Действующий

О Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска на 2018-2030 годы (с изменениями на 29 сентября 2022 года)


2. Характеристика существующего состояния транспортной инфраструктуры города Новосибирска

2.1. Анализ положения Новосибирской области в структуре пространственной организации Российской Федерации, анализ города Новосибирска в структуре пространственной организации субъектов Российской Федерации


Новосибирская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. Площадь территории области 178 тыс. кмІ. Протяжённость области с запада на восток - 642 км, с севера на юг - 444 км. Новосибирская область занимает центральное место в западной, наиболее заселенной и урбанизированной, части Сибирского федерального округа.

Город Новосибирск является административным центром Новосибирской области и Сибирского федерального округа, а также центром Новосибирской агломерации.

Город находится на юго-востоке Новосибирской области и Западно-Сибирской равнины. Площадь территории города - 50040 гектаров, протяженность с севера на юг - 43 км, с запада на восток - 25 км.

Город Новосибирск является крупнейшим транспортно-логистическим узлом Сибири, где сходятся железные дороги алтайского и кузбасского направлений и транссибирская железнодорожная магистральная линия.

2.2. Социально-экономическая характеристика города Новосибирска, характеристика градостроительной деятельности на территории города Новосибирска, включая деятельность в сфере транспорта, оценка транспортного спроса


Город Новосибирск является третьим по численности населения городом Российской Федерации, его постоянное население на 01.01.2017 года составляло 1602,9 тыс. человек.

Демографическая ситуация в городе Новосибирска характеризуется процессом роста населения. С 2011 года прирост населения составил 130 тыс. чел.: с 1,47 млн. человек на 01.01.2011 до 1,6 млн. чел на 01.01.2017. Согласно демографическому прогнозу население Новосибирска к 2030 году вырастет до 1780 тыс. человек, что соответствует среднему варианту демографического прогноза городского населения Новосибирской области, сделанному Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области.

Основу экономической базы города Новосибирска составляют промышленность, торговля и сфера услуг, транспорт, строительство, наука и научное обслуживание. Город успешно развивается при отсутствии крупных ресурсодобывающих предприятий, что отличает его от большинства крупных городов Сибири.

В городе осуществляют деятельность 108,4 тыс. предприятий и организаций и 45,1 тыс. индивидуальных предпринимателей. В экономике города занято более 800 тыс. человек, из них более половины работает на крупных и средних предприятиях и в организациях города, около четверти - в малых и микропредприятиях.

Особенность промышленности города состоит в том, что в нем отсутствует сырьевая отрасль, на 90 % промышленные предприятия Новосибирска - обрабатывающие. Высокого уровня достигли оборонная, авиационная, ракетно-космическая промышленность, радиоэлектроника, производство средств связи. На предприятиях ведутся прикладные разработки в области нанотехнологий, микроэлектроники, лазерных, био-, лучевых, . В настоящее время производство промышленной продукции растет в городе быстрее, чем в целом по стране. Благодаря большому научному потенциалу города Новосибирск является научным центром Сибири.

Главные планировочные факторы, определяющие территориальное развитие и своеобразие сложившейся структуры города Новосибирска:

структура, образуемая трассой Транссибирской железнодорожной магистрали и примыкающих путей;

ось, образуемая рекой Обь с притоками;

сохранившиеся лесные массивы и водные пространства;

значительные по площади промышленные зоны в местах концентрации крупных градообразующих промышленных предприятий и объектов инженерной инфраструктуры;

магистральная улично-дорожная сеть, линии и станции метрополитена;

размещение исторически сложившегося общегородского центра;

трассировка общегородских магистральных улиц, выполняющих роль композиционного и планировочного каркаса города.

В связи с нерациональным расположением ряда промышленных объектов город имеет сложносочиненную структуру. Были потеряны ценные площадки для городского развития. Связь некоторых частей внутри города затруднена, что вызывает определенные территориальные проблемы.

В настоящее время основные мероприятия в городе направлены на улучшение структурной связанности территории путем преобразования планировочной структуры и транспортной инфраструктуры. Следует развивать систему озеленения городских территорий, создавая «зеленый каркас», что позволит проявить потенциал береговой (пойменной) зоны города. Административные меры и планировочные решения в области транспортной инфраструктуры позволят улучшить структурную связь территории городского округа.

Улично-дорожная сеть (далее - УДС) города Новосибирска как базовый элемент градостроительной структуры за все время существования города прошла ряд эволюционных изменений. Улично-дорожная сеть была устроена по квадратно-гнездовому принципу вокруг центральной оси - Николаевского (Красного) проспекта. Первые генеральные планы города сохраняли развитие УДС в этой же градостроительной логике. Карты города 1955 и 1975 годов фиксируют бурный рост новой застройки уже на обоих берегах реки Оби, причем дислокация новых пятен застройки не была подчинена задаче оптимизации транспортной работы в городе. На этом этапе наметился «догоняющий» тренд развития УДС города по отношению к его градостроительному развитию, что не было критичным из-за тотальной ориентации города на общественный транспорт. В 1980-х, и особенно в 2000-х годах темпы градостроительного развития и его хаотичные векторы окончательно оторвались от темпов и планов развития УДС, что в комплексе с растущей автомобилизацией предопределило существующую транспортную ситуацию в городе.

Градостроительная деятельность на территории города Новосибирска осуществляется на основании:

схемы территориального планирования Новосибирской агломерации Новосибирской области, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 28.04.2014 N 186-п;

Генерального плана;

государственных программ и стратегий социально-экономического развития;

ведомственных целевых и муниципальных программ.