Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года (с изменениями на 27 декабря 2022 года)

Приложение N 2
к Стратегии социально-экономического
развития Новосибирской области на период до 2030 года

Анализ промежуточных результатов реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474, за период 2007-2017 годов(1)

_________________________

(1)информация приведена в соответствии с научно-исследовательской работой по теме «Разработка проекта стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года», проведенной ФГБОУ ВО «НГУЭУ».


В 2007 году в Новосибирской области была принята Стратегия социально-экономического развития на период до 2025 года (далее - Стратегия-2025), которая реализуется в области в настоящее время. В Стратегии-2025 сформулированы генеральная цель, комплекс стратегических целей, задач, а  также система качественных и количественных индикаторов, уровень и перспективы достижения которых можно рассматривать в качестве промежуточных результатов. В таблицеприведен анализ промежуточных результатов Стратегии-2025 за 2007-2017 годы.

Таблица 2.1


Индикаторы достижения целей Стратегии-2025

Индикатор

Прогноз

Фактическое значение

Внутренние затраты на исследования и разработки в Новосибирской области, в % к валовому региональному продукту (далее - ВРП)

4,7

2,05

Занятость в отраслях новой экономики (информационные технологии, био- и медицинские технологии, электроника и новые материалы), тыс. человек

10

12,9

Объем продукции новой экономики, млрд. рублей

68

47,88

Индекс инновационной активности (доля предприятий, осуществляющих технологические инновации),% от общего их числа

10,8

8,7

Удельный вес инновационной продукции в экспорте промышленной продукции,%

20

11,4

Коэффициент изобретательской активности (число патентов, заявок на изобретения на 10 тыс. человек)

7,0

1,89

Коммерческий обмен технологиями и услугами технического характера Новосибирской области, млн. долларов США

     Экспорт

81

41,1

     Импорт

4

2,9

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж на внутреннем рынке,%

28

10,7



Таблица 2.2


Промежуточные результаты реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года за период 2007-2017 годов(2)

_________________________  

(2)информация приведена в соответствии с научно-исследовательской работой по теме «Разработка проекта стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года», проведенной ФГБОУ ВО «НГУЭУ».


Ожидаемые результаты

Индикатор

План к 2017 году

Фактическое значение 2017 года (оценка*)

Выполнение

Ограничения и проблемы развития

Содержательная гармонизация с целями, задачами Стратегии 2030

Рост душевого объема ВРП

Базисный темп роста ВРП на душу населения в сопоставимых ценах,%

253

125

Не выполнено

Мировой экономический кризис 2008-2009 гг.; санкционные ограничения 2014 г. по настоящее время; тенденции замедления темпов роста общественной производительности труда, снижения темпов роста инвестиций в основной капитал, рост численности населения региона

Актуально (СЦ 2)

Превышение основных параметров качества жизни населения области и развития ее человеческого потенциала над среднероссийским уровнем и доведение их до показателей регионов-лидеров

Индекс человеческого развития

0,859

0,852*

Частично выполнено

Новосибирская область (далее - НСО) вошла в перечень регионов с высоким индексом человеческого развития (далее - ИЧР), однако по_прежнему отстает по этому индикатору от российского уровня, занимает 4-5 место в Сибирской федеральном округе (далее - СФО)

Актуально
(СЦ 1, СЦ 7)

Сокращение резких социальных различий между городом и селом

Индикатор не планировался в стратегии 2025, взят: уровень дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований (децильный коэффициент дифференциации)

Не выполнено

Процесс стягивания населения НСО в Новосибирскую городскую агломерацию не способствует сокращению социальных различий между городом и селом

Перелом негативных тенденций в демографической ситуации

Численность населения области, тыс. человек

2719

2780

Выполнено

Увеличились показатели естественного прироста населения, растут параметры продолжительности жизни; снизилась детская смертность; положительное сальдо внешней миграции

Перелом негативных тенденций произошел, в Стратегии-2030 для закрепления позитивной динамики демографической ситуации сформулированы актуальные цели, задачи, индикаторы, выполнена привязка к Указу Президента РФ от 07.05.2018 N204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года»

Приближение региона к десятке наиболее развитых субъектов Российской Федерации (далее - РФ) по абсолютным показателям производства

Индикатор не планировался; взят: объем отгруженных товаров в сопоставимых ценах, млрд. рублей

365,7
(в 20 первых в РФ)

176,4
(25 место в РФ)

Не выполнено

За последние годы продолжилась тенденция изменений видовой структуры экономики НСО: возросла доля видов экономической деятельности, связанных с услугами (операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, в том числе научные исследования и разработки, транспорт и связь, образование), при одновременном снижении доли промышленного производства, сельского и лесного хозяйства

Актуально
(СЦ 4, СЦ 2)

Окончательное формирование Новосибирской области как главного инновационного центра Востока России
в XXI в.

Индикатор
не планировался; взят: место
в рейтинге АИРР

1 место в СФО

2 место в СФО

Не выполнено
(на первом месте
в СФО - Томская
область)

В рассматриваемом периоде (2007-2017 гг.) проявились устойчивые тенденции снижения основных факторов инновационной экономики: внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП области, индекса инновационной активности, удельного веса инновационной продукции в экспорте промышленной продукции, коэффициента изобретательской активности, удельного веса инновационной продукции
в объеме продаж на внутреннем рынке

Актуально (СЦ 3)

Упрочение имиджа
г. Новосибирска как одного из главных культурных
центров России

Индикатор
не планировался, взят: место
в рейтинге
регионов РФ
по посещениям музеев и театров

1 место
в СФО
1-10 место
в рейтинге регионов РФ

3 место в СФО
18 место
в рейтинге регионов РФ

Не выполнено
(1, 2 места - Красно-ярский край и Томская область)

Имидж главного культурного центра предполагает наличие многих позиций в этой части, в этой связи, отметим негативные моменты (помимо потери 1места по посещениям музеев и театров): в последние годы закрылись многие региональные газеты, остался один художественный журнал (в 2007 году было 3), в области нет сейчас конкурентоспособных книжных издательств, выпускающих художественную литературу (в 2007 году было около 10)

Актуально (СЦ 1)

Вхождение НСО в категорию регионов - доноров федерального бюджета с обеспечением финансовой самодостаточности территории

Индикатор не планировался; взят:
удельный вес безвозмездных поступлений в доходах бюджета НСО в%

14

Частично выполнено, (доля безвозмезд-ныхпоступле-ний в доходах бюджета НСО имеет в последние годы тенденцию снижения)

Недостаточное количество крупных предприятий, отсутствие корпораций мирового уровня - резидентов НСО; доминирование в структуре ВРП сферы услуг (операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, в том числе научные исследования и разработки, транспорт и связь, образование); развитый сектор малого и среднего бизнеса; теневая и виртуальная занятость не способствуют ускоренному росту доходов НСО

Актуально (СЦ 2)


Таким образом, к 2017 году в рамках заданных условий и ограниченийСтратегии-2025 достигнуты следующие цели:

создание на территории области одного из главных транспортно-логистических центров Востока России;

устойчивый рост благосостояния и качества жизни населения.

Достигнуты частично:

создание и использование экономики знаний для становления Новосибирской области как одного из наиболее инвестиционно и социально привлекательных регионов РФ;

развитие конкурентоспособных в российском и мировом масштабах территориально-отраслевых кластеров;

формирование институциональных, финансовых и инфраструктурных условий для выполнения г. Новосибирском «столичных» и межрегиональных функций для Центрально-Сибирского макрорегиона;

совершенствование институциональных и правовых условий для уменьшения рисков ведения бизнеса и для обеспечения безопасности экономических агентов.

Не достигнуты:

обеспечение значительного роста валового регионального продукта и приближение к лучшим по стране показателям эффективности экономического роста;

оптимизация пространственного развития НСО на основе гармоничного сочетания развития новосибирского мегаполиса, других городов и сельских районов.