Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года (с изменениями на 27 декабря 2022 года)

3. Приоритет 1. Развитие человеческого капитала и социальной сферы


Наличие благоприятных условий для развития и совершенствования человека - высшая цель стратегии. Человеческий капитал - основа современной экономики, ключ к успеху в глобальной конкуренции. Высокое качество человеческого капитала обеспечивается высоким по мировым стандартам уровнем образования и культурной среды, доступным и качественным здравоохранением, комфортной средой проживания.

Указом Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сформулированы цели и основные задачи для осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ в целом путем увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, обеспечивающих устойчивое развитие России на долгосрочный период.

Обеспечить высокий уровень и качество жизни населения региона возможно за счет гармоничного развития экономики, социальной сферы и пространства, способствующих активному притяжению, накоплению и развитию качественного человеческого капитала.

Новосибирская область относится к тем регионам, в которых человеческий капитал выступает основным ресурсом развития. Для формирования Новосибирской области как региона с высокообразованным и креативным человеческим капиталом необходимо достичь лидерских позиций по ключевым социальным и экономическим показателям развития, достижение которых обеспечивается реализацией приоритетных для региона проектов и программ.

Исходя из того, что человеческий капитал является главным ресурсом и продуктом экономики 21 века, в рамках приоритета «Развитие человеческого капитала и социальной сферы» определена соответствующая система целей и задач.

СЦ-1. Развитие человеческого капитала, обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, социального благополучия и согласия в обществе.


3.1. Демографическая политика

3.1.1. Население Новосибирской области

Государственная демографическая политика Новосибирской области направлена на реализацию мер по стимулированию рождаемости, миграционных процессов, предоставлению государственной поддержки семьям с детьми, модернизацию системы здравоохранения, что способствует стабилизации демографической ситуации в регионе.

Численность населения Новосибирской области растет, наблюдается увеличение суммарного коэффициента рождаемости.

Несмотря на превышение значений регионального показателя уровня рождаемости над среднероссийскими, в 2017 году на фоне резкого сокращения рождаемости в Новосибирской области вновь зафиксирована естественная убыль населения. Сохраняются проблемы репродуктивного здоровья населения. Постепенно сокращается не только фактическое, но и желаемое число детей. Преобладают семьи, имеющие одного ребенка. Увеличивается количество неполных семей в результате разводов, овдовения и внебрачных рождений. Гендерная асимметрия (преобладание доли женщин) в составе населения также не способствует улучшению демографической ситуации. Продолжительность жизни и мужчин, и женщин в регионе постепенно увеличивается, но остается ниже средней по стране.

Для демографической ситуации в Новосибирской области характерны миграционные процессы, аналогичные общероссийским: «западный дрейф» (переток рабочей силы с восточных и северных территорий на запад и юг страны), трудовая миграция, сохраняется маятниковая миграция, особенно вокруг больших городов и агломераций. Миграционные процессы существенно корректируют естественную демографическую ситуацию в регионе. Новосибирская область, в частности Новосибирск, выступает центром миграционного притяжения для населения из соседних регионов и в целом для азиатской части России, имея устойчивое положительное миграционное сальдо в течение последних лет. Для сельских поселений Новосибирской области, наоборот, характерна миграционная убыль населения. Поэтому для Новосибирской области актуально устранение дисбаланса между спросом и предложением трудовых ресурсов как в профессионально-квалификационном разрезе, так и в территориальном размещении, вызванного низкой мобильностью собственных трудовых ресурсов, недостаточным развитием рынка доступного и комфортного жилья, транспортной и социальной инфраструктуры в ряде муниципальных образований.

Также проблемами, влияющими на демографическое развитие Новосибирской области, в условиях неблагоприятных периодов «демографических волн» являются: значительное сокращение численности молодежи в ближайшие годы; неизбежность старения населения и быстрого роста нагрузки на трудоспособное население; противоречие между стремлением удержать население в регионе и объективной необходимостью в усилении мобильности населения в целях более полной реализации человеческого потенциала.

Таким образом, несмотря на некоторую положительную динамику, демографическая ситуация требует комплексного подхода к разработке и реализации мер по ее улучшению, что определяет Цель-1.1 и задачи для ее достижения.

Ц-1.1. Увеличение численности населения Новосибирской области за счет естественного и миграционного прироста населения; максимальное включение жизненного и трудового потенциала населения в экономические процессы региона.

Задачи и основные направления деятельности.

З-1.1.1. Создать условия для качественного улучшения репродуктивного потенциала и укрепления здоровья новорожденных, детей и подростков:

создание условий для воспитания самосохранительного поведения и роста продолжительности здоровой, активной жизни граждан;

проведение медицинских профилактических осмотров несовершеннолетних с целью раннего выявления отклонений с последующим выполнением программ лечения;

обеспечение обследования беременных женщин высокой группы риска с последующим выполнением программ лечения, профилактика невынашиваемости беременности;

повышение качества консультирования и оказания других услуг в области планирования семьи; создание и развитие программ по формированию осознанного материнства посредством образовательно-оздоровительных технологий;

развитие системы ранней помощи семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

организация оздоровительных заездов для семей с детьми, испытывающих трудности в социальной адаптации, в том числе для детей с такими заболеваниями, как целиакия, фенилкетонурия, с онкологическими заболеваниями, с инсулинозависимой формой сахарного диабета, с синдромом Дауна, с челюстно-лицевой патологией;

организация круглогодичного оздоровления и летнего отдыха детей.

З-1.1.2. Увеличить продолжительность жизни населения до 80 лет:

проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья и продление активного долголетия пожилых граждан;

проведение ежегодного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей, включая выявление и учет пожилых людей, нуждающихся в  социальных услугах, с целью оказания им адресной натуральной и геронтологической помощи;

развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, внедрение новых форм и методов их социальной реабилитации и социального обслуживания;

предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам стационарного социального обслуживания в условиях повышенной комфортности в стационарных учреждениях социального обслуживания.