, а также улучшению демографической ситуации.