Основные направления
бюджетной и налоговой политики Новосибирской области
на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Основные направления) разработаны в целях определения ограничений и приоритетов при составлении и исполнении областного бюджета Новосибирской области 2022-2024 годов (далее - областной бюджет), определения доминирующих факторов сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации и Новосибирской области, а также тенденций ее развития.
Основные направления базируются на решениях, принятых в рамках Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года, положениях Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», основных параметрах прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов и приоритетах социально-экономического развития Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, одобренных Правительством Новосибирской области.
II. Налоговая политика
Итоги реализации налоговой политики в 2020-2021 годах
В 2020 году российская экономика одновременно со стремительным осложнением санитарно-эпидемиологической обстановки столкнулась с последствиями ухудшения внешнеэкономических условий, сложившихся в связи с падением цен на нефть, снижением курса национальной валюты.
События 2020 года затронули значительную часть хозяйствующих субъектов страны, привели к недостижению бизнес-планов и исходных социально-экономических ориентиров. В наибольшей степени уязвимыми в кризисных условиях оказались виды деятельности, связанные с авиаперевозками, оптовой и розничной торговлей, общественным питанием, предоставлением бытовых услуг населению, физкультурно-оздоровительной деятельностью, туристической отраслью, гостиничным бизнесом, деятельностью по организации конференций, выставок, дополнительного образования.
Объем валового регионального продукта Новосибирской области как обобщающего показателя, характеризующего результат производства товаров и услуг в регионе, составил 1379,5 млрд рублей, снизившись в сопоставимых ценах к уровню 2019 года на 5,2 процентных пункта.
В 2020 году произошло замедление темпов роста промышленного производства. Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг составил 689,5 млрд рублей, что на 1,4% выше уровня 2019 года (в сопоставимых ценах). Индекс промышленного производства к уровню 2019 года составил 99,5% (среднероссийский показатель 97,4%, в среднем по Сибирскому федеральному округу - 95,6%).
Наибольшее снижение показала отрасль добычи полезных ископаемых - 88,6% со снижением 11,4% от уровня 2019 года (105,5%). Угледобывающие компании региона объясняют сложившуюся ситуацию ограничением перевозок в восточном направлении. С 2018 года отгрузка антрацита с территории Новосибирской области по железнодорожным путям снизилась на 11,6%. Объемы экспорта регламентируются Прогнозом грузовой базы Восточного полигона, который, в свою очередь, зависит от пропускной способности объектов транспортной инфраструктуры.
Принятие противовирусных ограничений оказало влияние на основные показатели развития потребительского рынка Новосибирской области, являющегося одним из флагманов в части формирования налоговых поступлений в бюджет.
Оборот розничной торговли за 2020 год составил 550,1 млрд рублей с индексом физического объема 99,8%, что ниже утвержденного прогноза (102,7%).
Несмотря на отсутствие современного мирового опыта предотвращения негативных последствий пандемического кризиса, органы государственной власти действовали гибко и решительно. Меры, принятые для поддержки социально-экономической стабильности и недопущения распространения инфекции, обеспечили уровень ряда показателей выше ожидаемого.
В 2020 году в экономику региона привлечено 263,9 млрд рублей инвестиций. Фактический показатель оказался устойчив к изменениям, превысив аналогичный параметр 2019 года на 1,4%.
Новосибирская область на протяжении последних лет уверенно лидирует в Сибирском федеральном округе по масштабам жилищного строительства, являясь одним из передовых регионов России по объему вводимого жилья. В 2020 году в Сибирском федеральном округе Новосибирская область занимает 1 место по объему введенного жилья, что в итоге обеспечивает прирост налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.
Сохранилась положительная динамика темпов роста заработной платы. В 2020 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Новосибирской области выросла на 6,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составила 41534 рубля. Реальный размер среднемесячной заработной платы увеличился на 2,9%. На рост заработной платы повлияли мероприятия по повышению заработной платы работников организаций бюджетной сферы, а также по сохранению доходов граждан, семей с детьми и поддержке бизнеса для высвобождения средств на выплату заработной платы.
Оборот оптовой торговли всех видов деятельности в 2020 году составил 1 915,7 млрд. рублей, что на 1,9% выше объема 2019 года в сопоставимых ценах. Это свидетельствует об укреплении позиции Новосибирской области как делового центра, торгово-логистическая направленность которого содействует экономическому развитию региона.
В декабре 2020 года годовая инфляция в Новосибирской области замедлилась до 4,4% и была ниже показателей по Сибирскому федеральному округу (4,7%) и России (4,9%). Восстановление ценовой стабильности и темпов роста потребительских цен также внесло вклад в поддержание спроса на внутреннем рынке.
Банковский сектор Новосибирской области сохранил системную устойчивость, продолжал бесперебойную работу, обеспечивая проведение банковских операций и реализацию мер по поддержке малого и среднего бизнеса, населения.
По итогам 2020 года в банковском секторе наблюдается рост вкладов населения и средств на счетах предприятий, региональными банками получен положительный финансовый результат (8,1 млрд рублей). Ситуация с ресурсами банковского сектора в 2020 году оставалась стабильной. Юридические лица и индивидуальные предприниматели значительную часть средств держали в высоколиквидной форме, накапливая остатки на счетах, - за 2020 год средства юридических лиц на счетах увеличились на 17%, средства индивидуальных предпринимателей - на 32,5%. При этом депозиты юридических лиц увеличились менее значительно (на 9,8%).
В большей степени увеличился портфель ипотечного жилищного кредитования. За 2020 год количество ипотечных жилищных кредитов, предоставленных физическим лицам, составило 47328 единиц, что на 40,9% больше прошлого года (2019 год - 33593 единицы). При этом объем ипотечных жилищных кредитов вырос на 55,7% и составил 108 428 млнрублей (2019 год - 69626 млн рублей, увеличение на 38802 млн рублей). Существенную поддержку этому сегменту рынка оказывает реализация Правительством Российской Федерации льготных программ кредитования (введение кредитных каникул, льготные кредиты для малого и среднего бизнеса и др.). Другим фактором, поддерживающим рынок ипотеки, стало снижение ключевой ставки Центральным банком Российской Федерации, что привело к снижению средневзвешенной ставки по ипотечным кредитам с 9,1% в декабре 2019 года до 7,3% в декабре 2020 года.
Изменение макроэкономических индикаторов Новосибирской области повлекло за собой снижение налоговых поступлений и выполнение плановых показателей региона на 2020 год, что потребовало корректировки доходной части бюджета.
Приоритетным направлением налоговой политики в предшествующие периоды было обеспечение стабильного социально-экономического развития и сбалансированности бюджета. В условиях снижения экономической активности за счет введения противоэпидемиологических мероприятий основные решения, призванные не допустить возникновения критических негативных последствий в экономике, принимались на федеральном уровне (отсрочки и списания по налоговым и страховым платежам, перенос сроков уплаты на более поздние сроки, программы льготного кредитования, субсидии субъектам малого и среднего предпринимательств). В Новосибирской области был реализован ряд дополнительных мер поддержки, призванных обеспечить нивелирование экономических потрясений, вызванных пандемией COVID-2019, и сохранить деловую активность в регионе.
1. Для преодоления тенденции сокращения количества представителей малого и среднего бизнеса (на 01.01.2020 - 145 025 ед., на 01.01.2021 - 140 005 ед.) был расширен перечень видов деятельности, которые можно применять на патентной системе налогообложения. Также скорректированы (преимущественно в меньшую сторону) размеры потенциального дохода для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность без привлечения наемных работников. Указанные меры обеспечили для индивидуальных предпринимателей возможность дополнительного выбора режима налогообложения в преддверии отмены единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).
2. В ходе рассмотрения обращений предпринимательского сообщества о дополнительной поддержке в условиях реализации профилактических мероприятий по недопущению распространения коронавирусной инфекции были определены критерии, позволяющие справедливо оценить необходимость установления пониженных ставок по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) с учетом изменения налоговой нагрузки налогоплательщиков.
3. В результате распространения новой коронавирусной инфекции в отдельных секторах экономики произошло сокращение рабочих мест иностранных граждан. Принимая во внимание ежегодное повышение федерального коэффициента - дефлятора (с 1,810 в 2020 году до 1,864 в 2021 году), влияющего на стоимость патента, было принято решение о сохранении в 2021 году коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской области, на уровне 2020 года - 1,98.