Действующий

Об основных направлениях налоговой, бюджетной и государственной долговой политики Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов


УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 20.09.2021 N 450-рп

     

Основные направления
государственной долговой политики Новосибирской области
на 2022 годи плановый период 2023 и 2024 годов



Государственная долговая политика Новосибирской области (далее - долговая политика) неразрывно связана с налоговой и бюджетной политикой, ее  разработка и реализация направлены на решение задач по обеспечению сбалансированности областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, обеспечению потребностей в заемном финансировании, своевременного и полного исполнения государственных долговых обязательств, минимизации расходов на обслуживание государственного долга, поддержания объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение.

Итоги реализации долговой политики предыдущего периода


В период 2017-2019 годов сдержанная долговая политика, направленная на  стабилизацию объема государственного долга региона, способствовала постепенному снижению уровня долговой нагрузки.

Условия экономической нестабильности 2020 года в связи с пандемией коронавирусной инфекции, нестабильностью на финансовом рынке, падением цен на нефтьопределили неустойчивость доходной базы региональных бюджетов. Снижение темпов роста собственных доходови рост потребности в дополнительных расходах на преодоление коронавирусной инфекции, поддержку отраслей экономики внесли коррективы и повлиялина возможность дальнейшей реализации сдержанной долговой политики.В целях обеспечения сбалансированности областного бюджета, финансового обеспечения приоритетных задачвозникла потребностьв привлечении заемных средств.

Федеральная политика, направленнаяна поддержку бюджетов субъектов Российской Федерации, была усилена дополнительными мерами как по трансфертной помощи и бюджетному кредитованию, так и по смягчению ограничений к уровню долга и дефицита региональных бюджетов.

В рамках поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации23.09.2020 с Министерством финансов Российской Федерации (далее - МФ РФ) было подписано соглашение о реструктуризации предоставленных в 2015-2017 годах бюджетных дефицитов из федерального бюджета, что позволило сместить графики погашения долговых обязательств в объеме 13,4 млрд рублей с 2020-2024 годов на 2025-2029 годы, в том числе с 2020 года в полном объеме.

14.12.2020 с МФ РФ было заключено соглашение о предоставлении бюджету Новосибирской области из федерального бюджета бюджетного кредита для  погашения бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 8,8 млрд рублей.Благодаря этому объем рыночных обязательств по кредитам в структуре государственного долга на 01.01.2021 снижен с 24,6% до 2%.Средняя стоимость фактического государственного долга Новосибирской области по состоянию на 01.01.2021 составила 3,35% годовых, в том числе стоимость фактического рыночного долга- 7,32% годовых.

Помимо бюджетного кредита из федерального бюджета возникшая потребность в заемных средствах, а также рефинансирование долговых обязательств были обеспеченыза счет доразмещения выпуска ценных бумаг 2019 года в объеме 4,2 млрд рублей, эмиссии ценных бумаг в объеме 5 млрд рублей и привлечения кредитов от кредитных организаций (далее - кредитов).

Вцелях реализации задачи по минимизации расходов на обслуживание государственного долга в течение года были использованы механизмы краткосрочного кредитования через территориальные органы Федерального казначейства и привлечения в бюджет невостребованных остатков средств учреждений, что позволило не привлекать кредиты для покрытия временных кассовых разрывов.

Привлечение кредитов осуществлялось по цене, не превышающей уровень ключевой ставки, установленной Банком России, увеличенный на один процент годовых. Влияние на снижение стоимости обслуживания долговых обязательств оказало наличие в кредитном портфеле государственных контрактов на оказание финансовых услуг по привлечению кредитных ресурсов с «плавающей» процентной ставкой, что на фоне снижения Банком России в 2020 году ключевой ставки с 6,25% до 4,25% годовых позволяло снижать стоимость обслуживания долговых обязательств и при необходимости привлекать заемные средства без заключения дополнительных соглашений с кредитными организациями.

По итогам проведенных мероприятий расходы на обслуживание государственного внутреннего долга в 2020 году исполнены в объеме 1,5 млрд рублей или 44,2% к плану. Следует отметить, что более половины объема государственного долга - 54,3% привлечено по ставке 0,1% годовых.

Исполнение долговых обязательств Новосибирской области осуществлялось своевременно и в полном объеме.

По итогам 2020 года в номинальном выражении государственный долг Новосибирской области увеличился на 4,4 млрд рублей по сравнению с 2019 годом и по состоянию на 1 января 2021 года составил48,6 млрд рублей (долговая нагрузка-38,4% от общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений).

В 2020 году в целях оценки и контроля эффективности управления государственным долгом Новосибирской областибыли установлены и исполнены следующие количественные показатели (индикаторы):

N
п/п

Показатель (индикатор)

2020 год, план

2020 год, факт

1

Уровень дефицита областного бюджета(без учета остатков средств на счетах по учету средств бюджетов и суммы превышений, допустимых в  соответствии с бюджетным законодательством и  нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения) от  общего годового объема доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, %

<= 10,0

3,5

2

Отношение объема долговых обязательств Новосибирской области по кредитам, полученным от кредитных организаций, и   государственным ценным бумагам Новосибирской области к общему годовому объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), %

<= 24,0

17,6

3

Отношение объема государственного долга Новосибирской области к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

<= 37,0

38,4

(*)

4

Доля объема расходов на обслуживание государственного долга Новосибирской области в  общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов, %

<= 5,0


*В 2020 году Федеральным законом от 01.04.2020 N 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году» в целях обеспечения субъектами сбалансированности бюджета определены возможности превышения показателей дефицита бюджета и государственного долга на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики субъекта Российской Федерации, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.          

С учетом допущений, установленных Федеральным законом от 01.04.2020 N 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году»,все условия реструктуризации бюджетных кредитов перед МФ РФ выполнены.

Репутациякачественного заемщика Новосибирской области в течение 2020 года подтверждалась рейтинговыми агентствами АКРА (01.04.2020 и 18.09.2020) и Fitch Ratings (11.12.2020). Аналитиками подчеркнуто, что в текущей ситуации Новосибирская область способна поддерживать оптимальные показатели устойчивости к долговой нагрузке, а кредитоспособность региона останется на стабильном уровне.


Текущее состояние государственного долга Новосибирской области.
Основные факторы, определяющие характер инаправления долговой политики


Формирование проекта областного бюджетана 2021-2023 годы и оценка прогноза поступления доходов происходили в условиях неопределенной ситуации, усугубленной пандемией коронавирусной инфекции.

На размер дефицита областного бюджета и, как следствие, объемы и условия привлечения заемных средств оказывали влияние факторы: