Действующий

О Программе комплексного развития социальной инфраструктуры города Новосибирска на 2017 - 2030 годы (с изменениями на 29 июня 2022 года)


2. Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры города Новосибирска

2.1. Описание социально-экономического состояния
города Новосибирска, сведения о градостроительной деятельности
на территории города Новосибирска

Город Новосибирск входит в состав Сибирского федерального округа и является его политико-административным, научно-промышленным, транспортно-логистическим, культурным и деловым центром. Основу экономики города Новосибирска составляют промышленность, торговля и сфера услуг, транспорт, строительство, наука и научное обслуживание.

В 2015 году социально-экономическое развитие города Новосибирска находилось под влиянием негативных процессов, происходящих в экономике Российской Федерации, Новосибирской области, и характеризовалось замедлением темпов роста основных макроэкономических и социальных показателей относительно уровня 2014 года, а в отдельных сегментах - их снижением. Объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составил 73 млрд. рублей, что на 30,9 % ниже уровня соответствующего периода 2014 года (в сопоставимых ценах). Замедление инвестиционных процессов вызвано, в том числе низким потребительским спросом, обусловленным падением реальных доходов населения, ограниченными возможностями заимствования кредитных ресурсов и высокими процентными ставками по кредитам.

В условиях замедления темпов экономического развития в городе Новосибирске сохранились положительные тенденции развития предпринимательства. В 2015 году увеличилось число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения при условии роста среднегодовой численности населения. Продолжена работа по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства и совершенствованию системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Численность занятых в экономике города Новосибирска на конец 2015 года составила более 848,0 тыс. человек. С начала 2015 года в Новосибирске увеличилось число безработных. Уровень официально зарегистрированной безработицы в городе составил 0,68 % от численности населения в трудоспособном возрасте. Снизилась среднесписочная численность работников предприятий и организаций города Новосибирска. Ситуацию на рынке труда осложняет наличие скрытых форм безработицы (административные отпуска, неполная рабочая неделя), а также применение «теневых» схем выплаты заработной платы в реальном секторе экономики. Продолжается процесс демографического старения населения, что увеличивает социальную нагрузку на трудоспособное население. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций города в 2015 году составила 30 078,0 рублей (103,4 % к соответствующему периоду 2014 года). Индекс реальной заработной платы работников к соответствующему периоду 2014 года составил 90,6 %.

Численность населения города Новосибирска к концу 2015 года приблизилась к отметке 1,6 млн. человек. Естественный прирост населения в 2015 году составил более 4 тыс. человек, миграционный - более 10 тыс. человек. На начало 2015 года удельный вес населения в трудоспособном возрасте составлял 61,5 % (мужское население - 14 %, женское - 55,4 %), старше трудоспособного - 23 % (мужчины - 17,3 %, женщины - 30,7 %), моложе трудоспособного - 15,5 % (мужчины - 17,3 %, женщины - 13,9 %). Тенденция такова, что в последние 8 лет доля населения в трудоспособном возрасте снижается, а демографическая нагрузка на указанную категорию населения растет. Общая демографическая нагрузка в городе Новосибирске характеризуется сокращением нагрузки детьми и ростом нагрузки гражданами пожилого возраста. В соответствии с прогнозом численности населения Новосибирской области до 2031 года, подготовленным Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, доля городского населения трудоспособного возраста продолжит ежегодно снижаться.

Ведется последовательная работа по формированию системы градостроительного планирования и градостроительного регулирования застройки путем разработки документации, позволяющей принимать стратегические решения по развитию планировочного каркаса города в соответствии с балансом территории по функциональному назначению, формировать бюджетные обязательства с учетом строительства объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, создавать благоприятный инвестиционный климат в строительной отрасли.

На сегодняшний день созданы все условия для устойчивого развития городской территории: разработаны, утверждены и реализуются важнейшие документы в сфере градостроительства, определяющие перспективные направления развития города - Генеральный план города Новосибирска, Правила землепользования и застройки города Новосибирска.

В целях реализации Генерального плана города Новосибирска, на основании Правил землепользования и застройки города Новосибирска с 2009 года осуществляется подготовка документации по планировке территории. В составе такой документации предусматривается, в том числе схема развития улично-дорожной сети, транспортных сооружений, уточняется функциональный баланс территории, развиваются положения Генерального плана города Новосибирска, определяется перспективное развитие территории, обеспечивается перспективное развитие инженерной и транспортной инфраструктуры в соответствии с проектируемой плотностью застройки. Данная градостроительная документация позволяет с учетом различных факторов развития и планировочных ограничений уточнить назначение территорий, выделить элементы планировочной структуры, установить параметры планируемого развития элементов планировочной структуры.

С 2010 года осуществляется разработка проектов межевания по наиболее интенсивно развивающимся территориям, где определены земельные участки для размещения объектов, необходимых для развития города.

Город Новосибирск остается одним из лидеров среди муниципальных образований Российской Федерации по количеству введенного в эксплуатацию жилья. В 2015 году площадь строящихся домов (в разной стадии строительства) составляет более 4,5 млн. кв. м жилой площади, введено в эксплуатацию более 1500,0 тыс. кв. м. (без учета индивидуального строительства). Значительный объем строительства сосредоточен на комплексных площадках в районах города Новосибирска.

Отдельное внимание уделяется деятельности, направленной на развитие социальной инфраструктуры города Новосибирска.

В целях обеспечения условий для получения качественного и общедоступного образования в городе Новосибирске реализуются мероприятия по дальнейшему развитию сети образовательных организаций для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания, материального благосостояния и состояния здоровья детей. Ведется работа по переходу общеобразовательных организаций на стандарты нового поколения, которая должна быть завершена к 2020 году.

Реализуются программы углубленной и профильной подготовки по общеобразовательным предметам: математике, физике, химии, русскому языку и литературе, предметам художественно-эстетического цикла, иностранным языкам. Большое внимание уделяется математическому и инженерному образованию. Во всех общеобразовательных организациях создана школьная система оценки качества образования, учитывающая результаты единого государственного экзамена, наличие медалистов, участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня. С целью укрепления и развития воспитательного потенциала в социокультурном пространстве города Новосибирска, одним из приоритетных направлений определено усиление воспитательного компонента в работе общеобразовательных организаций.

Продолжена работа по созданию условий для:

сохранения и укрепления здоровья школьников, совершенствования системы психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса;

развития современных форм социального партнерства, государственно-общественного управления системой образования;

инклюзивного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

повышения эффективности работы по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей, по развитию исследовательской деятельности обучающихся;

обеспечения роста самосознания и гражданского взросления обучающихся путем воспитания высоконравственной личности, с высоким уровнем экологической культуры, активно участвующей в общественной жизни, осознающей свой долг перед Отечеством и малой родиной, уважающей национальные традиции и культуру народов мира.

В целях привлечения жителей города Новосибирска к систематическим занятиям физической культурой и спортом в 2015 году проведено более 2 тысяч физкультурных и спортивных мероприятий. Уделяется внимание организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства с различными категориями граждан, в том числе лицами пожилого возраста, несовершеннолетними лицами социально неблагополучных семей. В физкультурно-оздоровительных группах занимается около 3 тысяч человек.

Создана единая система по оказанию (предоставлению) услуг (работ) населению. В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте управления физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска разработан и введен в работу новый раздел «Инфраструктура», где каждый желающий может получить информацию по спортивным объектам, расположенным на территории города Новосибирска.

В муниципальных учреждениях сферы физической культуры и спорта занимаются около 17 тысяч учащихся по 57 видам спорта, работают около 500 тренеров-преподавателей. Занятия проходят на 290 спортивных объектах (плавательные бассейны, спортивные залы, футбольные поля, ледовые арены, лыжные базы и др.). В 2015 году лица, занимающиеся в муниципальных учреждениях культуры и спорта, приняли участие в 94 тренировочных сборах, 207 спортивных соревнованиях.

Дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные образовательные программы в области искусства реализуются системой муниципальных образовательных организаций дополнительного образования: детскими музыкальными школами, детскими школами искусств и детскими художественными школами.

Дополнительное образование в сфере культуры получают около 15 тысяч детей (в том числе 13219 на бюджетной основе). Из числа детей, обучающихся бесплатно, более 8 тысяч человек обучаются игре на различных музыкальных инструментах, вокалу и хоровому пению, 2553 человека - изобразительному и декоративно-прикладному искусству, 940 человек - хореографическому искусству, 168 человек - театральному искусству, 1276 человек обучаются на общеэстетическом и прочих отделениях.

Продолжена работа по совершенствованию библиотечного обслуживания и развитию муниципальной информационной библиотечной сети. Организовано обеспечение доступа населения к справочно-поисковому аппарату и базам данных муниципальных библиотек. Сводный электронный каталог муниципальных библиотек составляет 2420,6 тыс. экземпляров. Создано 6 районных информационных краеведческих центра на базе муниципальных библиотек.

Последовательная работа, направленная на выполнение мероприятий Программы, позволит обеспечить сбалансированное и перспективное развитие социальной инфраструктуры города Новосибирска в соответствии с потребностями в проектировании, строительстве, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения.


2.2. Технико-экономические параметры существующих
объектов социальной инфраструктуры города Новосибирска, сложившийся уровень обеспеченности населения города Новосибирска услугами в областях образования, здравоохранения, физической культуры и
массового спорта, культуры и прогнозируемый спрос на указанные услуги


2.2.1. В области образования

Технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры города Новосибирска в области образования приведены в приложении 1 к Программе.