ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
государственной программы Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства
в Новосибирской области на 2015-2020 годы»
Наименование основного мероприятия | Государственные заказчики/ | Срок реализации | Ожидаемый результат (краткое описание) | ||
Государственная программа Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2015-2020 годы» | |||||
1. Цель государственной программы - стимулирование развития жилищного строительства, формирование рынка доступного | |||||
1.1. Задача 1 государственной программы. Создание условий для осуществления градостроительной деятельности на территории Новосибирской области | |||||
1.1.1. Подпрограмма государственной программы «Градостроительная подготовка территорий Новосибирской области» | |||||
1.1.1.1. Цель подпрограммы государственной программы: обеспечение муниципальных образований Новосибирской области | |||||
1.1.1.1.1. Задача 1 подпрограммы государственной программы: актуализация документов территориального планирования | |||||
1.1.1.1.1.1. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на подготовку документов территориального планирования и градостроительного зонирования либо внесение изменений в документы территориального планирования | Минстрой НСО, | 2018 | обеспечение муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (за исключением Новосибирской агломерации) актуальными документами территориального планирования и градостроительного зонирования | ||
1.1.1.1.1.2. Подготовка градостроительной документации и научно-исследовательских работ | Минстрой НСО | 2015 год, | подготовка проектов градостроительного развития зон опережающего развития Новосибирской агломерации (строительно-производственная зона), актуализация схемы территориального планирования Новосибирской области, подготовка концепций развития территорий | ||
1.1.1.1.1.3. Согласование документов территориального планирования муниципальных образований Новосибирской области | Минстрой НСО | 2016-2020 годы | по результатам согласования к концу 2020 года будут утверждены23 документа территориального планирования муниципальных образований Новосибирской области (за исключением муниципальных образований Новосибирской агломерации) | ||
1.1.1.1.1.4. Подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований Новосибирской агломерации, а также внесение в них изменений | Минстрой НСО | 2016-2020 годы | к концу 2020 года будут утверждены 55 генеральных планов муниципальных образований, расположенных в границах Новосибирской агломерации | ||
1.1.1.1.1.5. Подготовка и утверждение документов градостроительного зонирования муниципальных образований Новосибирской агломерации, а также внесение в них изменений | Минстрой НСО | 2016-2019 годы | к концу 2019 года будут утверждены 55 Правил землепользования и застройки муниципальных образований, расположенных в границах Новосибирской агломерации | ||
1.1.1.1.1.6. Проведение исследовательских или научно-исследовательских работ в целях развития агломераций Новосибирской области | Минстрой НСО | 2016-2020 годы | формирование стратегии градостроительного развития зон опережающего развития Новосибирской агломерации (Аэросити, восточно-логистическая транспортная зона, строительно-производственная зона, порт Ташара, Наукополис), разработка комплексной транспортной схемы Новосибирской агломерации; актуализация схемы территориального планирования Новосибирской области; разработка исследовательской работы «Концепция и экономическое обоснование программы развития агломераций Новосибирской области»; определение основных направлений развития не только Новосибирской агломерации, но и Барабинско-Куйбышевской агломерации, а также анализ иных точек роста на территории Новосибирской области | ||
1.1.1.1.1.7. Подготовка и направление документов | Минстрой НСО | 2018-2020 годы | внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений: о границах Новосибирской области; о границах территориальных зон - 55 Правил землепользования и застройки муниципальных образований, расположенных в границах Новосибирской агломерации; о границах 10 населенных пунктов, расположенных в границах Новосибирской агломерации; о 22 проектах межевания. | ||
1.1.1.1.1.8. Методическая поддержка, формирование единых рекомендаций к подготовке и утверждению градостроительной документации муниципальными образованиями Новосибирской области | Минстрой НСО | 2017 год | подготовка типовых образцов документации территориального планирования и градостроительного зонирования для обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципальных образований Новосибирской области | ||
1.1.1.1.1.9. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на выполнение землеустроительных работ и подготовку землеустроительной документации | Минстрой НСО | 2020 год | обеспечение направления в Единый государственный реестр недвижимости в рамках информационного взаимодействия сведений о границах 10 населенных пунктов, объектов землеустройства, границы которых устанавливаются в генеральном плане и правилах землепользования и застройки, утвержденных в 5 городских и сельскихпоселениях Новосибирской области | ||
1.1.1.1.2. Задача 2 подпрограммы государственной программы: подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов | |||||
1.1.1.1.2.1. Подготовка и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах Новосибирской области в рамках полномочий Минстроя НСО | Минстрой НСО | 2017-2020 годы | наличие документации по планировке территорий муниципальных образований Новосибирской области для размещения объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования Новосибирской области | ||
1.1.1.1.2.2. Утверждение документации | Минстрой НСО | 2016-2020 годы | утверждение 80 документов территориального планирования, предусмотренных документами территориального планирования муниципальных образований Новосибирской агломерации | ||
1.1.1.1.2.3. Разработка методических материалов для муниципальных образований Новосибирской области с требованиями к составу, содержанию, порядку подготовки и утверждения документации | Минстрой НСО | 2016, 2018 годы | обеспечение выполнения требований градостроительного законодательства при подготовке документации по планировке территорий в 100% муниципальных образований Новосибирской области | ||
1.1.1.1.2.4. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на подготовку документации по планировке территории | Минстрой НСО | 2020 год | обеспечение подготовки 5 проектов планировки и (или) проектов межевания | ||
1.1.2. Подпрограмма государственной программы «Фонд пространственных данных Новосибирской области» | |||||
1.1.2.1. Цель подпрограммы государственной программы: обеспечение всех субъектов градостроительных отношений актуальными пространственными данными | |||||
1.1.2.1.1. Задача 1 подпрограммы государственной программы: формирование пространственных данных и материалов Фонда пространственных данных Новосибирской области | |||||
1.1.2.1.1.1. Субсидирование государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Фонд пространственных данных Новосибирской области» | Минстрой НСО | 2018-2020 годы | доля заказов, по которым предоставлены государственные услуги, | ||
1.1.2.1.1.2. Актуализация пространственных данных | Минстрой НСО | 2018-2020 годы | объем предоставленных субъектам градостроительных отношений пространственных данных и материалов в бумажном и электронном виде составит 46000 выданных заказов (штук) | ||
1.2. Задача 2 государственной программы. Содействие эффективному использованию земельных участков под жилищное строительство | |||||
1.2.1. Подпрограмма государственной программы «Инженерное обустройство площадок комплексной застройки Новосибирской области» | |||||
1.2.1.1. Цель подпрограммы государственной программы: содействие в обеспечении земельных участков, определенных под комплексную застройку, | |||||
1.2.1.1.1. Задача 1 подпрограммы государственной программы: обеспечение инженерной инфраструктурой площадок комплексной застройки | |||||
1.2.1.1.1.1. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на инженерное обустройство площадок комплексной застройки | Минстрой НСО, | 2015-2016 годы | за период реализации подпрограммы будут: обеспечены инженерной инфраструктурой 131,7 тыс. кв. м жилья, обеспечены инженерной инфраструктурой 109,8 га земельных участков. Предоставлены 205 земельных участков многодетным семьям на бесплатной основе, обеспеченных инженерной инфраструктурой | ||
1.2.1.1.1.2. Организация комплексного освоения земельных участков в рамках деятельности | АО «АРЖС НСО» | 2015 год | в 2015 году в целях организации комплексного, в первую очередь малоэтажного, жилищного строительства АО «Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области» на площадке комплексного жилищного строительства в п. Ложок Барышевского сельсовета Новосибирского района осуществлено строительство скважинных водозаборов, газопровода высокого давления, кабельной линии 10 кВ, трансформаторных подстанций, магистральных сетей водоснабжения и канализования, внутриквартальных дорог, тротуаров, наружного освещения | ||
1.2.1.1.2. Задача 2 подпрограммы государственной программы: решение вопросов завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства, по которым застройщиком по истечении одного года со дня, установленного договором об участии в строительстве многоквартирного дома, | |||||
1.2.1.1.2.1. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на покрытие части расходов на оплату по договорам технологического присоединения к сетям электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, на установку лифтового оборудования, а также на проведение работ по благоустройству придомовой территории | Минстрой НСО, | 2015-2016 годы | за период реализации подпрограммы планируется обеспечить инженерной инфраструктурой 31 «проблемный» объект обманутых дольщиков, что составляет 52,54% «проблемных» объектов, удовлетворяющих критериям отбора для получения государственной поддержки | ||
1.2.2. Подпрограмма государственной программы «Земельные ресурсы и инфраструктура» | |||||
1.2.2.1. Цель подпрограммы государственной программы: содействие эффективному использованию земельных участков под жилищное строительство | |||||
1.2.2.1.1. Задача 1 подпрограммы государственной программы: обеспечение инженерной инфраструктурой площадок комплексной застройки | |||||
1.2.2.1.1.1. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на инженерное обустройство площадок комплексной застройки | Минстрой НСО, | 2017-2020 годы | в рамках реализации подпрограммы бюджетные средства будут направлены на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков площадью7,9 га. В 2018-2020 годах планируется инженерное обустройство площадок комплексной застройки для многодетных семей в Новосибирском районе | ||
1.2.2.1.1.2. Выполнение проектных работ на строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельным участкам, находящимся | Минстрой НСО | 2020 год | формирование технического задания на проектирование строительства объектов инженерной инфраструктуры государственной собственности Новосибирской области | ||
1.2.2.1.1.3. Организация комплексного освоения земельных участков в рамках деятельности | АО «АРЖС НСО» | 2020 год | получение технических условий на подключение к инженерным коммуникациям земельных участков площадью 3 га | ||
1.2.2.1.2. Задача 2 подпрограммы государственной программы: решение вопросов завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов | |||||
1.2.2.1.2.1. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на покрытие части расходов на оплату по договорам технологического присоединения к сетям электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в целях решения вопросов завершения строительства и ввода | Минстрой НСО, | 2017 год | за период реализации подпрограммы планируется выполнить мероприятия по обеспечению инженерной инфраструктурой 12 «проблемных» объектов, что составляет 54,5% «проблемных» объектов с учетом итогов реализации госпрограммы в 2016 году, удовлетворяющих условиям для получения государственной поддержки | ||
1.2.2.1.2.2. Проведение мониторинга объектов жилищного строительства, по которым застройщиком по истечении года со дня, установленного договором об участии в строительстве многоквартирного дома, не исполнены обязательства по вводу в эксплуатацию многоквартирного дома | Минстрой НСО | 2017год | к концу 2017 года планируется ввести 10 «проблемных» объектов, что составляет 20,4% от общего количества не завершенных строительством «проблемных» объектов | ||
1.2.2.1.3. Задача 3 подпрограммы государственной программы: создание условий для вовлечения в жилищное строительство земельных участков, | |||||
1.2.2.1.3.1. Формирование перечня земельных участков, находящихся в федеральной собственности, не используемых по назначению и пригодных | Минстрой НСО, | 2017-2020 годы | за период реализации подпрограммы планируется сформировать в Единый институт развития в жилищной сфере перечень неэффективно используемых федеральных земельных участков для вовлечения в оборот для жилищного строительства площадью 1179 га | ||
1.2.2.1.4. Задача 4 подпрограммы государственной программы: создание условий для вовлечения в жилищное строительство земельных участков, | |||||
1.2.2.1.4.1. Формирование перечня земельных участков, находящихся в частной собственности, | Минстрой НСО, | 2018-2020 годы | вовлечение неэффективно используемых земельных участков, находящихся в частной собственности, в отношении которых приняты решения о комплексном устойчивом развитии территорий площадью 45 га | ||
1.2.3. Подпрограмма государственной программы «Государственная поддержка при завершении строительства «проблемных» жилых домов» | |||||
1.2.3.1. Цель подпрограммы государственной программы:принятие мер по соблюдению законных интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных жилых домов | |||||
1.2.3.1.1. Задача 1 подпрограммы государственной программы: обеспечение инженерной инфраструктурой «проблемных» объектов незавершенного строительства | |||||
1.2.3.1.1.1. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на покрытие части расходов на оплату по договорам технологического присоединения к сетям электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в целях решения вопросов завершения строительства | Минстрой НСО, | 2018-2019 годы | за период реализации подпрограммы планируется выполнить мероприятия по обеспечению инженерной инфраструктурой 10 «проблемных» объектов обманутых дольщиков, что составляет 100% «проблемных» объектов, удовлетворяющих условиям для получения государственной поддержки | ||
1.2.3.1.2. Задача 2 подпрограммы государственной программы:компенсация затрат гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирных домов | |||||
1.2.3.1.2.1. Предоставление субсидий гражданам, пострадавшим от недобросовестных застройщиков | Минстрой НСО | 2018 год | предоставление субсидий 50 гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков | ||
1.2.3.1.3. Задача 3 подпрограммы государственной программы:профилактика возникновения новых случаев недобросовестных действий застройщиков | |||||
1.2.3.1.3.1. Проведение мониторинга объектов жилищного строительства, по которым застройщиком не исполнены обязательства по вводу в эксплуатацию многоквартирного дома в соответствии с условиями договора участия | Минстрой НСО | 2018-2020 | к концу 2020 года планируется ввести 39 «проблемных» объектов, что обеспечивает 100% от общего количества не завершенных строительством «проблемных» объектов | ||
1.2.3.1.3.2. Проведение контрольно-проверочных мероприятий, направленных на соблюдение требований законодательства о долевом строительстве, на основании анализа отчетности застройщиков и информации органов местного самоуправления | Минстрой НСО | 2018-2020 | ежегодно раз в квартал планируется проведение контрольно-проверочных мероприятий, направленных на соблюдение требований законодательства о долевом строительстве | ||
1.2.3.1.3.3. Проведение консультационной работы | Минстрой НСО | 2018-2020 | планируется оказание консультационной помощи гражданам -участникам долевого строительства по вопросам долевого строительства | ||
1.3. Задача 3 государственной программы:улучшение жилищных условий различных категорий граждан и создание условий для развития ипотечного кредитования | |||||
1.3.1. Подпрограмма государственной программы «Государственная поддержка граждан при приобретении (строительстве) жилья | |||||
1.3.1.1. Цель подпрограммы государственной программы: содействие в улучшении жилищных условий экономически активного населения | |||||
1.3.1.1.1. Задача 1 подпрограммы государственной программы: поддержка платежеспособного спроса граждан при приобретении | |||||
1.3.1.1.1.1. Предоставление субсидий гражданам | Минстрой НСО | 2015 год | улучшение жилищных условий 80 граждан при покупке квартир в новостройках | ||
1.3.1.1.1.2. Предоставление целевых субсидий гражданам на строительство индивидуальных жилых домов | Минстрой НСО | 2015-2016 годы | стимулирование строительства 2394 индивидуальных жилых домов | ||
1.3.1.1.1.3. Предоставление субсидий гражданам | Минстрой НСО | 2015-2020 годы | стимулирование ввода в эксплуатацию 7186 индивидуальных жилых домов | ||
1.3.1.1.1.4. Предоставление субсидий гражданам, пострадавшим от недобросовестных застройщиков | Минстрой НСО | 2015-2017 годы | предоставление субсидий 617 гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков | ||
1.3.1.1.1.5. Предоставление субсидий гражданам | Минстрой НСО | 2015-2017 годы | к 2018 году обязательства по предоставлению субсидий на компенсацию части процентной ставки по жилищным кредитам выполнены в полном объеме. Общее количество граждан, получивших данный вид поддержки, составляет 2000 человек | ||
1.3.1.1.1.6. Предоставление субсидий отдельным категориям граждан на оплату приобретаемых жилых помещений | Минстрой НСО | 2015-2017 годы | обеспечение жильем 15 граждан отдельных категорий | ||
1.3.1.1.1.7.Содействие в обеспечении жильем соотечественников, прибывших в Новосибирскую область из-за рубежа, путем строительства доступного жилья | Минстрой НСО | 2016 год | отработка механизма строительства доступного жилья с привлечением собственных средств соотечественников и субсидий из федерального бюджета | ||
1.3.1.1.2.Задача 2 подпрограммы государственной программы: стимулирование развития ипотечного кредитования | |||||
1.3.1.1.2.1.Разработка и реализация пилотных проектов в сфере ипотечного кредитования, а также программ, имеющих социальную направленность | АО «НОАИК» | 2015-2020 годы | стимулирование развития ипотечного кредитования, увеличение количества выдаваемых ипотечных кредитов в Новосибирской области до 26 тыс. шт. в год к концу 2020 года | ||
1.3.1.1.2.2. Предоставление субсидий юридическим лицам на компенсацию недополученных доходов | Минстрой НСО | 2018 год | повышение доступности ипотечного кредитования. Предоставление субсидий юридическим лицам на компенсацию недополученных доходов при предоставлении гражданам 30 кредитов (займов) по льготной ставке | ||
1.3.1.1.2.3 Предоставление субсидий отдельным категориям работников бюджетной сферы на оплату первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам (займам) | Минстрой НСО | 2018-2020 годы | улучшение жилищных условий с использованием ипотечного кредитования 331 работнику бюджетной сферы | ||
1.3.1.1.2.4. Предоставление субсидий отдельным категориям работников бюджетной сферы | Минстрой НСО | 2018-2019 годы | предоставление 20 работникам бюджетной сферы субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам в целях улучшения жилищных условий | ||
1.3.2. Подпрограмма государственной программы «Государственная поддержка муниципальных образований Новосибирской области | |||||
1.3.2.1. Цель подпрограммы государственной программы: улучшение жилищных условий многодетных малообеспеченных семей | |||||
1.3.2.1.1. Задача 1 подпрограммы государственной программы: обеспечение многодетных малообеспеченных семей, имеющих 5 и более детей, | |||||
1.3.2.1.1.1. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области на обеспечение жилыми помещениями многодетных малообеспеченных семей по договорам социального найма | Минстрой НСО, | 2015-2020 годы | обеспечение жильем к концу 2020 года 70 нуждающихся в жилых помещениях малоимущих многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей | ||
1.3.3. Подпрограмма государственной программы «Строительство (приобретение на первичном рынке) служебного жилья для отдельных категорий граждан, проживающих и работающих на территории Новосибирской области» | |||||
1.3.3.1. Цель подпрограммы государственной программы: закрепление кадров за счет улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, | |||||
1.3.3.1.1. Задача 1 подпрограммы государственной программы: обеспечение отдельных категорий граждан, проживающих и работающих на территории Новосибирской области, служебным жильем | |||||
1.3.3.1.1.1. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области для строительства (приобретения на первичном рынке) служебного жилья для отдельных категорий граждан, проживающих и работающих на территории Новосибирской области | Минстрой НСО, | 2015 год | строительство (приобретение на первичном рынке) 3 квартир для предоставления в качестве служебного жилья для отдельных категорий граждан, проживающих и работающих на территории Новосибирской области | ||
1.3.3.1.1.2. Проведение мониторинга в целях определения потребности в служебном жилье | Минстрой НСО, | 2017-2020 | ежегодное изучение спроса на служебное жилье на территории Новосибирской области. По состоянию на 01.01.2018 на территории Новосибирской области потребность в служебном жилье составляет 1200 квартир | ||
1.3.4. Подпрограмма государственной программы «Государственная поддержка отдельных категорий работников бюджетной сферы | |||||
1.3.4.1. Цель подпрограммы государственной программы: повышение доступности жилья для молодых специалистов бюджетной сферы | |||||
1.3.4.1.1. Задача 1 подпрограммы государственной программы: поддержка платежеспособного спроса на приобретение жилья путем предоставления | |||||
1.3.4.1.1.1. Предоставление субсидий отдельным категориям работников бюджетной сферы на оплату первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам, компенсации части расходов по оплате процентов по оформленному ипотечному жилищному кредиту | Минстрой НСО | 2015-2017 годы | улучшение жилищных условий с использованием ипотечного кредитования 81 работнику бюджетной сферы | ||
1.3.4.1.1.2. Предоставление субсидий отдельным категориям работников бюджетной сферы | Минстрой НСО | 2015-2017 годы | предоставление20 работникам бюджетной сферы субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам в целях улучшения жилищных условий | ||
1.3.5. Подпрограмма государственной программы «Государственная поддержка отдельных категорий граждан, являющихся нанимателями | |||||
1.3.5.1. Цель подпрограммы государственной программы: создание условий для повышения доступности жилья для отдельных категорий граждан | |||||
1.3.5.1.1. Задача 1 подпрограммы государственной программы: создание условий для обеспечения граждан отдельных категорий жильем | |||||
1.3.5.1.1.1. Предоставление отдельным категориям граждан субсидий на компенсацию части платежей по договорам коммерческого найма | Минстрой НСО | 2015-2016 годы | привлечение и закрепление специалистов для работы в Новосибирской области и обеспечение временным жильем 80 граждан отдельных категорий, повышение мобильности граждан | ||
1.3.6. Подпрограмма государственной программы «Развитие рынка наемного жилья» | |||||
1.3.6.1. Цель подпрограммы государственной программы: развитие рынка наемного жилья на территории Новосибирской области | |||||
1.3.6.1.1. Задача 1 подпрограммы государственной программы: создание условий для строительства наемного жилья социального и коммерческого использования | |||||
1.3.6.1.1.1. Определение потребности в жилье социального и коммерческого использования | Минстрой НСО, | 2017-2020 годы | формирование управленческих решений, создание условий для инвесторов в целях строительства жилья социального и коммерческого использования | ||
1.3.6.1.1.2. Определение территорий | Минстрой НСО, | 2018-2019 годы | формирование земельных участков для проведения аукционов на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого или социального использования | ||
1.3.6.1.1.3. Стимулирование строительства наемного жилья социального и коммерческого использования | Минстрой НСО | 2019-2020 годы | кконцу 2020 года планируется создание до 14,0 тыс. кв. м общей площади наемного жилья, в том числе: до 6,8 тыс. кв. метров общей площади наемного жилья социального использования; до7,2 тыс. кв. метровобщей площади наемного жилья коммерческого использования | ||
1.3.6.1.2. Задача 2 подпрограммы государственной программы: создание условий для обеспечения граждан отдельных категорий жильем | |||||
1.3.6.1.2.1. Предоставление отдельным категориям граждан субсидий на компенсацию части платежей по договорам коммерческого найма | Минстрой НСО | 2017-2020 годы | привлечение и закрепление специалистов для работы в Новосибирской области и обеспечение временным жильем 70 граждан отдельных категорий, повышение мобильности граждан |
Применяемые сокращения:
АО «АРЖС НСО» - акционерное общество «Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области»;
АО «НОАИК» - акционерное общество «Новосибирское областное агентство ипотечного кредитования»;
Минстрой НСО - министерство строительства Новосибирской области;
ОМС НСО - органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области.
_________».