2.1. Оценка достигнутых целей Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска за контрольное пятилетие 2010 - 2015 годов
В период, предшествующий разработке и принятию Стратегии, Стратегическим планом устойчивого развития города Новосибирска была определена генеральная цель устойчивого развития города Новосибирска - стабильное улучшение качества жизни (повышение уровня жизненного потенциала) всех слоев населения города Новосибирска.
Реализация указанной цели определялась достижением следующих стратегических целей:
рост благосостояния жителей города;
рост экономического потенциала;
рост образовательного, научного, культурного и духовного потенциала;
обеспечение безопасной жизни в городе;
улучшение качества городской среды.
Итоги достижения стратегических целей за контрольное пятилетие 2010 - 2015 годов по 247 контрольным показателям были подведены в 2016 году. При общей положительной динамике значений контрольных показателей отмечен неравномерный характер достижения указанных стратегических целей.
2.1.1. Рост благосостояния жителей города
Результат достижения стратегической цели оценивался при помощи трех групп контрольных показателей, характеризующих демографический потенциал населения города Новосибирска, занятость населения как условие для получения доходов и уровень материального благосостояния населения.
Численность населения выросла с 1475 тыс. человек в 2010 году до 1584 тыс. человек в 2015 году за счет естественного и миграционного прироста, что превысило прогнозные значения. Предыдущие прогнозы не учитывали изменения в федеральной демографической политике (экономическое стимулирование рождаемости и поддержку молодых семей), рост привлекательности города Новосибирска как крупного мегаполиса для населения сельских территорий Новосибирской области и других регионов Российской Федерации. Указанные тенденции развития города Новосибирска увеличили нагрузку на социальную инфраструктуру города Новосибирска.
Достигнутые значения показателя ожидаемой продолжительности жизни также превысили прогнозные значения. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин выросла с 64,4 года в 2010 году до 66,7 года в 2015 году (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 65,4 года), женщин - с 76,2 года в 2010 году до 77,6 года в 2015 году (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 76,6 года). При этом уровень заболеваемости населения в 2015 году превысил как запланированные показатели, так и фактическое значение 2010 года. Отчасти рост значения указанного показателя может быть связан с развитием высокоточных специализированных методов диагностики и внедрением поэтапной диспансеризации населения.
Сохранилась относительно благополучная ситуация на рынке труда: численность занятых в экономике увеличилась с 752,5 тыс. человек в 2010 году до 807,1 тыс. человек в 2015 году (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 813 тыс. человек), что обусловлено общим ростом численности населения города Новосибирска; уровень регистрируемой безработицы сохранился на низком уровне.
Уровень жизни населения характеризуется соотношением индекса потребительских цен и динамики доходов населения. Сводный индекс потребительских цен за период 2010 - 2015 годов составил 145,4 % (при прогнозируемом по инерционному сценарию значении 133,4 %, по оптимистическому сценарию - 123,0 %) и был близок к фактическому значению за период 2005 - 2010 годов (147,9 %). Рост потребительских цен сопровождался снижением реальных доходов населения. Эти тенденции определялись макроэкономическими процессами, экономика города Новосибирска была не в состоянии их скорректировать.
В 2010 - 2015 годах росла обеспеченность населения города Новосибирска автомобилями: на 1 тыс. человек в 2010 году приходилось 236 автомобилей, в 2015 году - 299 автомобилей (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 264 автомобиля); фактическая обеспеченность жилыми помещениями в 2015 году составила 24 кв. м общей площади на душу населения (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 23,9 кв. м), в 2010 году - 23 кв. м общей площади на душу населения. Отчасти рост имущественной обеспеченности связан с увеличением масштабов потребительского и ипотечного кредитования населения.
2.1.2. Рост экономического потенциала
Достижение стратегической цели предполагало рост платежеспособного спроса населения на товары и услуги, повышение потенциала производства за счет привлечения инвестиций, обеспечение положительного внешнеторгового баланса, развитие финансовых ресурсов города Новосибирска и повышение их доступности. Однако геополитические, макроэкономические и региональные проблемы, которые проявились после финансового кризиса 2014 - 2015 годов, негативно повлияли на развитие экономики города. В 2015 году значения только 29 % контрольных показателей были выше или соответствовали прогнозному уровню.
Платежеспособный спрос населения, который оценивался показателями оборота розничной торговли по всем каналам реализации и объема реализации платных услуг населению (в том числе бытовых), в 2015 году сократился и не достиг прогнозных значений показателей.
В 2015 году в экономику города Новосибирска привлечено инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (по крупным и средним предприятиям) в объеме 77,5 млрд. рублей (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 152,6 млрд. рублей). На снижение инвестиционной активности в значительной степени повлияло закрытие внешних рынков капитала, что повлекло за собой снижение ресурсной базы финансовых организаций, а рост премий за риск повысил стоимость заемных средств для предприятий.
Ограниченные ресурсные возможности бюджетной системы, снижение уровня доходов населения, общая экономическая неуверенность субъектов рынка в связи с колебаниями уровня цен и курса рубля негативно повлияли на динамику большинства контрольных показателей, в том числе характеризующих развитие социальной, инженерной, коммунальной и производственной инфраструктур города Новосибирска. Исключением стала сфера образования, где объем инвестиций в основной капитал превысил прогнозные ориентиры благодаря финансированию из федерального бюджета Российской Федерации и областного бюджета Новосибирской области: за пятилетие удалось существенно укрепить материальную базу дошкольного образования (построено 46 новых детских садов, реконструировано восемь и возвращено в систему дошкольного образования 17 зданий бывших детских садов, освобожденных арендаторами). В этой сфере активно развивалось государственно-частное и муниципально-частное партнерство.
Недостаточными темпами для обеспечения достижения прогнозных значений соответствующих контрольных показателей росли объемы отгруженных товаров собственного производства, потенциал роста производства сдерживался ресурсными и инвестиционными ограничениями. Объем работ, выполненных крупными и средними организациями по виду деятельности «Строительство», за 2015 год составил 19,1 млрд. рублей (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 36,4 млрд. рублей).
Финансовый сектор города значительно уменьшился. Сибирская межбанковская валютная биржа утратила самостоятельность и трансформировалась в подразделение Московской межбанковской валютной биржи. Активы банковского сектора Новосибирской области и города Новосибирска сократились в несколько раз, в связи с чем банковский сектор не смог самостоятельно внести заметный вклад в общий объем инвестиций на территории города Новосибирска.
Таким образом, сложная экономическая ситуация не позволила в полной мере реализовать стратегическую цель - обеспечить рост экономического потенциала города Новосибирска. Однако даже в этих условиях 25.09.2015 служба кредитных рейтингов международного рейтингового агентства Standard&Poor's подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг города Новосибирска на уровне «BB+» и «ruAA+», что можно считать признаком устойчивости городской экономики.
2.1.3. Рост образовательного, научного, культурного и духовного потенциала
Реализация данной стратегической цели направлена на развитие системы непрерывного образования, фундаментальной и прикладной науки, культуры, интегрирование города Новосибирска в информационное сообщество, укрепление внутренних и внешних связей в сфере науки, культуры, образования.
Организационные и инвестиционные ресурсы города Новосибирска в период 2010 - 2015 годов были сконцентрированы на обеспечение детей трех - шести лет местами в детских садах. Число мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, увеличилось с 40,6 тыс. мест в 2010 году до 61,9 тыс. мест в 2015 году (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 44,2 тыс. мест). В результате к 01.01.2016 удалось ликвидировать недостаток мест в детских садах для детей в возрасте трех - шести лет.