ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
государственной долговой политики Новосибирской области
на 2021 годи плановый период 2022 и 2023 годов
Государственная долговая политика Новосибирской области (далее - долговая политика)неразрывно связана с налоговой и бюджетной политикой, ее разработка и реализация направлены на решение задач по обеспечению сбалансированности областного бюджета Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, обеспечению потребностей в заемном финансировании, своевременного и полного исполнения государственных долговых обязательств, минимизации расходов на обслуживание государственного долга, поддержания объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение.
Итоги реализации долговой политики предыдущего периода
Уверенная динамика поступления собственных доходов 2018 года обеспечила на начало 2019 года запас стабильности в виде переходящих остатков бюджета, благодаря которым в самом начале года обязательства по возобновляемым кредитным линиям были погашены. До четвертого квартала потребность в привлечении рыночных долговых обязательств отсутствовала.
Возникшая в конце финансового года потребность в заемных средствах была обеспечена привлечением кредитов от кредитных организаций. Привлечение осуществлялось по цене, не превышающей уровень ключевой ставки, установленной Банком России, увеличенный на один процент годовых. Также 15 ноября 2019 года было осуществлено частичное размещение государственных ценных бумаг Новосибирской области в объеме 750,8 млн рублей сроком на пять лет.
Отсутствие в течение года потребности в привлечении рыночных долговых инструментов было обусловлено использованием в этот период краткосрочного кредитования через территориальные органы Федерального казначейства, применением механизма привлечения в бюджет невостребованных остатков средств учреждений в соответствии с действующим законодательством.
Влияние на снижение стоимости обслуживания долговых обязательств оказало наличие в кредитном портфеле государственных контрактов с «плавающей» процентной ставкой, что на фоне снижения банком России в 2019 году ключевой ставки с 7,75% до 6,25% годовых позволяло снижать стоимость обслуживания долговых обязательств и при необходимости привлекать заемные средства без заключения дополнительных соглашений с кредитными организациями.
По итогам 2019 года сумма расходов областного бюджета Новосибирской области на обслуживание государственного долга по сравнению с 2018 годом уменьшилась на 160,3 млн рублей.
Исполнение долговых обязательств Новосибирской области осуществлялось своевременно и в полном объеме.
В 2019 году в целях оценки и контроля эффективности управления государственным долгом Новосибирской области, а также в целях соблюдения условий соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации в рамках реструктуризации бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Новосибирской области (далее - Соглашения),были установлены и достигнуты следующие количественные показатели (индикаторы):
N | Показатель (индикатор) | 2019 год, план | 2019 год, факт |
1 | Уровень дефицита областного бюджета Новосибирской области от суммы доходов областного бюджета Новосибирской области без учета безвозмездных поступлений, % | <= 10,0 | 5,0 |
2 | Отношение объема долговых обязательств Новосибирской области по кредитам, полученным от кредитных организаций, и государственным ценным бумагам Новосибирской области к общему годовому объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), % | <= 25,0 | 21,3 |
3 | Отношение объема государственного долга Новосибирской области к общему объему доходов областного бюджета Новосибирской области без учета безвозмездных поступлений, % | <= 40,0 | 35,3 |
4 | Доля объема расходов на обслуживание государственного долга Новосибирской области в общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов, % | <= 8,0 | 1,0 |
Репутацию Новосибирской области как первоклассного заемщика подтвердили высокие рейтинги кредитоспособности.
18 октября 2019 года российское рейтинговое агентство АКРА подтвердило кредитный рейтинг Новосибирской области на уровне АA-(RU), прогноз «Стабильный». Кредитный рейтинг Новосибирской области обусловлен низким уровнем долговой нагрузки, плавным графиком погашения долга, высокой степенью самодостаточности бюджета при умеренных показателях развития экономики относительно среднероссийского уровня.
27 сентября 2019 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинги Новосибирской области со «Стабильным» прогнозом на уровне «BBВ-». Рейтинги обусловлены диверсифицированной экономикой, высоким уровнем бюджетной самостоятельности и взвешенной долговой политикой.
Итогом управления государственным долгом Новосибирской области в 2019 году стало снижение долговой нагрузки на 0,8%: с 36,1% до 35,3% от общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений. Уровень рыночной долговой нагрузки увеличился на 0,2%: с 21,1% до 21,3% от общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений, что обусловлено погашением бюджетных кредитов и уменьшением их доли в структуре долга. В номинальном выражении государственный долг Новосибирской области сократился на 0,9 млн рублей по сравнению с 2018 годом и по состоянию на 1 января 2020 года составил 44 219,3 млн рубля.
Все условия реструктуризации бюджетных кредитов перед Министерством финансов Российской Федерации выполнены.
Текущее состояние государственного долга Новосибирской области.
Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики в 2020 году
В период 2017-2019 годов сдержанная долговая политика, направленная на стабилизацию объема государственного долга региона, способствовала постепенному снижению уровня долговой нагрузки.
2020 год под влиянием ситуации внес коррективы и повлиял на возможность решения задачи по дальнейшему снижению уровня долговой нагрузки.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, стали:
влияние рисков кризисной экономической ситуации, неустойчивости мировой экономики, в том числе на сырьевом и финансовом рынках, на возможность осуществления рыночных заимствований в необходимых объемах по стоимости, не превышающей ограничения, установленные условиями Соглашений;
замедление темпов экономического роста, ухудшение макроэкономических показателей как в Российской Федерации, так и в Новосибирской области, оказывающих отрицательное влияние на объемы поступления собственных доходов в областной бюджет, и, как следствие, на рост долговой нагрузки;
влияние неблагоприятной ситуации, связанной с пандемией коронавирусной инфекции, в том числе необходимость принятия дополнительных расходных обязательств в целях реализации плана поддержки пострадавших отраслей экономики за счет заемных источников в связи с отсутствием собственных дополнительных ресурсов.
Анализ прогноза исполнения областного бюджета по итогам 2020 года с учетом возможности исполнения условий Соглашений по уровню дефицита областного бюджета, долговой и рыночной долговой нагрузки показал необходимость дополнительного привлечения заемных ресурсов для обеспечения сбалансированности областного бюджета сверх уровня, установленного Соглашениями.
Увеличение объема заимствований необходимо в целях исполнения финансовых обязательств, принятых в соответствии с законом об областном бюджете до возникновения текущей экономической ситуации. Невыполнение данных обязательств организациями, а также публично-правовыми образованиями, расположенными на территории Новосибирской области, испытывающими в текущем году дополнительную ситуационную нагрузку, приведет к формированию просроченной кредиторской задолженности и усложнит задачу обеспечения сбалансированности областного бюджета в 2021 году.