Действующий

Об утверждении концепции развития психологической службы в системе образования Новосибирской области на период до 2025 года

IV. Основные принципы, цели, задачи и концептуальные идеи
развития психологической службы


Основными приоритетами современной системы образования, которые должны поддерживаться психологической службой и обеспечиваться адекватным содержанием психологических услуг и программ, являются:

приоритеты духовно-нравственного воспитания личности в духе трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде;

приоритет личностного развития, профессионального самоопределения обучающихся и свободного развития их способностей;

приоритеты охраны психологического здоровья обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей), психологической безопасности и комфортности образовательной среды;

приоритет индивидуализации образования для всех обучающихся без исключения в соответствии с их особыми образовательными потребностями и психофизическими возможностями;

приоритет обеспечения доступности и качества образования для обучающихся с ОВЗ, в том числе в форме инклюзивного образования;

приоритет выявления и поддержки талантливых и одаренных детей и молодежи;

приоритет внутренней активности как фактора саморазвития детей и подростков, детской и подростковой субкультур;

приоритет психологической культуры всех участников образовательных отношений как условие позитивной социализации, высокой адаптивности личности к современным темпам социальных и технологических перемен, формирования жизнестойкости, стрессоустойчивости и способности к самоопределению в открытом информационном пространстве.

Основными принципами развития психологической службы как целостной и управляемой организационной структуры являются:

принцип целостности и системности;

принцип синтеза эффективного опыта и инноваций;

принцип корпоративности психологического сообщества;

принцип вариативности при определении приоритетных задач, направлений, организационных моделей на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;

принцип открытости и межведомственного сотрудничества.

Цель развития психологической службы - охрана психологического здоровья всех участников образовательных отношений и создание благоприятных психолого-педагогических условий реализации целей и задач современного образования посредством психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и оказания комплексной ППМС помощи обучающимся, педагогам, руководителям, сотрудникам образовательных организаций, родителям (законным представителям) обучающихся на всех уровнях общего и дополнительного образования.

Задачи развития психологической службы направлены на достижение цели и подразделяются на:

инвариантные - основные и обязательные для реализации как каждым структурным компонентом психологической службы (ППМС-центром, ПМПК, психологической службой образовательной организации), так и каждым специалистом (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом), сопровождающим образовательные программы и оказывающим комплексную ППМС помощь;

вариативные, реализация которых определяется актуальными проблемами, возникающими в образовательной среде, и запросами участников образовательного процесса.

Инвариантными задачами в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса являются:

сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, педагогов и преподавателей, родителей (законных представителей);

обеспечение психологической безопасности и комфортности образовательной среды;

создание условий для повышения психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательных отношений;

обеспечение комплексной профилактики социальной дезадаптации и негативных явлений в образовательной среде, в том числе девиантного, аддиктивного и суицидального поведения;

психолого-педагогическое сопровождение основных и дополнительных образовательных программ для обеспечения их развивающего потенциала и индивидуального подхода к обучающимся;

психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания, обеспечение психологических условий для формирования достойной жизненной перспективы, самореализации в социально позитивных видах деятельности в соответствии с их возрастными и личностными потребностями и потенциалами.

Инвариантными задачи в области оказания комплексной ППМС помощи являются:

выявление лиц с ОВЗ и лиц, имеющих трудности в освоении образовательных программ, социальной адаптации;