1. Основные направления
Расширение потенциала системы дополнительного образования детей включает в себя:
разработку и реализацию программ (проектов) развития дополнительного образования детей;
совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей;
распространение эффективных муниципальных моделей организации дополнительного образования детей;
создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей;
разработку и внедрение независимой системы оценки качества дополнительного образования детей.
Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению включает в себя реализацию Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года N Пр-827, и государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы».
Введение эффективного контракта в дополнительном образовании включает в себя:
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дополнительного образования;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дополнительного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дополнительного образования;
информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта;
совершенствование (модернизацию) моделей аттестации педагогических работников дополнительного образования детей с последующим переводом их на эффективный контракт.
2. Ожидаемые результаты
Не менее 86 процентов детей от 5 до 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50 процентов из них за счет бюджетных средств.
3. Основные количественные характеристики системы дополнительного образования
Наименование показателя | Единица измерения | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Численность детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет (на конец соответствующего года по данным статистического сборника «Прогноз численности населения Новосибирской области до 2030 года» 2015 года и ежегодных сведений по форме Adm - 02-93) | тыс. человек | 317,7 | 327,9 | 338,5 | 347,3 | 360,2 | 376,6 | 392,4 |
Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи от 5 до 18 лет (1) | процент | 79,0 | 79,6 | 83,0 | 86,0 | 86,0 | 86,0 | 86,0 |
Среднесписочная численность педагогических работников организаций дополнительного образования детей( )(численность педагогических работников по данным формы федерального статистического наблюдения N ЗП-образование за 12 месяцев отчетного года без учета внешних совместителей) | тыс. человек | - | 5,458 | 5,151 | 5,129 | 5,300 | 5,315 | 5,315 |
Численность детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет в расчете на 1 педагогического работника | человек | - | 58,3 | 65,7 | 67,7 | 67,96 | 70,9 | 73,8 |
Доля педагогических работников организаций дополнительного образования, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая квалификационная категория | процент | 42 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 57 |
_________________________
(1) - в данном случае и в таблице 5 за основу расчета охвата детей берется учет обучения каждого ребенка по одной или нескольким дополнительным общеобразовательным программам, независимо от их направленности и организации, где они реализуются. При условии участия ребенка в реализации нескольких дополнительных образовательных программ он учитывается один раз.
4. Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере дополнительного образования,
соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
Наименование мероприятия | Ответственные исполнители | Сроки реализации | Показатели | ||
Расширение потенциала системы дополнительного образования детей | |||||
1. Разработка и реализация мероприятий по развитию дополнительного образования детей в рамках государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей организаций дополнительного образования | 2013-2018 годы | охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования; | ||
2. Совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2014-2018 годы | охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования | ||
подготовка рекомендаций для муниципальных образований по вопросу интеграции программ общего и дополнительного образования детей; | Минобрнауки Новосибирской области | 2013-2014 годы | методические рекомендации ОМС по вопросу интеграции программ общего и дополнительного образования детей, развития форм дополнительного образования детей | ||
3. Распространение эффективных муниципальных моделей организации дополнительного образования детей | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2015-2017 годы | охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования | ||
4. Создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2016-2018 годы | охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования | ||
5. Разработка и внедрение независимой системы оценки качества дополнительного образования детей: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей организаций дополнительного образования детей | 2013 год | доля муниципальных образований, в которых оценка деятельности организаций дополнительного образования детей, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей не менее чем в 80 процентах муниципальных образований | ||
формирование системы общественных советов регионального и муниципального уровня, участвующих в функционировании независимой системы оценки качества дополнительного образования | Минобрнауки Новосибирской | 2014 год | формирование системы общественных советов регионального и муниципального уровня, участвующих в функционировании независимой системы оценки качества дополнительного образования | ||
Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению | |||||
6. Реализация Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года N Пр-827, и государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей общеобразовательных организаций, педагогических работников общеобразовательных организаций | 2013-2018 годы | удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования; | ||
Комплекс мероприятий по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов | |||||
7. Оптимизация бюджетной сети организаций дополнительного образования, предоставляющих образовательные услуги с учетом особенностей образовательных организаций дополнительного образования, существующей структуры региональной системы образования и перспектив социально-экономического развития | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2014-2018 годы | приведение в соответствие сети организаций дополнительного образования детей потребностям населения в реализации программ общей и специальной направленности | ||
оптимизация неэффективных расходов, в том числе на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала. | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2014-2018 годы | отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в Новосибирской области | ||
оптимизация численности отдельных категорий педагогических работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», с учетом планирования мероприятий по увеличению производительности труда и проводимых институциональных изменений, обеспечивающих качество предоставляемых услуг | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2014-2018 годы | численность детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в расчете на 1 педагогического работника | ||
Введение эффективного контракта в системе дополнительного образования | |||||
8. Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями в системе дополнительного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей общеобразовательных организаций | 2013 год | отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в Новосибирской области | ||
проведение работы по заключению трудовых договоров с руководителями государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей в соответствии с типовой формой договора | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС, | 2014 год | утвержденные рекомендации по стимулированию руководителей образовательных организаций дополнительного образования, направленные на установление взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дополнительного образования (в том числе по результатам независимой оценки) | ||
9. Планирование дополнительных расходов областного и местных бюджетов на повышение оплаты труда педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования детей | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС, | 2013-2018 годы | закон об областном бюджете Новосибирской области, государственная программа Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015_2020 годы» | ||
проведение аттестации педагогических работников дополнительного образования детей с последующим переводом их на эффективный контракт | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС, | 2014-2018 годы | отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в Новосибирской области; | ||
оптимизация численности по отдельным категориям педагогических работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», с учетом увеличения производительности труда и проводимых институциональных изменений | |||||
10. Обеспечение качества кадрового состава сферы дополнительного образования детей: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС, | 2013-2015 годы | удельный вес численности педагогических работников в возрасте до 35 лет образовательных организаций дополнительного образования детей в общей их численности; | ||
внедрение профессиональных стандартов, используемых в подготовке педагогических кадров дополнительного образования, повышении квалификации и переподготовке, а также аттестации педагогических работников дополнительного образования | Минобрнауки Новосибирской области, НИПКиПРО, образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования по направлению «Педагогика и психология» | 2014-2016 годы | корректировка 100% программ среднего профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации педагогов с учетом требования профессионального стандарта | ||
разработка методических рекомендаций по проведению мероприятий, связанных с аттестацией по категориям работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы с последующим их переводом на эффективный контракт | Минобрнауки Новосибирской области | 2014 год | методические рекомендации по проведению мероприятий, связанных с аттестацией по категориям работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы с последующим их переводом на эффективный контракт | ||
11. Информационное сопровождение мероприятий по введению эффективного контракта в дополнительном образовании детей: | Минобрнауки Новосибирской области | 2014-2018 годы | во всех организациях дополнительного образования детей будет обеспечен переход на эффективный контракт с педагогическими работниками | ||
проведение совещаний (семинаров) с участием профсоюзных организаций, общественных объединений по вопросам реализации мероприятий «дорожных карт», в том числе мер, направленных на повышение оплаты труда педагогических работников | Минобрнауки Новосибирской области, Новосибирская областная общественная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации | 2014-2018 годы | снизится число жалоб и обращений педагогических работников, связанных с особенностями отраслевой системы оплаты труда |
5. Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере дополнительного
образования детей, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
Наименование показателя | Единица измерения | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Результаты |
1. Охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих образовательные услуги по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет) | процент | 79,6 | 83,0 | 86,0 | 86,0 | 86,0 | 86,0 | не менее 86% детей в возрасте от 5 до 18 лет будут получать услуги дополнительного образования |
2. Удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования | процент | 36,0 | 38,0 | 40,0 | 42,0 | 44,0 | 46,0 | увеличится доля обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня |
3. Отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в Новосибирской области | процент | 80,0 | 85,4 | 90,9 | 90,9 | 90,9 | 100,0 | отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей будет соответствовать средней заработной плате учителей в Новосибирской области |
4. Удельный вес численности педагогических работников в возрасте до 35 лет образовательных организаций дополнительного образования детей в общей их численности | процент | 21,0 | 23,0 | 25,0 | 26,0 | 27,0 | 28,0 | численность педагогических работников в возрасте до 35 лет образовательных организаций дополнительного образования детей будет составлять не менее 28% от общей их численности |
5. Доля муниципальных образований, в которых оценка деятельности организаций дополнительного образования детей, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных организаций дополнительного образования детей не менее чем в 80 процентах муниципальных организаций | процент | 8,6 | 28,6 | 48,6 | 68,6 | 100,0 | 100,0 | во всех муниципальных районах и городских округах Новосибирской области будет осуществляться оценка деятельности организаций дополнительного образования детей, их руководителей и основных категорий работников |