Дорожная карта - это перечень ключевых событий (мероприятий) по достижению целей и решению задач Программы, включающий узловые пункты, характеризующиеся достижением промежуточных целей и основные этапы, в конце которых они должны быть достигнуты.
Выполнение дорожной карты в рамках реализации Программы позволит Новосибирской области войти в число лидеров среди субъектов Российской Федерации по темпам роста ВРП (превышение не менее 2 п.п. над среднероссийскими), темпам роста промышленного производства (превышение не менее 3 п.п.), доле высокотехнологичных производств и продуктов (в 1,5-2 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации).
Для достижения подобных результатов необходимо осуществить мероприятия Программы, которые сведены в ряд этапов (таблица 9).
Этап I. Подготовительный. Он начинается с момента принятия Программы и заканчивается запуском механизмов поддержки основных «флагманских» проектов, включение мероприятий Программы в документы планирования социально-экономического развития Новосибирской области и определение необходимых объемов финансирования из областного бюджета Новосибирской области. Продолжительность этапа - до конца 2016 года.
Этап II. Первый период реализации Программы. Он начинается с момента выделения ресурсов для поддержки проектов Программы (финансовых, локальных и организационных) и заканчивается промежуточной оценкой результатов Программы. Продолжительность этапа - 2017 - 2022 годы.
Этап III. Второй этап реализации Программы. Он начинается с момента утверждения новой редакции Программы после оценки ее результатов, реструктуризации и изменения приоритетов (при необходимости) после анализа и оценки результатов реализации Программы на предыдущем этапе. Продолжительность этапа - 2023 - 2025 годы.
Этап IV. Пост-программный. Анализ и оценка результатов реализации Программы - 2026 год.
Таблица 9
Дорожная карта Программы
Этапы | Начало этапа | Завершение этапа | Основные действия | Сроки реали-зации |
I | Принятие Программы | Запуск механизмов программы | Формирование плана мероприятий по реализации Программы. Презентация Программы и ее «флагманских» проектов на IV Международном форуме технологического развития «Технопром-2016». Представление Программы на заседании Правительства РФ. Подготовка предложений по принятию нормативных актов Новосибирской области, направленных на обеспечение реализации Программы. Организация отбора проектов Программы. Формирование сводного перечня проектов в рамках Программы и установление лимитов для их поддержки. Оказание содействия в получении поддержки реализации проектов в рамках Программы за счет средств федерального бюджета | 2016 г. |
II | Утверждение бюджета Новосибирской области на очередной год и плановый период | Отчет о ходе реализации программы за 2017-2022 гг. | Регулярная работа проектного офиса Программы с федеральными, областными исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами развития. Оценка текущих результатов реализации проектов в рамках Программы и выявление «узких мест» по данным мониторинга Программы. Включение новых проектов в сводный реестр проектов Программы. Информирование общественности о ходе реализации Программы, в том числе на российских и международных форумах и выставках | 2017-2022 гг. |
III | Промежуточ-ный отчет о ходе реализации Программы | Завершение Программы. | Актуализация Программы и пересмотр ее основных параметров. Внесение изменений в перечень мероприятий, механизмов и инструментов Программы. Завершение реализации части проектов Программы и включение в нее новых проектов | 2023-2025 гг. |
IV | Подготовка отчета | Представление итоговых результатов реализации Программы | Проведение работы по оценке результатов и эффективности Программы. Подготовка отчета. Рассмотрение отчета с привлечением общественности | 2026 г. |
Объективно будет существовать достаточно ощутимый (5-7 лет) лаг между затратами в конкретные проекты и получением реальных результатов, когда сможет проявиться кумулятивное наращивание экономического эффекта совместной и комплексной реализации важнейших проектов и стратегических инициатив Программы.
Экспертные расчеты и оценки позволили выделить в структуре валового регионального продукта (далее - ВРП) Новосибирской области в составе видов экономической деятельности инновационно-технологический сегмент экономики Новосибирской области (см. таблицу 10). Они показывают, что:
Новосибирская область уже сегодня обладает развитым инновационно-технологическим сегментом, доля которого в структуре ВРП Новосибирской области не менее 20%. При добавлении высокотехнологичных услуг связи эта доля увеличивается примерно до 23%, что на 5-6 процентных пункта выше, чем по Российской Федерации в среднем;
реализация проектов Программы может увеличить этот показатель в среднесрочной перспективе на несколько процентных пунктов и он может приблизиться к 30%, что будет говорить о достаточно прогрессивной структуре экономики Новосибирской области.
Таблица 10
Доля инновационно-технологического сегмента
в структуре ВРП Новосибирской области (%)
N п/п | 2012-2014 годы | 2020-2022 годы | |
1 | ОПК + Росатом | 5,5-6,0 | 7,0-8,0 |
2 | Фундаментальная наука и инновационный сектор | 3,5-4,0 | 5,0-6,0 |
3 | Здравоохранение (высокотехнологичная медицина, лекарства | 6,0-7,0 | 6,0-7,0 |
4 | Образование | 4,0-5,0 | 4,0-5,0 |
В целом основные ожидаемые результаты реализации Программы должны выразиться в:
техническом перевооружении действующих производств;
получении научных результатов мирового уровня;
повышении технологического уровня производств на территории Новосибирской области;
снижении зависимости от импорта иностранной продукции;
создании эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей минимальные сроки прохождения инновации от идеи до конечного продукта;
появлении новых высокотехнологичных отраслей;
наличии развитого рынка научно-исследовательских разработок;