МЭРИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Новосибирск

от 10 ноября 2016 года N 5131


О прогнозе социально-экономического развития
города Новосибирска на среднесрочный период 2017 - 2019 годов


В целях формирования бюджета города Новосибирска на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», постановлением мэрии города Новосибирска от 21.12.2015 N 7197 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период и признании утратившим силу постановления мэрии города Новосибирска от 30.06.2014 N 5572 «О разработке прогноза социально-экономического развития города Новосибирска», руководствуясь Уставом города Новосибирска,  

постановляю:

1. Одобрить прогноз социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период 2017 - 2019 годов (приложения 1, 2).

2. Департаменту экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии города Новосибирска разместить постановление на официальном сайте города Новосибирска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Департаменту информационной политики мэрии города Новосибирска обеспечить опубликование постановления.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя мэра города Новосибирска Буреева Б. В.

     Мэр города
А. Е. Локоть


     Приложение 1
     к постановлению мэрии
     города Новосибирска
     от 10.11.2016 N 5131



ПРОГНОЗ
социально-экономического развития города Новосибирска
на среднесрочный период 2017 - 2019 годов

Прогноз социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период 2017 - 2019 годов (далее - прогнозный период) является документом стратегического планирования, определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития города Новосибирска, разработан для целей бюджетного планирования на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, основных параметров прогноза социально-экономи-ческого развития Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, с учетом итогов социально-экономического развития города Новосибирска в 2015 году и за истекший период 2016 года.

В 2015 году социально-экономическое развитие города Новосибирска находилось под влиянием негативных макроэкономических и геополитических тенденций, которые существенно ограничили возможности экономического роста. В этих условиях главной задачей мэрии города Новосибирска стало поддержание бесперебойной работы важнейших сфер экономики города Новосибирска и социальной стабильности.

В прогнозном периоде основные усилия будут сосредоточены на обеспечении устойчивого функционирования городского хозяйства, учреждений и организаций социальной сферы, выполнении социальных обязательств перед населением, на расширении возможностей привлечения доходов в бюджет города Новосибирска и максимально эффективном расходовании средств бюджета города Новосибирска.

Демография. Численность постоянного населения города Новосибирска на начало 2016 года составила 1 584,1 тыс. человек.

В течение шести последних лет рост численности населения города Новосибирска происходит за счет естественного и миграционного прироста населения.


Таблица 1

Динамика численности населения города Новосибирска

N п/п

Показатель

Единица измерения

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Численность постоянного населения (на начало года)

человек

1397191

1473754

1475136

1498921

1523801

1547910

1567087

2

Естественный прирост (убыль), всего

человек

-639

2

341

1575

2409

2804

4669

на 1000 населения

промилле

-0,5

0

0,3

1,1

1,5

1,8

2,96

3

Миграционный прирост, всего

человек

12585

10146

23444

23305

21700

16373

12382

на 1000 населения

промилле

9

6,9

15,8

15,4

14,1

10,5

7,86


По оценке, в 2016 году и прогнозном периоде благоприятная тенденция демографического развития сохранится. К концу 2016 года численность постоянного населения города Новосибирска увеличится на 21 тыс. человек (на 1,2 %), главным образом, за счет миграционного прироста (16 тыс. человек). Естественный прирост населения составит 5 тыс. человек.

Таблица 2

Параметры численности населения города Новосибирска

N
п/п

Показатель

Единица
измерения

2015 год (отчет)

2016 год (оценка)

2017 год (прогноз)

2018 год (прогноз)

2019 год (прогноз)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Численность постоянного населения

на начало года

тыс.
человек

1567,1

1584,1

1605,1

1628,5

1652,0

среднегодовая

тыс.
человек

1575,6

1594,6

1616,8

1640,2

1663,7

2

Естественный прирост населения за год

тыс.
человек

4,7

5,0

5,5

5,4

5,4

3

Миграционный прирост населения за год

тыс.
человек

12,4

16,0

17,9

18,0

18,0


В 2017 - 2019 годах рост численности постоянного населения составит 1,4 % в год. Положительное влияние на демографические процессы в прогнозном периоде будут оказывать меры государственной поддержки материнства и детства, в частности, предоставление и ежегодное увеличение размера материнского (семейного) капитала при рождении второго и последующих детей, реализация программ профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, выдача регионального «материнского капитала».

Миграционный прирост населения в прогнозном периоде будет обеспечиваться за счет жителей регионов России (в том числе Новосибирской области) и граждан из стран Содружества Независимых Государств (Таджикистан, Узбекистан, другие страны). На число мигрантов повлияют изменения в законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2015 года, согласно которым, чтобы оформить патент-разрешение на право работать на территории Российской Федерации, иностранцам необходимо сдать экзамен на знание русского языка и истории России. Кроме того, ужесточаются наказания за незаконный въезд в Россию, введены ограничения на перечень видов деятельности, разрешенных для иностранных мигрантов.

Демографический прогноз также учитывает действие мер, направленных на пропаганду и создание условий для здорового образа жизни, обеспечение доступности отдыха детей, поддержку социально незащищенных слоев населения в рамках муниципальных программ города Новосибирска.

Занятость и заработная плата. По данным баланса трудовых ресурсов, разработанного территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, в 2015 году среднегодовая численность населения, занятого в экономике города Новосибирска, снизилась на 12,4 тыс. человек (на 1,5 %) по сравнению с 2014 годом и составила 807,1 тыс. человек.

Непосредственное влияние на снижение численности населения, занятого в экономике, оказывают:

сокращение с 2014 года численности лиц в трудоспособном возрасте, обусловленное процессом демографического старения населения (в 2014 и 2015 годах число лиц, вышедших за пределы трудоспособного возраста, в 2 раза превышало численность вступивших в него);

сокращение численности работающих лиц старше трудоспособного возраста (со 153,3 тыс. человек в 2014 году до 102,9 тыс. человек в 2015 году);

сокращение миграционного прироста населения в трудоспособном возрасте (в 2014 году - 13,0 тыс. человек, в 2015 году - 9,1 тыс. человек).

Потери населения за счет смены поколений в 2014 году компенсировались приростом населения в трудоспособном возрасте за счет миграции, в 2015 году миграционный прирост трудоспособного населения лишь на 83 % компенсировал потери за счет вышедших за пределы трудоспособного возраста, а преждевременная смертность (особенно мужского населения) усугубляет отрицательное влияние на общую численность населения трудоспособного возраста.

При сохранении данных тенденций на рынке труда города Новосибирска в 2016 году среднегодовая численность занятых в экономике города (без учета маятниковой миграции работающих), по оценке, составит 806,6 тыс. человек, что на 0,1 % меньше уровня 2015 года.

В прогнозном периоде ожидается незначительный прирост численности населения, занятого в экономике города (на уровне 0,1 - 0,2 %), что обусловлено частичным задействованием резерва незанятого населения (обучающиеся в трудоспособном возрасте с отрывом от работы, безработные, зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения, и другие категории населения), сохраняющимся притоком иностранных трудовых мигрантов, а также развитием форм самозанятости.

По данным государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр занятости населения города Новосибирска», с начала 2016 года на территории города Новосибирска наблюдается снижение числа безработных. С учетом сложившихся сезонных колебаний, численность безработных к концу года ожидается на уровне 5,7 тыс. человек, к концу прогнозного периода она постепенно снизится до 4,9 тыс. человек.

В прогнозном периоде восстановление темпов экономического развития, расширение инвестиционных программ хозяйствующих субъектов будут способствовать увеличению потребности предприятий и организаций города в кадрах. В бюджетном секторе также положительное влияние на численность работающих окажет ввод новых объектов социальной сферы и рост заработной платы у отдельных категорий персонала, определенных в «майских» указах Президента Российской Федерации.

По итогам 2015 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций города Новосибирска составила 30078,0 рубля и, по сравнению с 2014 годом, увеличилась на 3,4 %. Заработная плата работников крупных и средних предприятий выросла на 4,3 % (37093,0 рубля), малых предприятий - снизилась на 0,6 % (17399,0 рубля). В бюджетных организациях заработная плата выросла на 1 % и составила 34010,0 рубля.

Темпы роста заработной платы по городу Новосибирску в 2016 году ожидаются несколько выше, чем в 2015 году (104,5 % против 103,4 %).


Таблица 3

Параметры занятости населения и заработной платы

N
п/п

Показатель

Единица
измерения

2015 год (отчет)

2016 год (оценка)

2017 год (прогноз)

2018 год (прогноз)

2019 год (прогноз)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Среднегодовая численность занятых в экономике

тыс.
человек

807,1

806,6

807,3

808,3

809,6

2

Численность официально зарегистрированных безработных на конец года

тыс.
человек

6,4

5,7

5,4

5,2

4,9

3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников

рублей

30078,0

31431,5

33380,3

35316,3

37188,1

темп роста

в % к предыдущему году

103,4

104,5

106,2

105,8

105,3

4

Индекс реальной заработной платы

в % к предыдущему году

90,6

97,7

101,4

101,7

101,3


В прогнозном периоде рост заработной платы в реальном секторе экономики будет зависеть от ситуации на рынке труда (динамика безработицы, в том числе ее скрытых форм: административные отпуска, неполная рабочая неделя), усилий по легализации «теневой» заработной платы, регулированию численности и надлежащему оформлению трудовых отношений с работниками-мигрантами, а также от состояния экономики в целом.

В бюджетном секторе положительная динамика заработной платы будет обеспечиваться преимущественно за счет ее роста у категорий персонала, определенных «майскими» указами Президента Российской Федерации. В 2019 году заработную плату этих категорий работников предполагается сохранить на уровне, достигнутом в 2018 году.

С учетом замедления инфляции сокращение реальной заработной платы в 2016 году будет несколько меньше, чем в 2015 году, и оценивается в 2,3 %. За период 2017 - 2019 годов реальная заработная плата по городу Новосибирску увеличится на 4,5 %. При этом до уровня 2015 года реальная заработная плата восстановится только в 2018 году.

Фонд заработной платы работников предприятий и организаций города Новосибирска в 2015 году составил 235177,2 млн. рублей (100,8 % к уровню 2014 года), в том числе по крупным и средним предприятиям - 186646,1 млн. рублей (102,1 %), по малым - 48531,1 млн. рублей (96,4 %), в бюджетной сфере - 69192,8 млн. рублей, 99,9 % к уровню 2014 года.

Фонд заработной платы работников предприятий и организаций города Новосибирска в 2016 году оценивается на уровне 243355,3 млн. рублей (103,5 % к уровню 2015 года). В прогнозном периоде рост фонда заработной платы работников сохранится за счет синхронного увеличения значений компонентов показателя (среднесписочной численности работников предприятий и организаций, среднемесячной начисленной заработной платы).

Таблица 4

Параметры численности работников и фонда заработной платы

N
п/п

Показатель

Единица измерения

2015 год (отчет)

2016 год (оценка)

2017 год (прогноз)

2018 год (прогноз)

2019 год (прогноз)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Среднесписочная численность работников предприятий и организаций

тыс.
человек

651,6

645,2

647,1

649,8

653,7

2

Фонд заработной платы работников предприятий и организаций

млн.
рублей

235177,2

243355,3

259204,7

275382,4

291718,3

3

Фонд заработной платы работников бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов всех уровней

млн.
рублей

69192,8

71854,3

75824,0

79463,5

82880,5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»