Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года (с изменениями на 27 декабря 2022 года)

8. Основные направления пространственного развития


В настоящее время большая часть экономического потенциала региона сосредоточена в городе Новосибирске, причем тенденция концентрации усиливается, как следствие, увеличивается дисбаланс между относительно благополучной городской Новосибирской агломерацией и, в значительной своей части, существенно менее развитыми сельскими территориями, в том числе, дисбаланс территориального развития в отношении расселения и инфраструктурного обеспечения, продолжается отток населения из западной и центральной части области.

Для сбалансированного пространственного развития области необходимо стимулирование процесса расширения и обновления социальной и инженерной инфраструктуры, формирование единого экономического и социального пространства, не скованного границами муниципальных образований Новосибирской области, в том числе, посредством формирования и развития агломераций и территорий опережающего социально-экономического развития. Результатом такого пространственного развития территории Новосибирской области с одновременным развитием межрегиональных связей с регионами Сибири станет превращение Новосибирской области в центр Сибирской конурбации.

СЦ-8. Превращение Новосибирской области в центр Сибирской конурбации с высоким уровнем развития инфраструктуры.

8.1. Развитие агломераций


На территории Новосибирской области сформировано две агломерации - Новосибирская агломерация и Барабинско-Куйбышевская агломерация.

Схема территориального планирования Новосибирской агломерации Новосибирской области утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 28.04.2014 N 186-п «Об утверждении схемы территориального планирования Новосибирской агломерации Новосибирской области» (далее - схема территориального планирования Новосибирской агломерации). Развитие Новосибирской агломерации осуществляется через определение зон опережающего развития по принципу выявления специализации. Выделены пять зон, которые призваны обеспечить как позитивную динамику развития Новосибирской агломерации, так и пространственную диверсификацию деловой активности на территории Новосибирской агломерации. Каждая из данных территорий обладает исключительной спецификой и высоким потенциалом.

«Строительно-производственная зона» (г. Бердск, г. Искитим, Искитимский район, Черепановский район Новосибирской области). Определены 25 перспективных участков, на которых возможно разместить промышленные площадки.

«Восточная транспортно-логистическая зона» позволит ускорить транспортировку транзитных грузов, разгрузить улично-дорожную сеть города Новосибирска и аккумулировать грузоперевозки вне городской черты (Ново-Луговской, Станционный, Раздольненский, Каменский сельсоветы Новосибирского района Новосибирской области, Барлакский, Сокурский сельсоветы Мошковского района Новосибирской области, поселок Пашино и северо-восточная часть города Новосибирска).

«Аэросити» (г. Обь, аэропортовый комплекс «Толмачево», Новосибирский промышленно-логистический парк и промышленная зона в районе села Марусино Новосибирского района) обеспечит создание и развитие на территории зоны производств, связанных с близостью аэропорта, организацию интермодальных перевозок между городом Новосибирском и крупнейшим авиаузлом региона, эффективное пригородное железнодорожное сообщение, междугороднее сообщение между Новосибирском и региональными центрами Западной Сибири (сочетание «Аэроэкспресса» и автобусного сообщения обеспечит консолидацию пассажиропотоков из городов СФО в аэропорт Толмачево).

«Порт Ташара» позволит обеспечить стыковку железнодорожного и речного транспорта, а также рост перевозок грузов по реке Обь (Новомошковский, Дубровинский и Ташаринский сельсоветы Мошковского района Новосибирской области).

«Наукополис» - зона развития образования, науки и инноваций. Территория базирования указанной зоны лежит в пределах получасовой транспортной доступности от Новосибирского Академгородка. «Наукополис» включает Советский и Первомайский районы г. Новосибирска, г. Бердск, р.п. Кольцово, р.п. Краснообск, часть Новосибирского и Искитимского районов Новосибирской области.

В условиях активного расширения Новосибирской агломерации серьезной проблемой является транспортная перегруженность улично-дорожной сети и основных транспортных артерий. Это влияет как на транспортную доступность точек роста Новосибирской агломерации, так и на привлекательность региона как крупнейшего транспортно-логистического центра межрегионального значения. Поэтому одним из базовых направлений реализации схемы территориального планирования Новосибирской агломерации является реализация мероприятий Комплексной транспортной схемы, утвержденной 29.11.2017 Координационным советом по развитию Новосибирской агломерации (утвержден постановлением Губернатора Новосибирской области от 28.07.2015 N 141 «О Координационном совете по развитию Новосибирской агломерации»).

Решение проблемы комплексного развития сельских территорий западной части Новосибирской области связано с развитием Барабинско-Куйбышевской агломерации, в состав которой вошли Барабинский, Куйбышевский, Здвинский и Северный районы Новосибирской области. Барабинско-Куйбышевская агломерация - пример полицентрической агломерации, ядрами которой являются два города. Это административные центры двух экономически активных муниципальных районов. В рамках данной территории рассматривается возможность формирования в первую очередь транспортной инфраструктуры агломерации, а также ориентация на развитие сельскохозяйственного производства, деревопереработку и транспортную логистику.

В связи с тем, что Барабинско-Куйбышевская агломерация создана соглашением «О создании и совместном развитии Барабинско-Куйбышевской агломерации Новосибирской области» от 31.05.2018 N 24 и в настоящее время рассматриваются вопросы о формировании концепции ее развития, конкретные направления деятельности по развитию Барабинско-Куйбышевской агломерации будут сформированы в рамках деятельности профильного Координационного совета по развитию данной агломерации, а они найдут свое отражение в документах стратегического и территориального планирования муниципальных районов.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 08.10.2018 N 201 «О Координационном совете по развитию Барабинско-Куйбышевской агломерации Новосибирской области» создан Координационный совет по развитию Барабинско-Куйбышевской агломерации Новосибирской области, а также утверждены положение о совете и его состав.

Проблемы, сдерживающие развитие агломераций Новосибирской области:

отток населения Сибирского федерального округа в западную часть России и другие страны;

конкуренция с ключевыми городами Казахстана (г. Астана и г. Алматы);

конкуренция с конурбацией Екатеринбург - Тюмень - Челябинск;

снижение привлекательности проживания в агломерациях Новосибирской области из-за отставания в развитии городской среды и инфраструктуры;

рост численности населения агломераций Новосибирской области опережает развитие необходимой инфраструктуры (транспортной, коммунальной, социальной и другой);

наличие экологических проблем на территории агломераций Новосибирской области;

проблемы с качеством питьевой воды в некоторых муниципальных образованиях, входящих в состав агломераций Новосибирской области;

недостаточная координация развития муниципальных образований, входящих в состав агломераций Новосибирской области.

Ц-8.1. Развитие Новосибирской и Барабинско-Куйбышевской агломераций как опоры для сбалансированного, гармоничного пространственного развития региона.

Задачи и основные направления деятельности.

З-8.1.1. Обеспечить организационное и нормативное сопровождение развития агломераций Новосибирской области: