Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года (с изменениями на 27 декабря 2022 года)

9. Инфраструктура


Недостаточно развитая городская среда, невысокий уровень развития транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, не соответствующий требованиям современного мегаполиса и амбициям успешного региона, включая низкое качество многих автодорог и общественных пространств в городе Новосибирске и области, являются ограничениями, которые требуют мер по их преодолению в рамках реализации стратегии.

9.1. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры Новосибирской области


Расположение Новосибирской области на пересечении важнейших транспортных коммуникаций, граничное положение с Казахстаном, относительная близость к северным территориям Китая, доступ в Среднюю Азию, «центральное» положение в Южной Сибири в окружении Омской, Томской и Кемеровской областей и Алтайского края при современном уровне транспортных средств и магистралей делают ее ядром экономической активности.

Новосибирская область реализует себя как крупнейший транспортный узел России. Дорожно-транспортная инфраструктура Новосибирской области выступает катализатором развития многих социально-экономических процессов в области, и включает в себя: железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитен; тоннели, эстакады, мосты; аэропорт Толмачёво - крупнейший международный аэропорт (после аэропортов Московского авиаузла и Санкт-Петербургского аэропорта «Пулково»), который является лидером в Сибирском федеральном округе и полноправным элементом мировой транспортной системы как крупнейший транзитный узел на важнейших направлениях между Европой и Азией.

Дорожно-транспортный комплекс Новосибирской области относится к числу важнейших отраслей жизнеобеспечения региона, от функционирования которого зависит качество жизни населения, эффективность работы других отраслей экономики области и возможность использования ее социально-экономического потенциала.

Общими проблемами, характерными для транспортной системы Новосибирской области, являются:

недостаточные темпы развития транспортной инфраструктуры, что ограничивает мобильность населения, тормозит развитие экономики Новосибирской области, снижает конкурентоспособность товаров новосибирских производителей;

несоответствие типа покрытия дорог и их категории существующей интенсивности движения;

старение основных фондов, инфраструктуры и парка подвижного состава транспортных организаций всех видов транспорта;

не обеспеченная потребность в услугах пассажирского транспорта, связанная с трудовой (маятниковой) миграцией населения, вызванной идущими процессами развития рынка труда, концентрацией наиболее привлекательных рабочих мест в городе Новосибирске, ростом жилых массивов в пригородной зоне Новосибирска;

отсутствие достаточных финансовых ресурсов и трудность их привлечения (высокие ставки по кредитам, уровень лизинговых платежей и так далее) для реализации транспортными и дорожно-строительными организациями новых инвестиционных проектов;

отсутствие необходимой степени взаимодействия и взаимоувязанности в работе и развитии различных видов транспортной инфраструктуры Новосибирской области.

Основные стратегические направления развития дорожно-транспортного комплекса Новосибирской области делятся на три группы (общесоциальные, общеэкономические и общетранспортные) и заключаются в следующем.

Общесоциальными стратегическими направлениями являются: повышение подвижности населения; повышение доступности и качества транспортных услуг; снижение аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта; снижение доли транспорта в загрязнении окружающей среды.

Общеэкономическими стратегическими направлениями являются: полное удовлетворение спроса на высококачественные транспортные услуги, отвечающие потребностям региональной экономики; конкурентный уровень удельных транспортных издержек в цене конечной продукции; повышение скорости пассажирских потоков; использование высокоэффективных технологий строительства и содержания транспортной инфраструктуры; использование современных механизмов развития экономической конкурентной среды, включая государственно-частное партнерство.

Общетранспортные стратегические направления: повышение производительности труда на транспортных предприятиях Новосибирской области; повышение рентабельности транспортных систем и фондоотдачи инфраструктуры транспорта; снижение энергоемкости; создание условий для повышения конкурентоспособности перевозчиков, устранение непродуктивной конкуренции; расширение использования высокоэффективных транспортно-логистических технологий, соответствующих лучшим мировым достижениям; формирование условий инвестирования в транспортную отрасль, обеспечивающих ее развитие опережающими темпами.

Для достижения Ц-8.2 в части развития дорожно-транспортной инфраструктуры Новосибирской области определены следующие задача и основные направления деятельности.

З-8.2.3. Сформировать сбалансированную интермодальную транспортную систему Новосибирской области: развить инфраструктуру автомобильных дорог на основе новых технологий и решений, обеспечить доступность и качество транспортных услуг для населения Новосибирской области:

создание единого транспортного пространства на базе опережающего развития сбалансированной интермодальной транспортной системы Новосибирской области и муниципальных образований, расположенных на ее территории, увязанной с федеральной транспортной инфраструктуры;

обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения Новосибирской области (формирование региональных социальных транспортных стандартов; повышение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными транспортными стандартами; формирование оптимальных маршрутных сетей транспорта общего пользования; повышение качества информирования водителей и пассажиров за счет создания и развития интеллектуальной транспортной системы региона);

содействие интеграции дорожно-транспортного комплекса Новосибирской области в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала региона (обоснование целесообразности строительства или реконструкции участков и узлов международных транспортных коридоров, проходящих по территории Новосибирской области; формирование обходов крупных городов и населенных пунктов, являющихся участками международных транспортных коридоров или основных внутрироссийских транспортных направлений (железнодорожных и автомобильных), в том числе развитие транспортных узлов, находящихся на этих направлениях или транспортных коридорах);

повышение уровня безопасности дорожно-транспортной инфраструктуры Новосибирской области (направления деятельности отражены в разделе «Безопасность жизнедеятельности»);

снижение негативного воздействия дорожно-транспортной инфраструктуры Новосибирской области на окружающую среду (направления деятельности отражены в разделе «Экологическая безопасность»);

содействие замещению традиционных видов автомобильного топлива  природным газом;

использование современных информационных технологии? для планирования развития транспорта, проектирования транспортнои? инфраструктуры, управления капитальным строительством, техническим обслуживанием и ремонтом транспортнои? инфраструктуры и подвижного состава транспорта общего пользования.

Реализация мероприятий по развитию дорожно-транспортного комплекса Новосибирской области будет осуществляться в два этапа.

Первый этап (до 2024 года) базируется на реализации мероприятий по развитию дорожной и транспортной инфраструктур, запланированных в государственных программах Новосибирской области и государственных программах РФ сроком до 2024 года, на завершении модернизации транспортной системы, устранении «узких» мест, комплексном планировании развития ее отдельных элементов.