Основными приоритетами современной системы образования, которые должны поддерживаться психологической службой и обеспечиваться адекватным содержанием психологических услуг и программ, являются:
приоритеты духовно-нравственного воспитания личности в духе трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде;
приоритет личностного развития, профессионального самоопределения обучающихся и свободного развития их способностей;
приоритеты охраны психологического здоровья обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей), психологической безопасности и комфортности образовательной среды;
приоритет индивидуализации образования для всех обучающихся без исключения в соответствии с их особыми образовательными потребностями и психофизическими возможностями;
приоритет обеспечения доступности и качества образования для обучающихся с ОВЗ, в том числе в форме инклюзивного образования;
приоритет выявления и поддержки талантливых и одаренных детей и молодежи;
приоритет внутренней активности как фактора саморазвития детей и подростков, детской и подростковой субкультур;
приоритет психологической культуры всех участников образовательных отношений как условие позитивной социализации, высокой адаптивности личности к современным темпам социальных и технологических перемен, формирования жизнестойкости, стрессоустойчивости и способности к самоопределению в открытом информационном пространстве.
Основными принципами развития психологической службы как целостной и управляемой организационной структуры являются:
принцип целостности и системности;
принцип синтеза эффективного опыта и инноваций;
принцип корпоративности психологического сообщества;
принцип вариативности при определении приоритетных задач, направлений, организационных моделей на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
принцип открытости и межведомственного сотрудничества.
Цель развития психологической службы - охрана психологического здоровья всех участников образовательных отношений и создание благоприятных психолого-педагогических условий реализации целей и задач современного образования посредством психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и оказания комплексной ППМС помощи обучающимся, педагогам, руководителям, сотрудникам образовательных организаций, родителям (законным представителям) обучающихся на всех уровнях общего и дополнительного образования.
Задачи развития психологической службы направлены на достижение цели и подразделяются на:
инвариантные - основные и обязательные для реализации как каждым структурным компонентом психологической службы (ППМС-центром, ПМПК, психологической службой образовательной организации), так и каждым специалистом (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом), сопровождающим образовательные программы и оказывающим комплексную ППМС помощь;
вариативные, реализация которых определяется актуальными проблемами, возникающими в образовательной среде, и запросами участников образовательного процесса.
Инвариантными задачами в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса являются:
сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, педагогов и преподавателей, родителей (законных представителей);
обеспечение психологической безопасности и комфортности образовательной среды;
создание условий для повышения психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательных отношений;
обеспечение комплексной профилактики социальной дезадаптации и негативных явлений в образовательной среде, в том числе девиантного, аддиктивного и суицидального поведения;
психолого-педагогическое сопровождение основных и дополнительных образовательных программ для обеспечения их развивающего потенциала и индивидуального подхода к обучающимся;
психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания, обеспечение психологических условий для формирования достойной жизненной перспективы, самореализации в социально позитивных видах деятельности в соответствии с их возрастными и личностными потребностями и потенциалами.
Инвариантными задачи в области оказания комплексной ППМС помощи являются:
выявление лиц с ОВЗ и лиц, имеющих трудности в освоении образовательных программ, социальной адаптации;