МЭРИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Новосибирск

от 30 декабря 2016 года N 6199


О плане мероприятий («дорожной карте») по повышению значений показателей доступности
 для инвалидов объектов и услуг в городе Новосибирске на 2016 - 2030 годы


В целях реализации Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности», руководствуясь Уставом города Новосибирска,

постановляю:

1. Утвердить план мероприятий («дорожную карту») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в городе Новосибирске на 2016 - 2030 годы (далее - «дорожная карта») (приложение 1).

2. Руководителям структурных подразделений мэрии города Новосибирска, ответственным за реализацию «дорожной карты»:

2.1. Обеспечить реализацию мероприятий «дорожной карты» и достижение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в городе Новосибирске на 2016 - 2030 годы.

2.2. Ежегодно представлять в департамент по социальной политике мэрии города Новосибирска:

не позднее 10 июля текущего года и 10 февраля года, следующего за отчетным, - информацию о ходе реализации «дорожной карты»: о достигнутых значениях показателей доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории города Новосибирска; об объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, на которых созданы условия доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения за прошедший период, с указанием объема и источника финансирования (нарастающим итогом) по форме согласно приложению 2;

не позднее 25 декабря текущего года - информацию об объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, на которых планируется создать условия доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в следующем году, с указанием объема и источника финансирования.

3. Департаменту по социальной политике мэрии города Новосибирска:

3.1. Ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, обеспечивать обобщение материалов о ходе реализации «дорожной карты», представленных структурными подразделениями мэрии города Новосибирска.

3.2. Разместить постановление на официальном сайте города Новосибирска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Департаменту информационной политики мэрии города Новосибирска обеспечить опубликование постановления.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города Новосибирска Шварцкоппа В. А.

     Мэр города
А. Е. Локоть


Приложение 1
к постановлению мэрии
города Новосибирска
от 30.12.2016 N 6199

ПЛАН
мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей
доступности для инвалидов объектов и услуг в городе Новосибирске
на 2016 - 2030 годы

1. Общие положения


1.1. План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в городе Новосибирске на 2016 - 2030 годы (далее - «дорожная карта») разработан в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Федеральными законами от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее - Федеральный закон N 419-ФЗ), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Законом Новосибирской области от 12.03.99 N 45-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области», решением Совета депутатов города Новосибирска от 23.12.2015 N 114 «О плане социально-экономического развития города Новосибирска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов».

1.2. «Дорожная карта» является документом планирования взаимоувязанных по срокам реализации и исполнителям мероприятий, проводимых в целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, установленных статьей 15 Федерального закона N 181-ФЗ, а также иными федеральными законами, законами Новосибирской области, муниципальными правовыми актами города Новосибирска, регулирующими вопросы предоставления услуг населению в соответствующих сферах деятельности.

2. Обоснование целей обеспечения доступности для инвалидов
объектов и услуг, мероприятий по их доступности


2.1. Улучшение качества жизни жителей города Новосибирска является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития города Новосибирска.

На 1 января 2016 года население города Новосибирска составило 1584138 человек. По сведениям министерства социального развития Новосибирской области в городе Новосибирске проживает более 96000 инвалидов, в их числе 2814 детей-инвалидов, что составляет более 6 % от общей численности населения города. Наиболее уязвимыми при взаимодействии с городской средой жизнедеятельности являются три основные группы (категории) инвалидов:

с поражениями опорно-двигательного аппарата (используют при передвижении вспомогательные средства) - более 1,5 тыс. человек;

с нарушениями функции органов зрения - около 3 тыс. человек;

с нарушениями функции органов слуха - более 5 тыс. человек.

По общим данным число маломобильных граждан может оцениваться на уровне не менее 15 % от общего количества населения города. Соответственно, в эту социальную группу входит не менее 235065 человек.

Ключевыми направлениями оценки и мониторинга доступности в соответствии с утвержденными методиками выступают жилые, общественные, производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие организации, улично-дорожная сеть, все виды городского и пригородного пассажирского транспорта, средства связи и информации, включая экстренные службы.

В городе Новосибирске размещается 1560 социально значимых объектов, находящихся в ведении 718 организаций муниципальной формы собственности. В соответствии с распоряжением мэрии города Новосибирска от 26.11.2010 N 12969-р «О проведении мероприятий по изучению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур» проведены мероприятия по изучению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. За период 2011 - 2015 годов 1407 объектов были обследованы с целью оценки уровня их доступности для инвалидов. Среди них:

объектов государственного и муниципального управления - 63;

объектов здравоохранения - 161;

объектов образования - 401;  

объектов культуры - 156;

объектов спорта и физической культуры - 42;

объектов социального обслуживания - 80;

объектов жилищно-коммунальной сферы - 72;

объектов социально-бытового назначения - 355;

объектов транспорта - 4;

объектов информации и связи - 10.

Из перечисленных выше объектов оборудованы элементами доступности полностью или частично только 395 объектов, что составляет менее 30 %. Анализ результатов мониторинга показал, что большинство объектов социальной инфраструктуры в городе Новосибирске не отвечают всем требованиям доступности для инвалидов.

2.2. Реализацию данного направления необходимо продолжить в рамках исполнения мероприятий «дорожной карты». Для этого планируется:

поэтапное проведение паспортизации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения с привлечением представителей общественных организаций инвалидов;

определение минимально необходимого перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к действующим объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;

обучение представителей рабочих групп для проведения обследования и паспортизации действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;

разработка и издание методических рекомендаций, обеспечивающих типовые решения при организации доступной среды.

2.3. Законодательно установлено, что все организации независимо от форм собственности обязаны обеспечить проектирование, строительство и приемку с 01.07.2016 вновь вводимых в эксплуатацию, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию или модернизацию объектов с соблюдением условий их доступности для инвалидов. Требования по созданию доступной среды для инвалидов при согласовании условий размещения объектов нового строительства, реконструкции имеющихся объектов в городе Новосибирске учитываются в обязательном порядке. Департамент по социальной политике мэрии города Новосибирска осуществляет работу по согласованию проектной документации по вопросам обеспечения доступности объектов жилищного фонда, социальной, культурной и инженерной инфраструктуры. В 2015 году был согласован 171 рабочий проект, в 2016 году - 73 рабочих проекта с учетом требований свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП35-01-2001», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 605.

В рамках реализации мероприятий «дорожной карты» планируется усовершенствовать механизм принятия решений органом местного самоуправления по выдаче разрешений на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию и ввод в эксплуатацию объектов с соблюдением условий их доступности для инвалидов путем:

создания системы межведомственного взаимодействия на этапах проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов;

обязательного привлечения на всех этапах представителей общественных организаций инвалидов.

2.4. Организация транспортного обслуживания инвалидов и маломобильных групп населения в черте города и на пригородных маршрутах предполагает наличие низкопольного или специально оборудованного подвижного состава, действующих систем аудио- и визуального информирования внутри салона, доступной городской информационной системы, отражающей имеющиеся маршруты и наличие на них специального транспорта, наличие описаний в доступных форматах схем маршрутов, планов станций, внутреннего пространства вагонов и салонов.

В городе Новосибирске организованы маршруты пассажирского транспорта общего пользования, обслуживаемые низкопольным подвижным составом, в том числе:

автобусов - 45, из них с аппарелями - 27;

троллейбусов - 22, из них с аппарелями - 22;

трамваев - 12, из них с аппарелями - 12.

Кроме того, в муниципальном электротранспорте установлено 95 информационных электронных табло «бегущая строка» на 5 маршрутах троллейбусов,            50 - на 2 маршрутах трамваев. Новосибирский метрополитен оснащен ступенеходами, лестницы вестибюлей и станций имеют контрастную цветовую разметку, звуковая информация дублируется необходимыми визуальными средствами (текст, пиктограммы, видео), дежурные по станциям имеют тактильные планы станций, в регламент персонала включено сопровождение пассажиров на инвалидных колясках, незрячих и слабовидящих, в том числе использующих собаку-проводника. Специальными местами для перевозки инвалидов оборудованы 14 из 26 метропоездов.

Для транспортного обеспечения граждан, имеющих сложности в пользовании общественным транспортом, в целях посещения социально значимых объектов оказывается услуга «Социальная служба сопровождения», в том числе с использованием спецавтотранспорта, оснащенного необходимым оборудованием или приспособлениями для инвалидов, использующих кресла-коляски, и носилочных больных.

На территории города имеется 1183 обустроенных пешеходных перехода (наземного, подземного и надземного), доступного для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе для использующих кресла-коляски. Это составляет 78 % от общего количества пешеходных переходов. При этом лишь 71 пешеходный переход оснащен звуковыми или тактильными ориентирами. Это составляет менее 5 % от общего количества пешеходных переходов.

Ряд из указанных объектов требуют дополнительной проверки на соответствие нормативным требованиям доступности с последующим устранением обнаруженных расхождений. Полностью требуется обследование зон остановок наземного городского транспорта и мест парковки транспорта инвалидов.

2.5. В сфере образования реализуется три главных направления:

приспособление зданий и помещений к возможностям инвалидов для беспрепятственного передвижения;

адаптация программ обучения с учетом психофизиологических особенностей инвалидов;

педагогическая коррекция учебного процесса.

Из 510 муниципальных объектов отрасли образования 143 оснащены элементами доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, что составляет 28 % от общего числа объектов образования. В системе дошкольного образования - 249 дошкольных образовательных организаций, 71 из них имеет условия доступности. В них обучаются 3808 детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. В инклюзивных условиях общеобразовательных организаций проходят обучение 1858 детей-инвалидов, 3202 лица с ограниченными возможностями здоровья. В 11 образовательных организациях 576 детей обучается по адаптированным основным общеобразовательным программам в отдельных (коррекционных) классах общеобразовательных организаций. 403 ребенка-инвалида и лица с ограниченными возможностями здоровья получают образование на дому, в том числе 13 - дистанционно.

Переход к инклюзивной модели образования предъявляет высокие требования к мобильности, безопасности и комфорту детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Это потребует оснащения образовательных организаций учебными материалами в доступных форматах, специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности образовательных учреждений) для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов по зрению, слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ментальными нарушениями. По этой причине повышение уровня доступности объектов сферы образования является приоритетом мероприятий «дорожной карты».

2.6. Мероприятия по обеспечению доступности организаций сферы культуры города имеют целью гармоничное развитие личности инвалида, проявление его творческого потенциала, а также обеспечение возможности всем гражданам доступа к объектам и мероприятиям данной сферы. Ключевым в этой работе является:

обеспечение физической доступности театров, музеев, кинотеатров, библиотек и других организаций культуры;

возможность доступа к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость;

организация доступа к произведениям культуры и искусства в доступных форматах;

оборудование системами субтитрирования кинотеатров;

обеспечение организаций культуры специальными устройствами для инвалидов;

создание возможностей для инвалидов и маломобильных групп населения развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал.

В городе Новосибирске функционирует сеть муниципальных организаций, оказывающих разнообразные услуги в сфере культуры: 33 организации дополнительного образования детей (в том числе 10 музыкальных школ, 3 художественных школы и 20 школ искусств), 12 организаций клубного типа, 8 парков культуры и отдыха, муниципальное казенное предприятие города Новосибирска «Киноконцертный комплекс имени В. В. Маяковского», муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска «Зоологический парк имени Ростислава Александровича Шило», 2 драматических театра, муниципальное бюджетное учреждение культуры города Новосибирска «Новосибирский городской духовой оркестр», муниципальное казенное учреждение культуры «Музей города Новосибирска», муниципальное бюджетное учреждение культуры города Новосибирска «Городской центр изобразительных искусств», муниципальное бюджетное учреждение культуры города Новосибирска «Городская дирекция творческих программ», муниципальное автономное учреждение культуры города Новосибирска «Сибирский центр событий», 72 массовые библиотеки, включая филиалы, муниципальное автономное учреждение культуры города Новосибирска «Муниципальный культурный центр «Сибирь-Хоккайдо», муниципальное бюджетное учреждение культуры города Новосибирска «Детская киностудия «Поиск». Всего в городе 156 объектов культуры, из них на 44 частично обеспечиваются условия доступности для инвалидов, что составляет лишь 28,2 % от общего числа соответствующих объектов. Значительная часть организаций города не оснащена необходимыми техническими средствами и условиями для использования культурных ценностей инвалидами по слуху и по зрению (субтитрирование, дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями или световыми сигналами, оснащение вывесками и табличками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля), инвалидами с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающимися на креслах-колясках (лифты, подъемники, пандусы и т. д.).

В связи с этим приобретает актуальность:

проведение мероприятий по оборудованию организаций сферы культуры;

подготовка методических материалов по организации доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в организациях сферы культуры;

комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения);

создание специальных условий доступа инвалидам к музейным экспозициям;

обучение персонала организаций культуры с целью формирования навыков работы с пользователями с различными видами ограничений жизнедеятельности (функций зрения, слуха, движения).

2.7. В городе Новосибирске функционируют 155 спортивных объектов, из них 101 спортивная площадка. На 24 из них частично обеспечиваются условия доступности, что составляет лишь 15 % от общего количества объектов.

Развитие системы адаптивной физической культуры и спорта на муниципальном уровне требует:

организации общей доступности спортивных объектов для всех категорий инвалидов и других маломобильных граждан;

оснащения спортивного объекта специальным инвентарем и оборудованием;

доступности зоны размещения зрителей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»