Действующий

Об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (с изменениями на 9 октября 2019 года)



УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 11.09.2019 N 370-рп

     

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
долговой политики Новосибирской области
на 2020 годи плановый период 2021 и 2022 годов



Долговая политика Новосибирской области разработана в единстве с   налоговой и бюджетной политикой региона в целях обеспечения сбалансированности областного бюджета Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов с учетом рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной долговой политики.

Итоги реализации долговой политики предыдущего периода


Качественное завершение 2017 года, положившее задел для успешного исполнения бюджета, а также уверенная динамика поступления собственных доходов в течение 2018 года позволили обеспечить ритмичное финансирование расходов, предусмотренных законом об областном бюджете Новосибирской области, достичь сбалансированного результата исполнения бюджета и снижения объема государственного долгарегиона по итогам 2018 года на 2915,6 млн. рублей. Несмотря на то, что в течение 2018 года Банком России дважды была увеличена ключевая ставка (с 7,25% до 7,75% годовых, впервые с 2014 года) расходы на обслуживание государственного долга меньше аналогичных расходов 2017 года на 68,6 млн. рублей.

Основными направлениями организации заимствований в 2018 году являлись удлинение профиля погашения государственного долга Новосибирской области и  снижение рисков рефинансирования на фоне роста ключевой ставки Банка России. В этих целях в отчетном году осуществлена закупка кредитных ресурсов со сроками погашения до четырех лет. Выполнено успешное размещение облигаций Новосибирской области в объеме 5 млрд. рублей. Благодаря высокому кредитному качеству спрос на облигации превысил предложение в 3,6 раза (17,8 млрд. рублей). Размещение облигаций позволило удлинить профиль долга и равномерно распределить платежи по погашению обязательств в течение пяти лет.

Исполнение долговых обязательств Новосибирской области осуществлялось своевременно и в полном объеме.

В 2018 году в целях оценки и контроля эффективности управления государственным долгом Новосибирской области, а также в целях соблюдения условий соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации в рамках реструктуризации бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Новосибирской области (далее - Соглашения),были установлены и исполнены следующие количественные показатели (индикаторы):

N
п/п

Показатель (индикатор)

2018 год, план

2018 год, факт

1

Уровень дефицита областного бюджета Новосибирской области от суммы доходов областного бюджета Новосибирской области без учета безвозмездных поступлений, %

<= 10,0

профицит составил
7410,7 млн. рублей

2

Отношение объема долговых обязательств Новосибирской области по кредитам, полученным от кредитных организаций, и   государственным ценным бумагам Новосибирской области к общему годовому объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), %

<= 26,0

21,1

3

Отношение объема государственного долга Новосибирской области к общему объему доходов областного бюджета Новосибирской области без учета безвозмездных поступлений, %

<= 42,0

36,1

4

Доля объема расходов на обслуживание государственного долга Новосибирской области в общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов, %

<= 8,0

2,0

Репутацию Новосибирской области как первоклассного заемщика подтвердили высокие рейтинги кредитоспособности.

5 октября 2018 года рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные кредитные рейтинги региона в национальной валюте на уровне «BBB-» и краткосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте «F3». Рейтинги обращающихся на рынке государственных облигаций Новосибирской области подтверждены на уровне «BBB-». Прогноз по рейтингам «Стабильный».

6 ноября 2018 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) подтвердило кредитные рейтинги Новосибирской области А+(RU), прогноз «Стабильный» и кредитный рейтинг выпускам облигаций региона на уровне А+(RU).

Итогом управления государственным долгом Новосибирской области в 2018  году стало снижение долговой нагрузки на 8,1%: с 44,2% до 36,1%, рыночной долговой на 5,2%: с 26,3% до 21,1%.

Правильность выбранной бюджетной тактики, проводимой на протяжении последних лет, подтверждается достижением сбалансированного результата исполнения бюджета, обеспечивающего ритмичное финансирование расходов, предусмотренных законом об областном бюджете Новосибирской области.

Состояние государственного долга Новосибирской области
и реализация долговой политики в 2019 году


Сдержанная долговая политика Новосибирской области, направленная на  стабилизацию объема государственного долга региона, способствует постепенному решению задачи по снижению уровня долговой нагрузки.

По состоянию на 01.01.2019 государственный внутренний долг Новосибирской области составил 44220,2 млн.рублей или 36,1% к общему объему доходов областного бюджета Новосибирской области без учета безвозмездных поступлений.

В целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга в январе 2019 года в полном объеме были погашены обязательства по кредитам коммерческих банков за счет источников финансирования дефицита бюджета в  виде переходящих остатков. В первом полугодии привлечение кредитов кредитных организаций не осуществлялось.

Виды долговых обязательств

Долг по состоянию на 01.01.2019, % (факт)

Долг по состоянию на 01.04.2019, % (факт)

Долг по состоянию на 01.07.2019, % (факт)

Долг по состоянию на 01.01.2020, % (план)

Государственные ценные бумаги

37,9

47,7

47,7

44,7

Бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

41,5

52,3

52,3

39,2

Кредиты, полученные от кредитных организаций

20,6

0,0

0,0

14,7

Государственные гарантии

0,0

0,0

0,0

1,4

ИТОГО:

100,0

100,0

100,0

100,0


В то же время сохраняется возможность привлечения кредитов от кредитных организаций благодаря наличию в кредитном портфеле достаточного объема возобновляемых кредитных линий.

В 1 квартале 2019 года заключен договор о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) от 19.02.2019 N 51-06-27/7 с Управлением Федерального казначейства по Новосибирской области. Привлечение краткосрочного бюджетного кредита через территориальные органы Федерального казначейства на пополнение остатков средств на счетах областного бюджета Новосибирской области осуществлялось в первом полугодии в сумме 3500000,0 тыс. рублей, что значительно ниже установленного лимита.

В целях приведения условий соглашений о предоставлении бюджету Новосибирской области из федерального бюджета бюджетных кредитов в  соответствие с требованиями законодательства в течение 2019 года были подписаны дополнительные соглашения, уточняющие условия реструктуризации  2017 года, и утверждены Законами Новосибирской  области от 04.03.2019 N 348-ОЗ «Об утверждении заключенных дополнительных соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Новосибирской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам» и от 01.07.2019 N 389-ОЗ «Об утверждении заключенных дополнительных соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Новосибирской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам».

Условия эмиссии и обращения государственных облигаций Новосибирской области 2019 года в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга» зарегистрированы Министерством финансов Российской Федерации 19 марта 2019 года (регистрационный номер ANO-010/00792).