ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2021 года N 381-п


О региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Новосибирской области

(с изменениями на 25 декабря 2023 года)

_______________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства области от 07.12.2021 N 507-п;

постановлением Правительства области от 25.12.2023 N 636-п

_______________________________________


В соответствии с Федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Правительство Новосибирской области
     
п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые:

1) Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Новосибирской области;

2) перечень должностных лиц министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области, осуществляющих региональный государственный экологический контроль (надзор) (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Новосибирской области) на территории Новосибирской области.

2. Признать утратившими силу:

1) постановление Правительства Новосибирской области от 19.06.2018 N 254-п «Об установлении порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Новосибирской области»;

2) постановление Правительства Новосибирской области от 25.09.2018 N 406-п «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Новосибирской области»;

3) постановление Правительства Новосибирской области от 02.07.2019 N 254-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 19.06.2018 N 254-п»;

4) постановление Правительства Новосибирской области от 01.12.2020 N 495-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 19.06.2018 N 254-п».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Новосибирской области - министра сельского хозяйства Новосибирской области Лещенко Е.М.

4. Постановление вступает в силу с 30.12.2021.


Губернатор Новосибирской области
                                    А.А. Травников


УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 28.09.2021 N 381-п
(В редакции, введенной
постановлением Правительства
 области от 25.12.2023 N 636-п
, -
см. предыдущую редакцию)

ПОЛОЖЕНИЕ
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)
на территории Новосибирской области

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

2. Предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) является:

1) соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 07.12.2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новосибирской области в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

2) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

3. К разрешительным документам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, относятся:

1) разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;

2) установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);

3) разрешение на временные выбросы (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

4) разрешение на временные сбросы;

5) положительное заключение государственной экологической экспертизы;

6) свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

7) согласование планов мероприятий по охране окружающей среды;

8) согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

9) согласование планов снижения выбросов, сбросов веществ и микроорганизмов до установленных нормативов;

10) решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;

11) утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

12) договор водопользования;

13) решение о предоставлении водного объекта в пользование.

4. Региональный государственный экологический контроль (надзор) на территории Новосибирской области в пределах своей компетенции осуществляет министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее -министерство, контрольный орган).

5. Должностными лицами, уполномоченными принимать решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

1) министр природных ресурсов и экологии Новосибирской области;

2) заместитель министра.(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 25.12.2023 N 636-п, - см. предыдущую редакцию)

6. Перечень должностных лиц министерства, осуществляющих региональный государственный экологический контроль (надзор) (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Новосибирской области) (далее - должностные лица), утверждается постановлением Правительства Новосибирской области.

7. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного экологического контроля, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).

8. Объектами регионального государственного экологического контроля (надзора) (далее - объекты контроля) являются:

1) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан(далее - контролируемые лица), в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, за исключением осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

2) поверхностные водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, полностью расположенные в пределах территории Новосибирской области и не относящиеся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;

3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные участки, оборудование, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты), за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).

9. Учет объектов контроля осуществляется:

1) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

2) - Подпункт утратил силу - постановление Правительства области от 25.12.2023 N 636-п - см. предыдущую редакцию

3) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, представляемой министерству в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Новосибирской области, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации;

4) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, представляемой министерству в ходе осуществления контрольных (надзорных) мероприятий и профилактических мероприятий.

10. При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.

11. Контрольный орган при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

1) высокий риск;

2) значительный риск;

3) средний риск;

4) умеренный риск;

5) низкий риск.

12. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области, заместителя министра на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению.

Принятие решения об отнесении объектов контроля к категории низкого риска не требуется.

При наличии критериев риска, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям риска, подлежат применению критерии риска, относящие объект контроля к более высокой категории риска.

При отсутствии решения об отнесении объекта контроля к категории риска такие объекты контроля считаются отнесенными к низкой категории риска.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 25.12.2023 N 636-п, - см. предыдущую редакцию)

13. Контрольный орган может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

1) инспекционный визит;

2) рейдовый осмотр;

3) документарная проверка;

4) выездная проверка.

14. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 13 настоящего Положения, в зависимости от присвоенной объектам экологического контроля (надзора) категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

1) для категории высокого риска - один раз в 2 года;

2) для категории значительного риска - один раз в 3 года;

3) для категории среднего риска - один раз в 4 года;

4) для категории умеренного риска -один раз в 5 лет.

15. Министерство осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор) посредством проведения:

1) профилактических мероприятий;

2) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых при взаимодействии с контролируемым лицом и без взаимодействия с контролируемым лицом.

16. При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

17. Профилактические мероприятия осуществляются министерством в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и доведения обязательных требований и способов их соблюдения до контролируемых лиц.

18. Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Также могут проводиться профилактические мероприятия, не предусмотренные указанной программой профилактики.

19. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом министру природных ресурсов и экологии Новосибирской области, заместителю министра для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 25.12.2023 N 636-п, - см. предыдущую редакцию)

20. Контрольный орган может проводить следующие профилактические мероприятия:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения;

4) консультирование;

5) профилактический визит.

21. Контрольный орган осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») и средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

Министерство размещает и поддерживает в актуальном состоянии на официальном сайте в сети «Интернет» сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

22. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:

1) обеспечение единообразного подхода к применению контрольным органом и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о региональном государственном экологическом контроле (надзоре);

2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;

3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);

4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;

5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).

23. Обобщение правоприменительной практики осуществляется посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»