С 2005 года деятельность психологической службы определялась Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, постановлением министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 N 1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999 N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», Законом Новосибирской области от 12.05 2003 N 111-ОЗ «О защите прав детей в Новосибирской области», приказом департамента образования Новосибирской области от 12.03.2008 N 216 «Об организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образовательного процесса в Новосибирской области», которые в настоящее время не в полной мере соответствуют требованиям современной системы образования или утратили силу.
В соответствии с результатами проведенного мониторинга состояния организации психолого-педагогического сопровождения образования в Новосибирской области в 2005 году были предложены 3 организационные модели развития психологической службы.
Для каждого муниципального образования и городского округа Новосибирской области были составлены рекомендации по дальнейшему развитию психологической службы с учетом территориальных и кадровых ресурсов.
Целью психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе являлось обеспечение полноценного развития ребенка (в соответствии с возрастной нормой развития).
Задачами психолого-педагогического сопровождения обучающихся являлись:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.д.);
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов образовательных организаций.
В настоящее время психологическая служба претерпела значительные изменения как в организационном, так и содержательном плане.
Сравнительный анализ мониторингов, проводимых в 2005 и 2016 годах, показал наличие динамики развития структурных элементов и кадровой обеспеченности психологической службы.
Увеличилось количество ППМС-центров с 6 в 2005 году до 16 в 2016 году, включая филиалы государственного бюджетного учреждения Новосибирской области - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» (далее - ГБУ НСО «ОЦДК»).
Значительно расширилась система ПМПК с увеличением как доли постоянно действующих комиссий (2005 год - 7, 2016 год - 24), так и охватом детского населения услугами ППМС - сопровождения (2005 год - 1435 детей, 2016 год - более 12000 детей).
Возросло соотношение первичных звеньев службы - ПМПк в образовательных организациях (2005 год - 48%, 2016 год - в 100%).
Существенно увеличилось количество педагогов-психологов (2005 год - 548, 2016 год - 755) в образовательных организациях на ступенях дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.
Сложилась вариативность организационных моделей психологической службы. Произошло развитие элементов регионального сетевого взаимодействия в области инклюзивного образования, выявления и поддержки одаренных детей.
Сформировалась система горизонтальных и вертикальных связей с увеличением структурных элементов психологической службы на региональном уровне, включающих:
региональный ППМС-центр - ГБУ НСО «ОЦДК» с 10 филиалами в 10 муниципальных образованиях Новосибирской области;
5 муниципальных ППМС-центров;
31 ПМПК;
11 консультативных пунктов для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в семейной форме;
организация работы 755 педагогов-психологов, 927 учителей-логопедов, 161 учителя-дефектолога, 536 социальных педагогов в образовательных организациях на ступенях дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.
Организовано научно-методическое сопровождение деятельности психологической службы государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (далее - ГАУ ДПО «НИПКиПРО»), федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (далее - ФГБОУ «НГПУ»), ГБУ НСО «ОЦДК» и его филиалами, муниципальными ППМС-центрами и отделением города Новосибирска Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» (далее - региональное отделение «Федерации психологов образования России»).
Несмотря на достигнутые результаты, важным является сохранение и развитие как структурных элементов психологической службы, так и содержания ее деятельности.
На современном этапе образования актуальным является решение ряда проблем.
Введение ФГОС дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О УО меняет содержание и методологические основания образования и предполагает включение педагога-психолога как одного из важных участников образовательного процесса.
Обеспечение законодательно закрепленных прав на получение качественного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации, требует предоставления гарантированной ППМС помощи, направленной на:
психолого-педагогическую диагностику и выявление индивидуально-типологических особенностей обучающихся;
психологическую коррекцию и профилактику нарушений в поведении и развитии обучающихся;