Организация деятельности психологической службы осуществляется на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательных организаций.
На региональном уровне основными структурными организационными элементами являются:
региональный ППМС-центр - ГБУ НСО «ОЦДК» с центральной ПМПК;
совет по апробации и введению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на территории Новосибирской области;
профильные Советы при министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;
региональное отделение «Федерации психологов образования России»;
Ассоциация дефектологов Новосибирской области - добровольное общественное объединение научных, педагогических и других работников Новосибирской области, осуществляющих деятельность в сфере образования, социализации и реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью;
ГАУ ДПО «НИКПиПРО»;
ФГБОУ ВПО «НГПУ».
На муниципальном уровне на основе принципа вариативности рекомендуются для реализации четыре модели психологической службы, базирующиеся на методологии и практике сетевого взаимодействия, включающие уровень образовательных организаций.
Сетевая модель признается в качестве наиболее продуктивного варианта организации психологической службы для территорий, обладающих выраженными социально-экономическими, демографическими особенностями и различными кадровыми возможностями. Она позволяет преодолеть ресурсные дефициты и максимально реализовать имеющиеся на территории муниципального образования Новосибирской области потенциалы организации и эффективности деятельности психологической службы.
Системообразующим элементом в рекомендуемых моделях психологической службы является региональный центр - ГБУ НСО «ОЦДК».
1 модель рекомендована для территориально отдаленных от города Новосибирска муниципальных образований Новосибирской области, в которых функционируют филиалы регионального ППМС-центра.
Основными элементами муниципальной психологической службы являются:
филиалы регионального ППМС центра;
профильные ресурсные центры;
территориальные ПМПК, функционирующие на базе филиалов ГБУ НСО «ОЦДК»;
педагоги-психологи и другие специалисты ППМС-сопровождения образовательных организаций;
ПМПк образовательных организаций.
Действующие филиалы ГБУ НСО «ОЦДК» в этой модели выполняют всю полноту функций муниципальных ППМС-центров, оказывают специализированную, комплексную ППМС помощь обучающимся и родителям (законным представителям) в рамках государственного задания, осуществляют организационно-методическую, консультативную помощь образовательным организациям в соответствии с договорами о сотрудничестве и курируют деятельность ПМПк образовательных организаций муниципального образования Новосибирской области.
Педагоги-психологи и другие специалисты психологической службы образовательных организаций, ПМПк осуществляют психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ и оказывают первичную ППМС помощь обучающимся.
В реализации данной модели существуют дополнительные возможности повышения эффективности деятельности муниципальной психологической службы при создании в образовательном пространстве муниципального образования Новосибирской области базовых образовательных организаций, полностью укомплектованных кадрами психологической службы (педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, учителями-дефектологами).
Базовые образовательные организации, создавая окружной ПМПк, оказывают первичную психолого-педагогическую помощь обучающимся в малокомплектных общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях муниципального образования Новосибирской области, объединяющего от 2 до 12 образовательных организаций, предоставляя свой кадровый и организационно-методический ресурс организациям округа в целях психолого-педагогического сопровождения образовательных программ.
2 модель рекомендована для муниципальных образований Новосибирской области, реализующих активную социальную политику и обладающих хорошими перспективами социально-экономического развития.
Основными элементами муниципальной психологической службы являются:
муниципальные ППМС-центры;
профильные ресурсные центры;
территориальные ПМПК;
педагоги-психологи и другие специалисты ППМС-сопровождения образовательных организаций;