Действующий

Об основных направлениях налоговой, бюджетной и государственной долговой политики Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов


УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 21.09.2020 N 420-рп

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Новосибирской области
на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов


I. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Основные направления) разработаны в целях формирования задач бюджетной и налоговой политики на среднесрочный период, условий и подходов, принимаемых при составлении проекта областного бюджета Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - областной бюджет), с учетом сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации и Новосибирской области, а также тенденций ее развития.

При подготовке Основных направлений были учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 года, основных параметров прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов и приоритетов социально-экономического развития Новосибирской области на2021год и плановый период 2022 и 2023 годов.


II. Налоговая политика

На протяжении 2019 года экономическое развитие региона соответствовало общим тенденциям Российской Федерации. Во 2 квартале отчетного финансового года отмечено замедление развития в ключевых отраслях экономики Новосибирской области.

По итогам 2019 года объем валового регионального продукта Новосибирской области - обобщающего показателя, демонстрирующего результат производства товаров и услуг в регионе, достиг 1 289 млрд рублей с ростом 102,9% к уровню 2018 года. Однако по оценке 2020 года валовой региональный продукт ожидается в размере 1 243,9 млрд рублей со снижением на 8% к уровню 2019года.

В экономику региона в 2019 году привлечено 248,1 млрд рублей инвестиций, что на 19,1% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах и значительно выше среднероссийского показателя (1,7%).

В 2019 году произошло замедление темпов роста промышленного производства (индекс промышленного производства в сопоставимых ценах составил 103,6% против 105,2% в 2018 году). Наибольшее замедление темпов роста отмечено в отрасли добычи полезных ископаемых: темп роста 2018года составил120,2% в сопоставимых ценах, по итогам 2019 года рассматриваемый индекс был отмечен на планке 106,3%.Добывающие компании объясняют ситуацию отрицательной динамикой цен на уголь на мировом рынке, недостаточным развитием «восточной» транспортной инфраструктуры, а также отказом ряда европейских стран от использования антрацита на объектах теплоэнергетического комплекса.

Общий объем оборота оптовой торговли за 2019 год составил 1 785,0 млрд рублей с индексом физического объема к уровню 2018 года 98,0%, в том числе торгующими организациями 1 528,1 млрд рублей (95,5%).

Оборот розничной торговли за 2019 год составил 535,1 млрд рублей с индексом физического объема к уровню 2018 года 102,7%, что показывает стабильную потребительскую активность населения Новосибирской области.

Индекс потребительских цен в 2019 году к декабрю 2018 года составил 102,93%, что ниже аналогичных показателей по Российской Федерации (на 0,11 п.п.) и Сибирского федерального округа (на 0,65 п.п.).

Несмотря на некоторое снижение объемов работ по виду деятельности «строительство» (98,9% относительно уровня 2018 года), Новосибирская область занимает 12 место в Российской Федерации по объемам жилищного строительства и продолжает лидировать, занимая первое место по Сибирскому федеральному округу по объему введенного жилья.

Сохранилась положительная динамика темпов роста заработной платы.По сравнению с 2018 годом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата выросла на 9,5% и составила 39 076 рублей. При этом индекс реальной заработной платы составил 105%.

Ситуация в банковском секторе Новосибирской области в 2019 году оставалась стабильной: сохранился высокий уровень доступности банковских услуг, продолжился рост кредитного портфеля, региональными банками получен положительный финансовый результат. За 2019 год все кредитные организации Новосибирской области получили прибыль в размере 10,1 млрд рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2018 году. Значительный прирост прибыли связан с увеличением чистого процентного дохода и чистых комиссионных и премий.

В период 2019-2020 годов приняты решения, направленные на обеспечение и поддержание устойчивого социально-экономического развития.

1. В сфере налогообложения промышленного комплекса и инвесторов, актуализации налогового законодательства:

1.1. В связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления срока применения ряда налоговых льгот (инвесторы, осуществляющие деятельность по реализации прошедшего конкурс инвестиционного проекта; инвесторы, заключившие специальный инвестиционный контракт с Новосибирской областью; субъекты деятельности в сфере промышленности; учреждения здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, социальной защиты и поддержки населения, имеющие доходы от предпринимательской деятельности; учреждения уголовно-исполнительной системы; организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий), до 1 января 2023 года и в целях компенсации утраченных льгот принято решение о возможности применения инвесторами нового механизма налоговой поддержки в виде инвестиционного налогового вычета.

При разработке параметров предоставления инвестиционного налогового вычета учитывалась необходимость четкого определения круга претендентов получателей преференции - поддержка должна оказываться стабильно прибыльным налогоплательщикам, реализующим эффективные для экономики региона проекты.

Поэтому данная мера предусмотрена только для налогоплательщиков отрасли «обрабатывающие производства», что позволит за счет льготы по налогу на прибыль окупить часть инвестиционных расходов на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию объектов основных средств. В отношении научно-исследовательских работ, а также для застройщиков объектов социальной инфраструктуры, передаваемых в государственную и муниципальную собственность, решение не принято.

1.2. Ежегодно на территории Новосибирской области пересматривается коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда. Законом Новосибирской области от 28.11.2019 N 431-ОЗ «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской области, на 2020 год» на 2020 год данный коэффициент установлен в размере 1,98 (против 1,77 в 2019 году). За 5 месяцев 2020 года поступило 271 млн рублей, в том числе в областной бюджет 229 млн рублей. Поступление за 2020 год ожидается в сумме 582 млн рублей.

1.3. В рамках работы по уточнению в областном законодательстве понятия «обособленный объект», используемого в патентной системе налогообложения по виду деятельности «сдача в аренду (наем) жилых помещений, дач, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности», были учтены изменения федерального налогового законодательства в части установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности на единицу физического показателя (на единицу средней численности наемных работников; на единицу автотранспортных средств, судов водного транспорта; на 1 тонну грузоподъемности транспортных средств, на одно пассажирское место; на 1 квадратный метр площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков; на один объект стационарной (нестационарной) торговой сети, объект организации общественного питания; на 1 квадратный метр площади объекта стационарной (нестационарной) торговой сети, объекта организации общественного питания).

1.4. Для минимизации негативных последствий в местных бюджетах в связи с отменой с 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) подготовлен проект закона, предусматривающий расширение дополнительного перечня видов деятельности по патентной системе налогообложения, включая виды деятельности, применяемые в настоящее время в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Управлением федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее - УФНС по НСО) с 1 апреля 2020 проводится информационная кампания по переходу на иные режимы налогообложения в связи с отменой ЕНВД с 1 января 2021 года. За 1 полугодие текущего года проведено 3 семинара для налогоплательщиков, на которых разъяснялись особенности ведения предпринимательской деятельности на иных системах налогообложения, опубликовано 24 статьи в информационной телекоммуникационной сети «Интернет» и 29 статей в прессе, изготовлена и реализована печатная продукция, в инициативном порядке проводятся дополнительные мероприятия (устное информирование плательщиков ЕНВД по телефону).

1.5. Начиная с 2020 года Новосибирская область приняла участие в эксперименте по реализации на территории Новосибирской области нового специального налогового режима - налога на профессиональный доход. Физические лица и индивидуальные предприниматели, которые переходят на новый специальный налоговый режим (самозанятые), могут платить с доходов от самостоятельной деятельности налог по льготной ставке - 4% или 6%. Это позволяет легально вести бизнес и получать доход от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность. За 1 полугодие 2020 года зарегистрировалось 13,5 тыс. человек, начислено налога за 5 месяцев текущего года 23,3 млн рублей.

В условиях возникновения рисков в связи с отменой ЕНВД альтернативным механизмом возможности осуществления предпринимательской деятельности является применение налога на профессиональный доход.

С целью популяризации нового специального налогового режима УФНС по НСО подготовлены материалы (листовка, аудиоролик), ориентированные на информирование о преимуществах и выгодах налога для самозанятых граждан. Информационные материалы размещаются в местах массового скопления людей и транслируются в средствах массовой информации и интернет-ресурсах. Кроме этого, управлением информационных проектов Новосибирской области проводится публикация листовок и аудиороликов на подведомственных информационных ресурсах.

1.6. В 2020 году приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 20.12.2019 N 5183 определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень) в количестве 848 объектов, что на 36 объектов больше, чем в 2019 году. Указанная мера позволила обеспечить равные условия налогообложения для собственников недвижимого имущества.

Налоговыми органами области проводится комплекс мероприятий по привлечению к налогообложению организаций - собственников помещений, не включенных в Перечень, но расположенных в зданиях, которые включены в Перечень. За 2019 год в отношении таких объектов исчислен налог на имущество организаций в сумме 0,5 млн рублей.